Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:17, дипломная работа
Целью дипломной работы исследование особенностей применения методов финансовой диагностики в целях своевременного выявления кризисных симптомов и предотвращения банкротства предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
исследование роли банкротства в экономической жизни предприятия;
изучение института банкротства (понятийный и категориальный аппарат, причины и методы предупреждения, правовой аспект);
исследование подходов и методов прогнозирования банкротства предприятий;
проведение сравнительного анализа методик финансовой диагностики банкротства на примере компаний ОАО «МегаФон Ритейл» и ОАО «ЗИЛ»;
разработка рекомендации по улучшению финансового состояния исследуемых предприятий.
Введение 3
Глава 1. Роль банкротства в экономической жизни предприятия 7
1.1 Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства) 7
1.1.1 Понятие несостоятельности 7
1.1.2 История развития института банкротства 12
1.1.3 Причины несостоятельности 18
1.1.4 Виды банкротства 22
1.1.5 Институт банкротства и рыночная экономика 24
1.2 Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ 26
1.3 Процедуры банкротства и их особенности 35
Глава 2. Система финансовой диагностики вероятности банкротства предприятий 38
2.1 Классификация подходов к прогнозированию банкротства предприятий 38
2.2 Зарубежные методики прогнозирования банкротства предприятий 44
Глава 3. Финансовая диагностика банкротства на примере компаний ОАО «МЕГАФОН РИТЕЙЛ» И ОАО «ЗИЛ». 69
3.1 Характеристика исследуемых организаций 69
3.2 Оценка вероятности банкротства исследуемых организаций с использованием зарубежных методик прогнозирования банкротства 71
3.3 Оценка вероятности банкротства исследуемых организаций на основе отечественных методик 77
3.4 Обобщение результатов финансовой диагностики вероятности банкротства исследуемых предприятий 81
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Интересно мнение В.В. Ковалева,
высказываемое им в [13, с. 476] о том,
что понятия “
Системы несостоятельности. Сравнивая национальные модели конкурсного права автор [12, с. 31-32], делает вывод о существовании нескольких систем несостоятельности (см. табл. 1.1). При этом в основе деления выступает, по мнению автора, «абстрактный» критерий, характеризуемый наличием целевой направленности должника - в направлении защиты интереса заимодавцев, либо должника.
Таблица 1.1 Системы несостоятельности и их характеристика
Характеристика |
Страны действия |
1. Радикальное прокредиторское законодательство | |
Ставит основной целью - удовлетворение требований кредитора. Внутри таких систем практически пренебрегают интересами других участников процесса |
Англия, Ирландия, Израиль, Индия, Пакистан, Бангладеш, Сингапур, Гонконг, Австралия, Новая Зеландия, островные государства Тихоокеанского, Индийского и Карибского бассейнов |
2. Умеренное прокредиторское законодательство | |
Отличие от систем первого типа в том, что помимо интересов кредиторов в большей степени берутся в расчет и принимаются во внимание интересы и прочих участников процесса |
Германия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Голландия, Польша, Япония, Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Канада, ЮАР |
3. Нейтральное законодательство | |
Пытается по принципу «золотой» середины одновременно соблюсти и учесть интересы двух противоположных сторон |
Дания, Италия, Чехия, Словакия, наиболее типично для США. Многие исследователи считают, что к данному типу принадлежит и законодательство РФ |
4. Умеренное продолжниковое законодательство | |
В больше степени нацелено на защиту интересов должника, который, так или иначе, оказался в тяжелом финансовом положении. Государство пытается создавать для должников все нужные условия по выхождению из кризисного положения, среди прочего помочь последнему освободиться от задолженностей и приобрести шанс на новый старт («fresh start»). |
Греция, Испания, Португалия, Бельгия, государства северно-западной части Африки, практически вся Южная и Центральная Америка. |
5. Радикально продолжниковая система | |
В середине 80-х годов, стремясь
защититься от «натиска и проникновения
азиатских тигров» во Франции
был принят закон «О судебной реорганизации
и ликвидации», который был сильно
ориентированы в направлении
защиты интересов должника. Но банкротства
получалось избегать только в 3% случаев
после возбуждения |
Пример - Франция |
Карелина С.А. Механизм правового
регулирования отношений |
Институт несостоятельности
совершил продолжительный как по
временном, так и в содержательном
отношении путь, включающий не один
этап эволюционного развития. В современной
и практически общепринятой доктрине
устоялся подход, при котором в
зависимости от характера ответственности
должника и направлении мер, которые
принимаются в отношении
Этап личной ответственности дебитора;
- Этап имущественной ответственности дебитора;
- Текущий (современный) период развития института банкротства».
Первый период характеризуется
тем, что для правовых систем древних
обществ было естественно то, что
нерадивому должнику, не отличившемуся
состоятельностью, приходилось отвечать
перед заимодавцами не столько своим
имуществом, а сколько собственными
неимущественными правами (например, здоровьем
и личной свободой). Одной из особенностей,
помимо личного характера
Применительно к первой части второго периода можно выделить следующий ряд важных особенностей:
Переход от личных методов взыскания долгов к имущественной форме;
Имущественная ответственность по форме переходит и разделяется на два типа - универсальная экзекуция (взыскания распространяются на имущество должника целиком) и специальная (взимание осуществляется по отношению к отдельным вещам);
Образование конкурсного производства, для которого основные правовые средства регулирования это введение кредиторов в обладание хозяйством должника с правом его последующей продажи;
Принятие римским
Зарождение зачатков некоторых современных институтов: признание операций и договоренностей должников нелегитимными, предоставление отсрочек в уплате долга, мировое соглашение, института кураторства и т.д.
Применительно ко второй части второго периода:
- в первую очередь применяется имущественная ответственность;
- появляется институт попечителей, цель которых - контролирование распоряжения имуществом должника;
режим конкурсной массы используется
в отношении имущества
формируются требования, которые затрагивают основания по признанию договоренностей должника недействительными;
выдвижение требований кредиторов происходит в рамках конкурсного права;
признание получают два вида банкротства: торговое и неторговое;
требования кредиторов удовлетворяются в порядки очереди, при этом, кредиторы, обладающие правом обеспечения, могли удовлетворить свои иски вне очереди.
Применительно к современному
этапу можно отметить, что центр
тяжести правового
В истории развитии российского института банкротства принято выделять три периода: дореволюционный этап, советский этап, современный этап [12, стр. 12-22].
Нормы конкурсного права,
действовавшего до революции, можно
охарактеризовать наличием высокой
степени проработанности с
Начало возникновения и зарождения института банкротства на Руси можно обнаружить в «Русской Правде», сформулированной при Ярославе Мудром. Она предусматривала, что должник, у которого отсутствовали деньги, продавался на торгу, в счет погашения кредиторам.
Последующее упоминание института
банкротства можно найти в
Соборном уложении за 1649 г., которое
почти полностью дублировало
содержание «Русской правды». Переломным
в регулировании норм в сфере
несостоятельности стал XVIII в., в
котором возникла совокупность законодательных
актов, объединенных в 1800 г. в «Уставе
о банкротах». Данный устав предусматривал
3 вида несостоятельности: злостную, неосторожную
и несчастную. Банкротство подразумевало
утерю большинства прав. Последующий
устав действовал с 1832 по 1917 год, его
отличие заключалось в
В молодой советской России развитие конкурсного права было непродолжительным - в течение периода НЭПа. Для этого этапа характерно отсутствие понятия несостоятельности, а суды при рассмотрении исков, связанных с банкротством, руководствовались Уставом 1832 г. Также отсутствовали способы применения норм, касающихся несостоятельности.
Согласно дополнению 37-й главой «Гражданского процессуального кодекса» в 1927 г., длительность срока рассмотрения в исковом порядке дел составляла год с принятия иска. Применение норм о несостоятельности, которые содержались в законодательстве, было прекращено с момента окончания новой экономической политики. Советская власть отказалась от регулирования отношений, связанных с банкротством, так как существование такого института несовместно с господством плановой идеологией в экономической сфере. В итоге в течение нескольких десятилетий существовали и функционировали убыточные организации (фабрики, заводы, колхозы и т.д.), поддержка которых осуществлялась за счет бюджетных средств и неоднократным списанием долгов: такаю негативную ситуацию и унаследовала новая Россия в начале 1990-х годов.
Современный период развития
института банкротства в России
(последние двадцать лет) условно
включает три этапа, каждый из которых
соответствует принятию очередной
версии закона (первая версия была разработана
и принята российскими
Анализируя содержательные
положения вышеуказанных
Началом первого этапа (1992
г.) послужил президентский указ №623
[42]. 20.09.1993 г. Чтобы обеспечить государственный
контроль над реализацией положений
закона о несостоятельности, по делам
о несостоятельности (банкротстве)
было создано специальное
Данным Федеральным
Но, не смотря на то, что законодателями
и госорганами уделялось
Второй этап (1998 г.) ознаменовался принятием усовершенствованной версии федерального закона.
Сопоставительный анализ
положений первой и второй версии
приводит к выводу, что вторая версия
закона значительно больше уделяла
вниманию вопросу, связанному с организацией
финконтроля. На данном этапе были произведены
преобразования в органах, осуществляющих
государственный контроль по делам
несостоятельности, так 01.06.1998 г. Федеральное
управление было реорганизовано в Федеральную
службу (ФСДН), роль и влияние которой
существенно увеличилась в
Федеральная служба вела учет предприятий, являющихся крупными, платежеспособными, экономически и социально значимыми, также данной службой были сформированы перечни таких предприятий, проводились анализы их финансового состояния, результаты которых при необходимости в дальнейшем с учетом предложений по финансовому оздоровлению представлялись в Правительство РФ.
ФСФО России был принята
совокупность распоряжений, в которой
определился порядок
Началом очередного, нынешнего этапа было 26.10.2002 г. - принятие новой версии закона о банкротстве. Анализируя нормы предшествующего и ныне действующего Закона, следует отметить, что направление его действия претерпело принципиальные изменения: наблюдается неуклонное стремление к восстановлению финансовой стабильности неплатежеспособных компаний, оказавшихся в сложном финансовом состоянии, желание отнести их субъектам хозяйствования, обладающих потенциалом в перспективе.
Информация о работе Финансовая диагностика вероятности банкротства предприятия