Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Необходимо помнить, что бюджетный  дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета  Национальным Банком, повышение эффективности  рынка государственных ценных бумаг  и совершенствование механизма  управления внутренним долгом.

Выступая формой существования  объективных финансовых отношений  и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как  самостоятельная категория. Ее экономическая  сущность состоит в том, что бюджет -- это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с  предприятиями, организациями и  населением, -- бюджетные отношения.

Для раскрытия природы бюджета  необходимо определить специфику бюджетных  отношений в системе финансовых отношений.

К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, а также  их вторичный, перераспределительный  характер. Они участвуют в перераспределении  главным образом чистого дохода путем изъятия его части в  виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.

Однако для понимания специфики  бюджетных отношений требуется  более глубокая характеристика их сущностных особенностей.

Кроме названных, к ним правомерно отнести следующие:

· бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости  в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также  бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом  средств, их возмещением;

· объектом бюджетного перераспределения  может выступать (кроме чистого  дохода) и часть стоимости необходимого продукта;

· сфера действия бюджетных отношений  ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают  лишь при формировании, распределении  и использовании бюджетных средств;

· участниками бюджетных отношений  выступают: государство (в лице органов  власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, то есть почти все участники общественного  производства -- при уплате платежей или использовании бюджетных  ресурсов;

· бюджетные отношения формируют  центральное звено финансовой системы  благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать  потребности расширенного воспроизводства  и через бюджетные расходы  формирует пропорции перераспределения  финансовых ресурсов между подразделениями  общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;

· бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.

Учет специфики бюджетных отношений  необходим при разработке оптимальной  модели их построения и определения  направлений движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики в условиях перехода экономики в Республике Беларусь.

В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются  в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает  лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.

Соблюдение единого методологического  подхода к терминологии не позволяет  называть бюджет документом в виде «Росписи государственных доходов  и расходов» или «Сметы доходов  и расходов государства», или «Баланса доходов и расходов». Правильней было бы назвать такой документ «бюджетным планом», в котором бюджет как  система денежных отношений выражен  количественно. Иначе говоря, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется  бюджетный план -- основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП.

Бюджетный план является организационной  формой воплощения бюджетных отношений  и принимает силу закона. В нем  отражаются доходы государства, направления  и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

Составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетного плана соответствуют  этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный  план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный  фонд.

Бюджетный план доминирует в общей  системе финансовых планов, так как  отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения  с государством. Это обусловливает  необходимость прогнозирования  платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него в финансовых планах экономических  агентов.

Устанавливаемые в бюджетном плане  взаимоотношения по платежам и ассигнованиям  обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику  и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие  на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие  размеры накоплений, оказывая тем  самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная  функция бюджета.

Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему  показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет  контрольную функцию, «предупреждая» о нежелательных тенденциях с  целью своевременного корректирования  бюджетной политики.

Бюджетные взаимоотношения после  утверждения бюджетного плана как  закона страны принимают форму государственных  обязательств. Поэтому предусмотренные  в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства  и являются обязательными для  всех субъектов, вовлеченных в бюджетный  процесс.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что  эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция  и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому  совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы  для пополнения доходной части бюджета  и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные  процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально - экономическую роль в стабилизации переходного периода.

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики  страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября  2004 г.). - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.

2. Бюджетный кодекс Республики  Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

3. О республиканском бюджете  на 2009 год: Закон Респ. Беларусь, 13 ноября 2008 г., № 450-З: в ред. Закона  Респ. Беларусь от 28.05.2009 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

4. Об охране труда: Закон Респ. Беларусь, 23 июня 2008 г., № 356-З // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

5. Об утверждении Порядка осуществления  профсоюзами общественного контроля  за соблюдением законодательства  Республики Беларусь о труде  и об охране труда: Постановление  Совета Министров Респ. Беларусь, 23 октября 2000 г., № 1630: в ред.  Постановления Совета Министров  Респ. Беларусь от 27.06.2009 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

6. Об утверждении Положения о  планировании и разработке мероприятий  по охране труда: Постановление  Министерства труда Респ. Беларусь, 23 октября 2000 г., № 136 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

7. Об утверждении Рекомендаций  по разработке отраслевых и  территориальных систем управления  охраной труда: Постановление  Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 16 декабря 2005 г., № 177 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

8. О порядке взыскания денежных  средств в бюджет, государственные  внебюджетные фонды: Постановление  Министерства финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2001 г., № 73: в ред. Постановления  Министерства финансов Респ. Беларусь  от 10.02.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой  информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

9. О порядке составления, рассмотрения  и утверждения бюджетных смет  получателей бюджетных средств,  смет доходов и расходов внебюджетных  средств бюджетных организаций:  Постановление Министерства финансов  Респ. Беларусь, 30 января 2009 г., № 8 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

10. О бюджетной классификации  Республики Беларусь: Постановление  Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 декабря 2008 г., № 208 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

II Литература

11. Антонова, Н.Б. Государственное  регулирование экономики / Н.Б.  Антонова. - Минск: АУ ПРБ, 2007. - 362 с.

12. Антонова, Н.Б., Вечер, А.В. Прогнозирование  и планирование экономики: Курс  лекций / Н.Б. Антонова, А.В. Вечер. - Минск: АУ ПРБ, 2005. - 134 с.

13. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной  системы: Учеб. пособ. / М.П. Афанасьев. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 243 с.

14. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Финансы  / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Дело, 2005. - 275 с.

15. Бежанов, О.Г. Межбюджетные  отношения: теория и практика  реформирования / Под ред. М.А.  Яхъева. - М.: Экзамен, 2006. - 128 с.

16. Бирюк,А.А. Если нарушено законодательство  об охране труда / А.А. Бирюк  // Охрана труда и социальная  защита. - 2008. - №8. - С. 72-76.

17. Бычкова, Г.М. Финансы / Г.М.  Бычкова. - Гомель: БелГУТ, 2005. - 89 с.

18. Горбач, А.А. Охрана труда обеспечит  специальный закон / А.А. Горбач // Юридический мир. - 2008. - №9. - С. 14-17.

19. Об итогах работы Департамента  государственной инспекции труда  и состояния производственного  травматизма в I полугодии 2009 года / Охрана труда и социальная  защита. - 2009 -№8. -С.3-5.

20. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2006. - 234 с.

21. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс  в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2008. - 798 с.

22. Сорокина, Т.В. Государственный  бюджет: Учеб.пособ. / Т.В. Сорокина - Минск: БГЭУ, 2004. - 289 с.

23. Ткачук, М.И., Заяц, Н.Е., Ханкевич, Л.А.  и др. Государственный бюджет: Учеб.пособ. /Под общ.ред. М.И. Ткачук. - Минск:  Высшая школа, 1995. - 240 с.

24. Тренев Н.Н. Управление финансами  / Н.Н Тренев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 494 с.

25. Финансово-бюджетная политика  государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. - Минск: Экоперспектива, 1999. - 132 с.

26. Финансы: Учеб.пособ. / Под ред.  Проф. А.М.Ковалевой.-4-е изд., перераб.  и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 384с.

27. Финансовое право Республики  Беларусь. Практическое пособие. - Минск:  Молодежное научное общество, 2000. - 250 с.

28. Финансы, налоги и кредит. Учебник/  Общ. Ред. Емельянов А.П. - М.: РАГС, 2001 - 546 с.

29. Финансы: практическое пособие. - Минск: Молодежное научное общество, 2000. - 172 с.

30. Финансы: Учебник для вузов.  Под редакцией Романовского - М.: Перспектива, 2000. - 562 с.

31. Ханкевич, Л.А. Финансы: Практическое  пособие / Л.А. Ханкевич. - Минск:  «Молодежное научное общество»  2000 -122с.

32. Бушмин, Е.В. Реформа межбюджетных  отношений: первые итоги и задачи  на перспективу / Е.В. Бушмин // Финансы. - 2005. - № 6. - С.4-8.

33. Ганаго, А.В. Что год грядущий  нам готовит / А.В. Ганаго // Налоговый  вестник. - 2008. - № 22. - С.22.

34. Жук, А.А. Хуже, чем мы думаем / А.А. Жук // Белорусы и рынок. - 2009. - № 22. С. 10-11.

35. Куликова, М.А. Гадалки под  запретом / М.А. Куликова // Белорусы  и рынок. - 2008. - № 25. С. 6-7.

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права