Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Через органы казначейства может производится финансирование органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, в порядке предусмотренном законодательством.

Кроме того органы казначейства активно  участвуют в процессе исполнения местных бюджетов

Исполнение местных бюджетов по расходам через территориальные  органы государственного казначейства предусматривает:

- расходование предприятиями, учреждениями  и организациями средств местных  бюджетов через территориальные  органы государственного казначейства, к которым относятся управления  государственного казначейства  по областям и г. Минску и  их отделения и представительства  в городах и районах;

- получение оперативной информации  по расходованию средств местных  бюджетов, в том числе и по  распорядителям средств и предъявленным  к счетам местных бюджетов  заявкам распорядителей средств  на получение бюджетных средств;

- контроль за использованием  средств местных бюджетов посредством  предварительного контроля первичных  документов, предъявленных к оплате  распорядителями средств в органы  казначейства и наличием остатков  бюджетных средств на счетах  распорядителей средств.

Новый порядок исполнения республиканского бюджета по расходам предусматривает  финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства, Минфина и территориальных  органов государственного казначейства. Переход на казначейскую систему  изменения направления движения денежных потоков от традиционной схемы: Министерство финансов - главный распорядитель  средств - распорядитель средств - конечный распорядитель бюджетных средств (субъект хозяйствования, поставляющий товары и услуги бюджетному сектору) к схеме: Министерство финансов - территориальный  орган государственного Казначейства - конечный потребитель бюджетных  средств. Казначейская схема исполнения республиканского бюджета позволяет правительству более рационально управлять государственными финансами, сокращает потребность в заимствовании средств у банков, ускоряет сроки прохождения средств до конечных потребителей (распорядителей).

Распорядители бюджетных средств  подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных  средств относятся руководители министерств и ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов  депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов  подведомственных организаций и  учреждений (прежнее название - распорядители  бюджетных кредитов). Главные и  нижестоящие распорядители бюджетных  средств наделены различными правами  в использовании средств. Главные  распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими  учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители  бюджетных средств, если в их подчинении есть подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные  нужды и частично перераспределять их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного  расходования.

Право на получение бюджетных средств  распорядители получают формально  с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии  утвержденных планов и смет. Как  главные, так и нижестоящие распорядители  бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в  использовании средств распорядители  несут предусмотренную законодательством  ответственность. [5, с. 14]

 

2.4 Составление отчета об исполнении бюджета

 

Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению  отчета возлагается на Правительство  и исполкомы местных Советов  депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимаются Министерство финансов и финансовые органы.

Органы исполнительной власти общей  компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием  предоставить информацию о фактическом  использовании бюджетных средств. Финансовые органы на основе представленных им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.

Составляемые финорганами отчеты передаются соответствующим органам  исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в  постоянных комиссиях и затем  представляется для утверждения  на заседании органов представительной власти.

Утверждение отчета оформляется законом  по республиканскому бюджету и постановлением (решением) органа представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет  должен быть представлен в Парламент  не позже пяти месяцев со времени  окончания финансового года. Сроки  представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной  представительной властью. [17, с. 71]

Общим правилом для всех видов местных  бюджетов является и то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и  утверждением бюджетов на предстоящий  год. Однако по республиканскому бюджету  отчет утверждается до утверждения  бюджета на предстоящий год.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ

3.1 Основы исполнения  и организация бюджетов

 

Исполнение республиканского бюджета  и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год в соответствии с  бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.

Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим  расходам. Кассовыми расходами бюджета  считаются все суммы, выданные с  банковских счетов как путем безналичных  расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются  действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных  этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового  года. Неиспользованные остатки бюджетных  средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются  в доход соответствующего бюджета.

Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций  по операциям истекшего периода  производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.

Денежные средства, находящиеся  на едином казначейском счете, а также  имущественные права на них не могут быть предметом залога в  качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Не допускается безакцептное списание в порядке предварительного и  последующего акцепта денежных средств  с единого казначейского счета, кроме случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

В случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов  или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании  указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета.

Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных  единиц, за исключением случая принятия акта законодательства, вызывающего  уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому  бюджету на основании указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета.

Принятие местными Советами депутатов  решений в части размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов  и осуществления операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между бюджетами  осуществляется в соответствии с  законом о республиканском бюджете  и решениями вышестоящих Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

В случае несоответствия решений местных  Советов депутатов нормативным  правовым актам, либо несоблюдения их местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными  органами в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим  бюджетам, взыскиваются Министерством  финансов или вышестоящими местными финансовыми органами в бесспорном порядке.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих  местных бюджетов.

Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных  по бюджетам, порядок оплаты бюджетных  обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г.Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные  бюджетной росписью получателям  бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и  распределение бюджетных средств  в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.

Получатели бюджетных средств  несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями, а также  принимают бюджетные обязательства  и осуществляют расходы только в  пределах бюджетных ассигнований, установленных  бюджетными сметами.

Порядок составления, рассмотрения и  утверждения бюджетных смет устанавливается  Министерством финансов.

Министерство финансов, его территориальные  органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют  право:

1. получать от местных исполнительных  и распорядительных органов нижестоящего  территориального уровня, инспекций  Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь, других  государственных органов, организаций  и физических лиц любую информацию, связанную с исполнением бюджета  и использованием бюджетных средств;

2. приостанавливать и ограничивать  финансирование расходов за счет  бюджетных средств в случае  несоблюдения их получателями  бюджетного законодательства, в  том числе незаконного получения  либо использования указанных  средств не по целевому назначению, непредставления в установленные  сроки отчетов об использовании  бюджетных средств, информации  о движении бюджетных средств  по их счетам, а также в случае  возникновения временных кассовых  разрывов;

3. взыскивать в бесспорном порядке  суммы бюджетных средств, подлежащих  возврату в бюджет, срок возврата  которых истек;

4. взыскивать в бесспорном порядке  суммы процентов (плату) за  пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной  и возмездной основе, срок уплаты  которых истек;

5. взыскивать в бесспорном порядке  пеню за не возврат либо  несвоевременный возврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной  основе;

6. взыскивать в бесспорном порядке  пеню с банков за несвоевременное  исполнение платежных документов  на зачисление или перечисление  бюджетных средств;

7. взыскивать в бесспорном порядке  бюджетные средства, выделенные  сверх утвержденных бюджетных  ассигнований, а также бюджетные  ссуды, бюджетные займы, предоставленные  с нарушением установленного  порядка;

8. взыскивать в бесспорном порядке  бюджетные средства, незаконно полученные  либо использованные не по  целевому назначению или с  иным нарушением бюджетного законодательства;

9. давать банкам обязательные  для исполнения указания о  приостановлении расходных операций  по банковским счетам распорядителей  бюджетных средств при нарушении  ими бюджетного законодательства;

10. взыскивать в бесспорном порядке  с юридических лиц, их обособленных  подразделений, индивидуальных предпринимателей  пеню за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предварительно оплаченных за счет средств бюджета;

11. получать от банков информацию  об остатках и движении средств  на счетах по учету бюджетных  и иных государственных средств;

12. взыскивать в бесспорном порядке  за пользование денежными средствами, перечисленными в уплату бюджетных  обязательств, вследствие их неправомерного  удержания проценты, начисляемые  в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком  Республики Беларусь на дату  взыскания денежных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права