Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 11:25, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы доходов предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;
рассмотреть особенности планирования и распределения выручки от реализации продукции на предприятии;
проанализировать факторы роста выручки от реализации продукции и организации работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия …………………………………….……………........5
1.1. Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия………5
1.2. Роль выручки от реализации продукции в доходах предприятия………..7
2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции…….11
2.1. Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии…...11
2.2. Использование выручки от реализации …………….……………………18
3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции …………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………..24
Расчетная часть…………………………………………………………………25
Список используемой литературы ……………………………………………56
Размер выручки от реализации, равный совокупный затратам, называется критическим объемом реализации. Выручка организации меньше критического объема приведет к получению убытка; получение выручки в размере больше критического объема реализации принесет предприятию прибыль.
Когда выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия), остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:
Денежные средства в рублях, полученные предприятием в результате обязательной продажи валютной выручки, зачисляются на его расчетный счет.
На величину выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.3
Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки производятся отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.
2.1. Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии
Планирование выручки от реализации необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов (платежного баланса, консолидированного и функциональных бюджетов). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. (В Приложении 14 предоставлены рекомендации для бизнеса при планировании прибыли и выручки)
Главными
исходными предпосылками
Этапы планирования выручки следующие:
Общая модель расчета
плановой выручки от
ВР = О1 + Т – О2, где
О1 – остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало планируемого периода (квартала, года);
Т – выпуск продукции по плану предприятия в свободных оптовых ценах (с НДС и акцизами);
О2 – прогнозируемые остатки нереализованной продукции на складе и в отгрузке на конец расчетного периода.5
Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:
Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.
В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод. По этому методу необходимо учитывать:
При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.
При высоких темпах инфляции необходимо учитывать изменение цен через инфляционные коэффициенты. Если отпускные цены не совпадают с оптовыми ценами предприятия, при составлении товарного баланса необходимо учитывать разницу между отпускными и оптовыми ценами для расчета выручки от реализации продукции.
Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.
Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:
ВРпл= ВРбаз* Jоб* Jстр* Jц, где
ВРбаз – фактическая выручка от реализации в базисном году;
Jоб – индекс изменения объема реализации продукции;
Jстр – индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;
Jц – индекс изменения цен на реализуемую продукцию.
Jоб =∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр =∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц=∑Ц1К1/∑Ц0К1, где
Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,
К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.
Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:
ВРпл = ВРбаз * К, где
К - коэффициент роста или снижения объемов;
Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.
Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.
На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:
Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг большое значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.
В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.
По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:
Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то
Одз = Вр * Тдз / Д, где
Одз – средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз – период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр – выручка от реализации продукции, руб.,
Д – длительность календарного периода, дн.
Управление дебиторской задолженностью - важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:
В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции.
Направления распределения выручки показаны на рис. 1. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
2.2 Использование выручки от реализации
Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой и чистый доход. Выручка от организации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль6. Поступление выручки на денежные счета предприятия завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших средств - это начало нового кругооборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, других заинтересованных лиц. Направления использования выручки показаны на рис.2.
Рис.2 Направления использования выручки
Рассмотрим, как рассчитывается выручка методом прямого счета (табл. 1).
Таблица 1
Прямой расчет выручки от реализации продукции на предприятии | ||||||
Наименование изделий |
Остатки на начало года, ед. |
План выпуска, ед. |
Остатки на конец года, ед. |
Объем реализации, ед. |
Стоимость в отпускных ценах | |
единицы продукции, руб. |
всего объема реализации, руб. [гр. 5 * гр. 6] | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
А |
4000 |
100000 |
3000 |
101 000 |
100 |
10100 000 |
В |
6000 |
250000 |
4000 |
252 000 |
120 |
30 240 000 |
С |
3000 |
300000 |
2000 |
301 000 |
250 |
75 250 000 |
Итого |
115590000 |