Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Далее организуется работа по определению общего объема доходов  и расходов региона в целом  и каждого бюджета, суммы отдельных  видов доходов и расходов, размера  собственных доходов бюджета  каждого уровня, потребности в  суммах отчислений от общереспубликанских  и других налогов и доходов.

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего  планируемому финансовому году, разрабатывают  параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления  бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после  их одобрения на рассмотрение Президента.

Составлению проекта бюджета  предшествует разработка соответствующих  организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое  исполнение доходов и расходов консолидационного  бюджета республики и его составных  частей за текущий финансовый год; производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных  единиц; систематизируются для учета  в проекте бюджета принятые законодательные  и нормативные акты об изменении  налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления  Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и  социальной сферы.

На основании этого  делаются прогнозные оценки поступлений  в бюджет. Планирование расходов осуществляется, исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого. Министерство финансов и местные  финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы  бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. [14, с. 648]

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения  по сбалансированию бюджетов Министерством  финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты  бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган  в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения  об изменении состава объектов, финансируемых  из данного бюджета. Эти предложения  рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и  соответствующих исполкомов местных  Советов депутатов. Последние после  детального обсуждения принимают решения  о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.

С момента представления  материалов по проекту бюджета прекращаются определенные права и обязанности  и участников составления проекта  бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета  следующего года.

Такой порядок создает  правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные  сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета. [13, с. 237]

 

2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета

 

Рассмотрение и утверждение  бюджета, как правило, относится  к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления  проекта бюджета. Так, Совет Министров  рассматривает на своем заседании  представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и  консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских  налогов в местные бюджеты  областей и города Минска.

Представленный Президентом  проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.

При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета  первоначально обсуждаются и  утверждаются поправки, предусматривающие  сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие сокращение расходов, поправки, предусматривающие их увеличение.

Принятый Национальным собранием  республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:

- превышение доходов над  расходами бюджета или расходов  над доходами (бюджетный дефицит), предельный размер дефицита по  республиканскому бюджету, бюджетам  областей и города Минска, внутренние  и внешние источники финансирования  дефицита республиканского бюджета;

- распределение доходов  между республиканским и местными  бюджетами и нормативы отчислений  от республиканских налогов и  других обязательных платежей  в бюджет областей и города  Минска;

- доходы республиканского  бюджета в общей сумме, по  разделам и подразделам функциональной  бюджетной классификации и по  ведомственной бюджетной классификации;

- перечень республиканских  целевых программ, финансирование  которых предусмотрено из средств  республиканского бюджета;

- объем ассигнований на  государственные капитальные вложения  в отраслевом разрезе, финансирование  которых предусмотрено из средств  республиканского бюджета;

- перечень защищенных  статей; размер оборотной кассовой  наличности по республиканскому  бюджету. [14, с. 651]

В законе о бюджете устанавливается  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального  банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.

В случае отклонения Парламентом  представленного проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения  об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое  законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.

При несогласии с решение Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее,чем  в 10-дневный срок, возвратить его  со своими возражениями в Парламент  для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее  двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный  срок подписать закон. Если по истечении  указанного срока закон о бюджете  не возвращается в Парламент, он считается  подписанным в той редакции, в  которой был направлен главе  государства.

Закон о бюджете должен быть опубликован  в республиканских газетах для  всеобщего сведения.

Как на республиканском, так и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Каждый нижестоящий  бюджет утверждается после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов.

После принятия закона о бюджете  у Министерства финансов возникают  дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам  и другим получателям бюджетных  средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска.

До начала фактического производства финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное  распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения  Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и  расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета. [19, с. 66]

 

2.3 Исполнение бюджета

 

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство  основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции  исполнительной власти. Последняя разрабатывает  и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета.

В процессе исполнения бюджетов могут  быть внесены изменения в их расходную  и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

Главным документом, на основании  которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов  и расходов, составляемая финансовыми  органами.

Из этого правила, тем не менее, есть исключение. По бюджетам городов  районного подчинения, сельским и  поселковым бюджетам роспись доходов  и расходов отдельно не составляется, поскольку поквартальное распределение  годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации при  утверждении бюджета, и это распределение является также и росписью доходов и расходов, на основании которой исполняется бюджет.

Исполнение бюджета - это длящейся процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют  свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение  выполнения бюджета по доходам и  расходам.

При исполнении бюджета могут возникать  различного рода нарушения со стороны  распорядителей бюджетных средств  и их получателей. В этой связи  Министерство финансов и местные  финансовые органы могут ограничивать и приостанавливать финансирование расходов; давать обязательные для  исполнения банками указания о приостановлении  расходных операций по банковским счетам распределителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные  суммы, использованные не по целевому назначению. [4, с. 93]

В исполнении бюджетов принимают участие  все республиканские и местные  государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

Законодательство предусматривает  санкции и меры ответственности  к юридическим и физическим лицам  за нарушения против бюджета Республики Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Министерству по налогам и сборам его подразделениям.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции  которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета  и контроль за его исполнением.

Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе  и о Национальном банке оно  возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается  в приеме, хранении и выдаче бюджетных  средств основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

С 1999 г. исполнение республиканского бюджета происходит в режиме принципиально  отличном от прежнего. В соответствии с Постановлением Совета Министров  № 565 от 08.04.98 «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных  органов государственного казначейства»  осуществлен переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета. [11, с. 14]

Система органов государственного казначейства состоит из:

- Главного государственного казначейства  Министерства финансов;

- управления государственного  казначейства по областям и  г.Минску и их отделения и  представительства в городах  и районах. [2]

Территориальные органы казначейства создаются по решению Министра финансов в зависимости от региональных особенностей, функциональной необходимости и  непосредственно подчиняются Главному государственному казначейству.

Начальник Главного государственного казначейства одновременно является заместителем Министра финансов.

На счетах казначейства аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных  внебюджетных фондов, республиканских  органов государственной власти, министерств, ведомств (включая отраслевые внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений, функционирование которых зависит от финансирования из республиканского бюджета, государственных  и отраслевых внебюджетных фондов.

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права