Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Для сравнения, бюджетный процесс  Республики Казахстан основывается на четырнадцати основных принципах, часть  из которых аналогична принципам  бюджетного процесса РФ, но присутствуют такие принципы, как принцип транспаретности (обязательное опубликование нормативных  правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации), последовательности (соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений), преемственности (планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов) [10].

В основе бюджетного процесса Республики Беларусь лежат принципы, характерные  для ее бюджетного устройства: единства; полноты отражения доходов и  расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности  бюджетов; эффективности использования  бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности  бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности  участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной  классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета  государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в  установленном порядке в средствах  массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы  Республики Беларусь собственных доходов  и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих  государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов все участники  бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или  достижения максимального результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все  расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в  том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность  за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [5].

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Республики Беларусь;

Парламент Республики Беларусь;

Правительство Республики Беларусь;

местные Советы депутатов;

местные исполнительные и распорядительные органы;

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Национальный банк Республики Беларусь;

иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством  возложены права и обязанности  по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению  бюджетного процесса;

распорядители и получатели бюджетных  средств;

банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном  процессе [6].

Участники процесса, обладающие бюджетными полномочиями, контролируют качество бюджетных показателей, оценивают  их соответствие основным задачам бюджетной  политики конкретного периода и  эффективность использования государственных  финансовых ресурсов [7, с.254].

На каждом этапе бюджетного процесса решаются конкретные задачи. По его  завершении оформляются соответствующие  документы. Первый этап - составление  проекта бюджета. Второй - рассмотрение проекта бюджета и вынесение  заключения по нему. Третий - утверждение  проекта, после чего бюджет становится законом. Четвертый этап - составление отчета по результатам исполнения бюджета.

От подготовки проекта бюджета  до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее двух лет. Этот период получил название бюджетного цикла [7, с.255].

 

    1. Распорядители и получатели бюджетных средств.

 

1. Распорядители бюджетных  средств определяются путем установления  им бюджетных назначений.

2. Распорядителями бюджетных  средств могут быть:

2.1. по бюджетным назначениям,  предусмотренным законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый  год, - государственный орган, иная  государственная организация, подчиненная  Правительству Республики Беларусь;

2.2. по бюджетным назначениям,  предусмотренным решениями местных  Советов депутатов о бюджете  на очередной финансовый год, - государственный орган, его структурные  подразделения с правами юридического  лица, иная организация, ответственная  за реализацию определенных задач  и функций государства в соответствии  с законодательством;

2.3. по бюджетным назначениям,  предусмотренным законодательным  актом о бюджете государственного  внебюджетного фонда на очередной  финансовый год, - государственный  орган, на который возложены  функции по сбору и контролю  за поступлением средств, формирующих  доходы государственного внебюджетного  фонда, а также по управлению  средствами бюджета государственного  внебюджетного фонда и их использованию.

3. Бюджетные назначения  устанавливаются распорядителям  бюджетных средств для выполнения  возложенных на них функций,  осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета.

4. Средства бюджета, получаемые  физическими лицами и организациями,  не имеющими статуса бюджетной  организации, предоставляются им  только через распорядителей  бюджетных средств.

Статья 81. Основные функции  распорядителей бюджетных средств

1. Распорядители бюджетных  средств:

1.1. разрабатывают план  своей деятельности в соответствии  с функциями и задачами, определенными  законодательством, исходя из  необходимости достижения установленных  результатов за счет бюджетных  средств на основании их эффективного  расходования;

1.2. разрабатывают на основании  плана деятельности расчет необходимых  ассигнований к проекту бюджета  на очередной финансовый год,  проект бюджетной сметы. Распорядители  средств республиканского бюджета  и местных бюджетов направляют  указанные расчет необходимых  ассигнований и проект бюджетной  сметы соответственно в Министерство  финансов или соответствующий  местный финансовый орган;

1.3. обеспечивают управление  бюджетными назначениями и исполнение  соответствующей части бюджета;

1.4. утверждают бюджетные  сметы получателей бюджетных  средств;

1.5. осуществляют контроль  за целевым и эффективным использованием  бюджетных средств получателями  бюджетных средств, своевременным  возвратом излишне полученных  бюджетных средств и представлением  отчетности.

2. Распорядители средств  республиканского бюджета и местных  бюджетов составляют и представляют  соответственно в Министерство  финансов или местный финансовый  орган бухгалтерскую отчетность  в составе и порядке, определенных  Министерством финансов, а также  сводную бюджетную смету.

3. Распорядители средств  республиканского бюджета и местных  бюджетов выступают в суде  соответственно от имени Республики  Беларусь, административно-территориальной  единицы в качестве представителя  ответчика по искам к Республике  Беларусь, административно-территориальной  единице:

3.1. о возмещении вреда,  причиненного физическому или  юридическому лицу в результате  незаконных действий (бездействия)  распорядителя бюджетных средств,  государственных органов, подчиненных  (входящих в систему) распорядителю  бюджетных средств, органов местного  управления и самоуправления  либо должностных лиц этих  органов, в том числе в результате  издания актов государственных  органов, органов местного управления  и самоуправления, не соответствующих  законодательству;

3.2. предъявляемым в порядке  субсидиарной ответственности по  денежным обязательствам подведомственных (подчиненных) бюджетных организаций.

Статья 82. Права и обязанности  получателей бюджетных средств

1. Получатели бюджетных  средств имеют право на:

1.1. использование бюджетных  средств в соответствии с утвержденной  бюджетной росписью;

1.2. своевременное доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

2. Получатели бюджетных  средств обязаны:

2.1. своевременно представлять  документы, подтверждающие право  на получение бюджетных средств;

2.2. эффективно использовать  бюджетные средства в соответствии  с их целевым назначением;

2.3. своевременно и в  полном объеме возвращать бюджетные  средства, предоставленные на возвратной  основе;

2.4. своевременно и в  полном объеме вносить проценты (плату) за пользование бюджетными  средствами, предоставленными на  возмездной основе;

2.5. своевременно представлять  бухгалтерскую отчетность и иные  сведения об использовании бюджетных  средств в составе и порядке,  определенных Министерством финансов;

2.6. возвращать неиспользованные  бюджетные средства в соответствующий  бюджет;

2.7. принимать бюджетные  обязательства только в пределах  предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных  расчетов, сложившихся на 1 января  текущего финансового года;

2.8. в случае уменьшения  распорядителем бюджетных средств  размера ранее доведенных бюджетных  ассигнований, приводящего к невозможности  исполнения принятых бюджетных  обязательств, вытекающих из заключенных  договоров (соглашений), принять  меры по корректировке указанных  договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

 

 

Глава 2.  Составление  проектов республиканского и местных  бюджетов.

2.1. Составление  проекта республиканского бюджета.

 

Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая  должна быть сосредоточена в республиканском  бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном  бюджете республики для направления  на финансирование расходов и мероприятий  общегосударственного и местного значения.

Составление проекта бюджета  происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права