Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60
Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.
Составление проектов бюджетов
осуществляется на основании прогноза
социально-экономического развития республики,
основных направлений бюджетно-
Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после их одобрения на рассмотрение Президента.
Составлению проекта бюджета
предшествует разработка соответствующих
организационных мероприятий: определяются
основные этапы и виды работ; ожидаемое
исполнение доходов и расходов консолидационного
бюджета республики и его составных
частей за текущий финансовый год; производится
анализ статистических отчетных данных
о развитии экономики республики
в целом и отдельных
На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет. Планирование расходов осуществляется, исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого. Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. [14, с. 648]
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.
С момента представления материалов по проекту бюджета прекращаются определенные права и обязанности и участников составления проекта бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета следующего года.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета. [13, с. 237]
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета, как правило, относится к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.
Представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.
При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие сокращение расходов, поправки, предусматривающие их увеличение.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:
- превышение доходов над
расходами бюджета или
- распределение доходов
между республиканским и
- доходы республиканского
бюджета в общей сумме, по
разделам и подразделам
- перечень республиканских
целевых программ, финансирование
которых предусмотрено из
- объем ассигнований на
государственные капитальные
- перечень защищенных
статей; размер оборотной кассовой
наличности по
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.
В случае отклонения Парламентом
представленного проекта
При несогласии с решение Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее,чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Как на республиканском, так и на
местном уровнях бюджеты должны
быть приняты до 1 января очередного
финансового года. Каждый нижестоящий
бюджет утверждается после утверждения
соответствующих вышестоящих
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска.
До начала фактического производства
финансирования расходов Министерство
финансов по согласованию с министерствами,
другими органами государственного
управления устанавливает поквартальное
распределение доходов и
2.3 Исполнение бюджета
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции исполнительной власти. Последняя разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета.
В процессе исполнения бюджетов могут
быть внесены изменения в их расходную
и доходную части. Делается это на
основании решений органов
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.
Из этого правила, тем не менее,
есть исключение. По бюджетам городов
районного подчинения, сельским и
поселковым бюджетам роспись доходов
и расходов отдельно не составляется,
поскольку поквартальное
Исполнение бюджета - это длящейся процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам.
При исполнении бюджета могут возникать различного рода нарушения со стороны распорядителей бюджетных средств и их получателей. В этой связи Министерство финансов и местные финансовые органы могут ограничивать и приостанавливать финансирование расходов; давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распределителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению. [4, с. 93]
В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.
Законодательство
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Министерству по налогам и сборам его подразделениям.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
С 1999 г. исполнение республиканского бюджета происходит в режиме принципиально отличном от прежнего. В соответствии с Постановлением Совета Министров № 565 от 08.04.98 «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства» осуществлен переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета. [11, с. 14]
Система органов государственного казначейства состоит из:
- Главного государственного
- управления государственного казначейства по областям и г.Минску и их отделения и представительства в городах и районах. [2]
Территориальные органы казначейства
создаются по решению Министра финансов
в зависимости от региональных особенностей,
функциональной необходимости и
непосредственно подчиняются
Начальник Главного государственного казначейства одновременно является заместителем Министра финансов.
На счетах казначейства аккумулируются
средства республиканского бюджета, государственных
внебюджетных фондов, республиканских
органов государственной
Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права