Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60
Однако именно разработка системы
показателей социальной и экономической
эффективности государственных
расходов является одной из главных
проблем при внедрении
Дальнейшее развитие концепции программно-целевого бюджетирования и, соответственно, эффективности бюджетных расходов приводит к разграничению понятий прямых и конечных результатов деятельности получателей бюджетных средств. Под прямым результатом обычно понимают объем предоставляемых государством товаров и услуг -- «выпуск». Например, это может быть численность учащихся школ или количество проведенных кардиологических операции. Конечными (социальными) результатами в этих случаях будут поддержание определенного уровня образованности населения и уменьшение смертности. Достижение конечных результатов есть цель государственной политики, а производство государственными организациями работ, товаров и услуг - ее инструмент. Разделение результатов на прямые и конечные придает новый смысл показателям социальной и экономической эффективности, позволяет их измерить. Так, для измерения социальной эффективности государственных расходов достаточно сравнить намеченные и реальные конечные результаты, а для измерения экономической эффективности - запланированный объем предоставления услуг с реально предоставленными [20].
Таким образом, отметим следующие преимущества бюджетирования, ориентированного на результат:
регулярное получение более
полной информации о реализации государственных
задач и использовании
возможность более эффективного распределения
бюджетных средств между
экономия бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора;
возможность сравнить несколько предлагаемых
вариантов программ с точки зрения
ожидаемых результатов и
предпосылки для повышения эффективности
контроля за деятельностью министерств
и ведомств путем установления показателей
результативности и сравнения фактически
достигнутых результатов с
выявление и упразднение дублирующих друг друга программ, неэффективных программ;
возможность самостоятельного расходования бюджетными учреждениями выделенных им средств для достижения поставленных результатов;
возможность для бюджетополучателей хотя бы приблизительно установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом требуемых для этого ресурсов, лучше планировать свою деятельность;
возможность подкрепления запросов об увеличении бюджетного финансирования экономически обоснованным расчетом эффективности реализации программы;
в целом бюджетирование, ориентированное на результат, позволяет лучше понять, какие цепи ставит перед собой правительство, насколько поставленные цепи отвечают потребностям населения, в какой степени и какой ценой удается достичь этих целей [16].
Безусловно, как говорилось выше, процесс внедрения процедуры БОР очень трудоемкий и требует длительного времени для того, чтобы этот метод мог успешно и в полном объеме применяться на практике. И поскольку Республика Беларусь находится лишь на начальном этапе, целесообразно изучить и учесть опыт стран, которые используют процедуру БОР уже достаточно длительное время:
вопросы совершенствования
необходимо внимательно
необходимо обеспечить наличие
соответствующих условий для
успешного внедрения
опыт показывает, что к проведению реформ государственного управления следует подходить прагматически, т.е. любые нововведения должны строиться с учетом страновых и региональных особенностей, а также с учетом особенностей, существующих в конкретных отраслях государственной деятельности. Та или иная концепция реформы может быть успешно реализована в какой-либо одной сфере государственной деятельности и не иметь возможности использоваться в другой из-за различий в организационной структуре и сложившейся практике;
при проведении реформ большое внимание следует уделять человеческому фактору. Нередко неудачи перехода от затратного метода к бюджетированию, ориентированному на результат, были связаны с тем, что сотрудники министерств и ведомств не имели должного представления о цели проводимых реформ, не имели достаточных стимулов для их поддержки, не были активно вовлечены в проведение реформ и не имели достаточных полномочий влиять на их ход;
критически важно заранее
переход к бюджетированию, ориентированному
на результат, это многолетний итеративный
процесс, в ходе которого методы планирования
социально-экономических
основными проблемами, которые предстоит решить для успешного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, являются:
трудности измерения социально-
трудности выработки единой системы целей и показателей, отражающих степень их достижения;
различия в структуре программ и финансовой отчетности;
несовершенство
недостаточное внимание к мониторингу и оценке результатов [12,16].
В конце хотелось бы рассмотреть, как может осуществляться применение бюджетирования, ориентированного на результат, на разных этапах бюджетного процесса.
Подготовка проекта бюджета. Бюджетирование, ориентированное на результат, стимулирует отраслевые министерства сосредоточить внимание на целях и результатах их деятельности. При подготовке проекта бюджета министерствам будет необходимо ответить на три основных вопроса, которые должны найти отражение в бюджетной заявке:
какие функции они выполняют
по реализации приоритетных целей и
задач государственной
каким образом они собираются достичь
свои стратегические цели? Для ответа
на этот вопрос стратегическая цель (цели)
разбивается на конкретные тактические
задачи, которые должны решаться в
рамках внутриминистерских программ.
В программах излагаются ожидаемые
результаты их реализации, и предлагается
система показателей для
во что обойдется достижение поставленных целей и задач? Ответ на этот вопрос будет содержаться в бюджетных показателях, прилагаемых к программам.
Исполнение бюджета. Ранее уже
говорилось о том, что контроль за
исполнением бюджета при
Отчетность, мониторинг и оценка результатов. При переходе на бюджетирование, ориентированное на результат, возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов.
БОР предполагает подготовку отчетов о том, выполнены ли намеченные задачи, достигнуты ли запланированные результаты. Ответы на такого рода вопросы предполагают разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основными критериями оценки являются:
экономическая эффективность программ, т.е. соотношение объема предоставленных услуг определенного качества и затрат на их предоставление;
социальная эффективность
Система показателей должна быть разработана и согласована на этапе подготовки проекта бюджета, когда идет составление программ, поскольку она является составной частью бюджетной заявки.
Эта система должна включать прежде всего следующие показатели:
показатели затрат - т.е. ресурсы, необходимые для оказания бюджетной услуги;
показатели результатов, включая
непосредственные результаты программ: показатели услуг (объема и качества)
конечные результаты программ: показатели эффекта от предоставления бюджетных услуг для их получателей [14,16]
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший
плановый и контрольный инструмент,
посредством которого государство
перераспределяет более третьей
части национального дохода и
более половины своих денежных средств.
Бюджет возникает и действует
там, где существует государство
и развитые товарно-денежные отношения.
Через государственный бюджет правительство
реализует экономическую и
Политика же государственных расходов
не должна быть расточительной и должна
ориентировать бюджетную
Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права