Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60
Для сравнения, бюджетный процесс Республики Казахстан основывается на четырнадцати основных принципах, часть из которых аналогична принципам бюджетного процесса РФ, но присутствуют такие принципы, как принцип транспаретности (обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации), последовательности (соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений), преемственности (планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов) [10].
В основе бюджетного процесса Республики Беларусь лежат принципы, характерные для ее бюджетного устройства: единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса.
Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов
означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. При составлении, рассмотрении,
утверждении и исполнении бюджета
государственные органы должны исходить
из необходимости минимизации
Принцип гласности означает открытость
для общества и средств массовой
информации процедур рассмотрения и
принятия закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год, а также опубликование в
установленном порядке в
Принцип самостоятельности бюджетов
обеспечивается наличием у бюджетов
всех уровней бюджетной системы
Республики Беларусь собственных доходов
и источников финансирования дефицита
бюджета, а также правом соответствующих
государственных органов в
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип достоверности бюджетов означает,
что бюджеты формируются на основе
обоснованных прогнозных макроэкономических
показателей социально-
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [5].
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Республики Беларусь;
Парламент Республики Беларусь;
Правительство Республики Беларусь;
местные Советы депутатов;
местные исполнительные и распорядительные органы;
органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
Национальный банк Республики Беларусь;
иные государственные органы, на
которые в соответствии с законодательством
возложены права и обязанности
по регулированию бюджетных
распорядители и получатели бюджетных средств;
банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе [6].
Участники процесса, обладающие бюджетными
полномочиями, контролируют качество
бюджетных показателей, оценивают
их соответствие основным задачам бюджетной
политики конкретного периода и
эффективность использования
На каждом этапе бюджетного процесса решаются конкретные задачи. По его завершении оформляются соответствующие документы. Первый этап - составление проекта бюджета. Второй - рассмотрение проекта бюджета и вынесение заключения по нему. Третий - утверждение проекта, после чего бюджет становится законом. Четвертый этап - составление отчета по результатам исполнения бюджета.
От подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее двух лет. Этот период получил название бюджетного цикла [7, с.255].
1. Распорядители бюджетных
средств определяются путем
2. Распорядителями бюджетных средств могут быть:
2.1. по бюджетным назначениям,
предусмотренным законом о
2.2. по бюджетным назначениям,
предусмотренным решениями
2.3. по бюджетным назначениям,
предусмотренным
3. Бюджетные назначения
устанавливаются
4. Средства бюджета, получаемые
физическими лицами и
Статья 81. Основные функции распорядителей бюджетных средств
1. Распорядители бюджетных средств:
1.1. разрабатывают план
своей деятельности в
1.2. разрабатывают на основании
плана деятельности расчет
1.3. обеспечивают управление
бюджетными назначениями и
1.4. утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств;
1.5. осуществляют контроль
за целевым и эффективным
2. Распорядители средств
республиканского бюджета и
3. Распорядители средств
республиканского бюджета и
3.1. о возмещении вреда,
причиненного физическому или
юридическому лицу в
3.2. предъявляемым в порядке
субсидиарной ответственности
Статья 82. Права и обязанности получателей бюджетных средств
1. Получатели бюджетных средств имеют право на:
1.1. использование бюджетных
средств в соответствии с
1.2. своевременное доведение
уведомлений о бюджетных
2. Получатели бюджетных средств обязаны:
2.1. своевременно представлять
документы, подтверждающие
2.2. эффективно использовать
бюджетные средства в
2.3. своевременно и в
полном объеме возвращать
2.4. своевременно и в
полном объеме вносить проценты
(плату) за пользование
2.5. своевременно представлять
бухгалтерскую отчетность и
2.6. возвращать неиспользованные
бюджетные средства в
2.7. принимать бюджетные
обязательства только в
2.8. в случае уменьшения
распорядителем бюджетных
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов.
2.1. Составление
проекта республиканского
Составление проекта республиканского
бюджета имеет целью определить
сумму денежных средств, которая
должна быть сосредоточена в
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов.
Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права