Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

13. Временно свободные денежные  средства бюджета могут размещаться  в банковские вклады (депозиты), инвестироваться  в ценные бумаги, иные активы  в соответствии с бюджетным  законодательством [11, с. 108].

 

3.2 Казначейская система  исполнения бюджетов

 

Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное  государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

Управление денежными средствами республиканского бюджета, местных  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным  органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.

Учет всех операций с денежными  средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь осуществляется отдельно.

Внебюджетные средства бюджетных  организаций учитываются на едином казначейском счете, однако данное положение  согласно Бюджетного кодекса Республики Беларусь вступает в силу только с 01 января 2010 года.

Открытие и закрытие счетов распорядителей и получателей бюджетных средств  по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных  организаций, иных государственных  средств, предусмотренных законодательством, осуществляются по распоряжению органов  государственного казначейства.

Счета Министерства финансов по учету  средств республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов находятся в Национальном банке Республики Беларусь.

 

3.3 Исполнение государственного  бюджета

 

Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает:

1. осуществление операций со  средствами республиканского бюджета  через единый казначейский счет;

2. распределение в установленных  порядке и размерах регулирующих  доходов между бюджетами различных  уровней;

3. возврат, зачет сумм, излишне  уплаченных (взысканных) или неправильно  поступивших в доход республиканского  бюджета;

4. осуществление операций по  передаче средств в форме межбюджетных  трансфертов между республиканским  бюджетом и местными бюджетами;

5. обеспечение контроля бюджетных  полномочий и обязательств;

6. осуществление платежей от  имени распорядителей (получателей)  средств республиканского бюджета;

7. учет всех операций и составление  отчетности по исполнению республиканского  бюджета.

Республиканский бюджет исполняется  в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись республиканского бюджета составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

Бюджетная роспись республиканского бюджета утверждается Министерством  финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год.

Исполнение республиканского бюджета  по доходам предусматривает:

1. зачисление доходов бюджета  на единый казначейский счет;

2. проведение взаимозачета налогов,  сборов (пошлин), подлежащих уплате  плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных  органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);

3. распределение в соответствии  с законом о республиканском  бюджете на текущий финансовый  год регулирующих доходов республиканского  бюджета, зачисление причитающейся  доли в доход местных бюджетов;

4. возврат, зачет сумм, излишне  уплаченных (взысканных) или неправильно  поступивших в доход республиканского  бюджета;

5. учет и отчетность по исполнению  доходной части республиканского  бюджета;

6. анализ выполнения доходов  [9, с. 38].

Организации, кроме налоговых и  таможенных органов, уполномоченные в  соответствии с законодательством  осуществлять сбор доходов в республиканский бюджет, обязаны осуществлять контроль за правильным исчислением, полной и своевременной их уплатой, если иное не предусмотрено законодательством.

Распределение регулирующих доходов, расчеты с местными бюджетами  и плательщиками по возврату (зачету) излишне уплаченных (взысканных) или  неправильно поступивших сумм в  доход республиканского бюджета  осуществляются органами государственного казначейства.

Учет операций по доходам республиканского бюджета осуществляется по лицевым  счетам, открываемым для каждого  налогового, таможенного органа и  иных организаций, уполномоченных в  соответствии с законодательством  осуществлять сбор доходов в республиканский  бюджет, на едином казначейском счете.

Республиканский бюджет по расходам исполняется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением  основных этапов, которыми являются:

1. установление бюджетных назначений  распорядителям бюджетных средств  на основе утвержденной бюджетной  росписи;

2. доведение бюджетных назначений  до распорядителей бюджетных  средств, а также утверждение  бюджетных смет получателям бюджетных  средств;

3. принятие денежных обязательств  получателями бюджетных средств;

4. подтверждение и проверка исполнения  денежных обязательств;

5. осуществление платежей (расходование  бюджетных средств);

6. использование товаров (работ,  услуг) в целях осуществления  функций распорядителями бюджетных  средств и реализации государственных  программ.

Обязательства, принятые организациями  без соответствующих бюджетных  ассигнований или же с превышением  полномочий, установленных Кодексом и законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, не считаются бюджетными обязательствами, и расходы республиканского бюджета на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.

 

3.4 Исполнение местных  бюджетов

 

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление  всех предусмотренных доходов и  расходование бюджетных средств  в соответствии с их целевым назначением.

Казначейское исполнение местных  бюджетов предусматривает выполнение органами государственного казначейства, местными финансовыми органами функций, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Оплата бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств  и получателей бюджетных средств, принятых к исполнению, осуществляется через единый казначейский счет.

Местные бюджеты исполняются в  соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись бюджетов областного и базового уровней составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей  соответствующих местных бюджетов на очередной финансовый год, утвержденных решениями местных Советов депутатов, местными финансовыми органами в  месячный срок после принятия решений  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый год. Бюджетная роспись бюджетов областного и базового уровней утверждается руководителем местного финансового  органа соответствующего исполнительного  комитета.

По бюджетам первичного уровня бюджетная  роспись отдельно не составляется. Поквартальное распределение годовых  назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации  Республики Беларусь при утверждении  бюджетов и является бюджетной росписью, на основании которой исполняются  местные бюджеты.

Исполнение местных бюджетов по доходам предусматривает:

1. зачисление доходов местных  бюджетов на единый казначейский  счет;

2. распределение в соответствии  с решением местного Совета  депутатов о бюджете на текущий  финансовый год регулирующих  доходов, зачисление причитающейся  доли в доход соответствующих  местных бюджетов;

3. возврат, зачет сумм, излишне  уплаченных (взысканных) или неправильно  поступивших в доход местных  бюджетов;

4. учет и отчетность по исполнению  доходной части местных бюджетов;

5. анализ выполнения доходов.

Исполнение местных бюджетов по расходам осуществляется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия  бюджетных средств с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

1. установление бюджетных назначений  распорядителям бюджетных средств  на основе утвержденной бюджетной  росписи;

2. доведение бюджетных назначений  до распорядителей бюджетных  средств, а также утверждение  распорядителями бюджетных средств  бюджетных смет получателям бюджетных  средств;

3. принятие денежных обязательств  получателями бюджетных средств;

4. подтверждение и проверка исполнения  денежных обязательств;

5. осуществление платежей (расходование  бюджетных средств);

6. использование товаров (работ,  услуг) в целях осуществления  функций распорядителей бюджетных  средств и бюджетных программ.

Обязательства, принятые организациями  без соответствующих бюджетных  ассигнований или же с превышением  полномочий, установленных Бюджетным  кодексом Республики Беларусь и решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый год, не считаются бюджетными обязательствами. Расходы местных бюджетов на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.

Местные исполнительные и распорядительные органы должны принимать меры по эффективному управлению временно свободными денежными  средствами при минимизации рисков.

Основаниями для внесения изменений  в утвержденный местный бюджет, годовую  с поквартальным распределением бюджетную роспись по доходам  и расходам бюджета являются:

1. решение соответствующего местного  Совета депутатов об увеличении  или уменьшении утвержденного  местным Советом депутатов на  очередной финансовый год объема  доходов местного бюджета, расходов  местного бюджета, дефицита местного  бюджета и источников его финансирования, а также уточнение других показателей,  утверждаемых решением местного  Совета депутатов о бюджете  на очередной финансовый год  согласно статье 93 Бюджетного кодекса;

2. уведомление Министерства финансов, вышестоящего местного финансового  органа о средствах, передаваемых  нижестоящим бюджетам в форме  межбюджетных трансфертов;

3. решение местного исполнительного  и распорядительного органа в  части направления средств резервного  фонда и в иных случаях в  соответствии с законодательными  актами;

4. письменное разрешение руководителя  местного финансового органа  по ходатайствам распорядителей  бюджетных средств в случае  внесения изменений в пределах прав, предоставленных местным финансовым органам [10, с. 25].

Увеличение или уменьшение утвержденного  решением местного Совета депутатов  общего объема доходов и расходов местного бюджета, источников финансирования его дефицита производятся местным  Советом депутатов.

Местные финансовые органы в процессе исполнения соответствующего бюджета  имеют право вносить изменения  в:

1. квартальное распределение доходов  соответствующего бюджета;

2. доходы соответствующего бюджета  в пределах утвержденных годовых  поступлений;

3. квартальное распределение расходов  соответствующего бюджета;

4. расходы соответствующего бюджета  по ведомственной и экономической  классификации расходов бюджета  в пределах утвержденных годовых  назначений по функциональной  классификации расходов бюджета.

Суммы превышения доходов над расходами  по бюджетам, образующиеся на конец  года в результате перевыполнения бюджета  по доходам и экономии по расходам, остаются в распоряжении соответствующего местного Совета депутатов. Изъятие  указанных сумм из бюджетов не допускается. Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом не компенсируются.

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права