Финансовая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, лекция

Описание работы

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы: - с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее; - с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление; - с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Содержание работы

Дайте определение анализа среды организации.
Что представляют собой критические точки организационной среды?
Из каких блоков состоит внутренняя среда организации?
Охарактеризуйте составляющие макросреды финансовой деятельности организации.
Какие факторы влияют на определение пределов анализа среды?
Как влияют размеры организации на установление значимых факторов?
Какими способами можно осуществить формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации?
Какие существуют типы систем получения информации?
С помощью каких методов оценивается информация о внутренней и внешней среде?

Файлы: 1 файл

Семинарские вопросы к теме 1.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Объем убытка от вложения капитала может быть равен  объему данного капитала, быть меньше или больше его.

 

3. Этапы управления рисками.

Процесс управления рисками включает несколько этапов:

1. Определение  цели риска и тех видов рисков, с которыми может столкнуться  предприятие.

2. Проведение  анализа и количественная оценка  степени риска.

3. Выбор методов  управления рисками.

4. Реализация  мероприятий на практике и  оценка результатов проведенных мероприятий.

Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

Управление  риском означает правильное понимание  степени риска, который постоянно  угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.

Для предпринимателя  важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.

Под стоимостью риска следует понимать фактические  убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Это позволяет  правильно выбрать стратегию  и приемы управления риском, а также  способы снижения степени риска.

На этом этапе  организации риск-менеджмента главная  роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена, прежде всего, особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет никакой ответственности. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т.п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.

Для управления риском могут создаваться специализированные группы людей, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т.е. венчурных и портфельных инвестиций) и др.

Данные группы людей могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т.е. две трети, три четверти, единогласно) большинством голосов.

Однако окончательное  решение о выборе варианта принятия риска и рискового вложения капитала должен принять один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение.

Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.

При выборе стратегии  и приемов управления риском часто  используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.

Подходы к  решению управленческих задач могут  быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью.

 

4.Методы управления риском.

Главной задачей  при выборе метода управления риском на третьем этапе является уменьшение степени вероятного риска до минимального уровня. Методы управления рисками:

- избежание  возможных рисков;

- лимитирование  концентрации риска;

- передача  риска;

- хеджирование;

- диверсификация;

- страхование  и самострахование;

- повышение  уровня информационного обеспечения.

Под избежанием возможных рисков понимается отказ  от любого мероприятия, связанного с  риском или разработка мероприятий, которые полностью их исключают. Однако при этом предприятие лишается возможности получения дополнительной прибыли, что отрицательно сказывается на его экономическом развитии и эффективности использования собственного капитала. Однако некоторых рисков вообще невозможно избежать, поэтому возникает необходимость использование других методов снижения риска.

Лимитирование концентрации финансовых рисков производится путем установления определенных нормативов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Система финансовых нормативов может включать в себя такие показатели, как предельный размер кредита для одного клиента, максимальный удельный вес заемных средств, максимальный размер вклада, размещаемого в одном банке, максимально допустимый размер расходования какого-либо вида ресурсов, максимальный период обращения дебиторской задолженности.

Передача  риска. Его суть заключается в  том, что предприятие путем заключения договора передает риск другому предприятию. Принимающее предприятие за определенную плату берет на себя обязательства по эффективной минимизации переданного риска, имея для этого соответствующие возможности и полномочия. Этот договор является выгодным для обеих сторон, так как принимающая сторона может иметь больше возможностей для уменьшения риска, лучшие позиции для контроля за хозяйственной ситуацией и размер потерь для нее может оказаться менее значительным. Передача риска осуществляется путем заключения различных контрактов:

1) строительные  контракты, когда все риски,  связанные со строительством  берет на себя строительная  фирма;

2) аренда, когда  при заключении договора значительная  часть рисков передается арендатору;

3) контракты  на хранение и перевозку грузов, когда транспортная компания  берет на себя риски, связанные  с гибелью или порчей продукции во время ее транспортировки;

4) договоры  факторинга – когда происходит  финансирование под уступку денежного  требования, т.е. передается кредитный риск предприятия.

Хеджирование (буквально – ограждение от потерь) представляет собой механизм уменьшения риска финансовых потерь, основанный на использовании производных ценных бумаг – форвардные и фьючерсные контракты, опционы и др. В этом случае минимизируются инфляционные, валютные и процентные риски. Рынки фьючерсов и опционов обеспечивают защиту предприятия от изменений, которые происходят между текущим моментом и моментом, когда сделка должна завершиться. Но эта защита требует определенных затрат.

Диверсификация  как метод снижения финансовых рисков заключается в распределении  усилий и ресурсов между различными видами деятельности обычно при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфеля предприятия. Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля из различных видов валют. Депозитный риск уменьшается за счет размещения денежных средств в нескольких различных банках. При этом доходность портфеля не должна снижаться. Инвестиционные риск минимизируется с помощью формирования портфеля ценными бумагами различных эмитентов, а также реального инвестирования ресурсов в инвестиционные проекты с различной отраслевой и территориальной направленностью. Таким образом, с помощью диверсификации происходит усреднение отдельных видов финансовых рисков.

Страхование – это один из методов передачи и риска. Сущность страхования состоит  в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска. Однако, во-первых, цена страхования должна соотноситься с размером возможного убытка. Во-вторых, не все виды рисков принимаются к страхованию, а только те, потери которых он может оценить. Кроме того, есть риски, не страхуемые в принципе. Лучшим видом страхования является комплексная защита. Если это невозможно, то целесообразно выделить из всей группы рисков те, которые влекут за собой наибольшие потери.

Разновидностью  страхования является самострахование, когда в качестве страховщика  выступает само предприятие. Суть самострахования заключается в создании на предприятии резервных фондов, предназначенных для покрытия непредвиденных убытков. Резервные фонды могут создаваться в денежной форме, в виде страховых запасов товаров материальных ценностей, целевых денежных фондов в системе бюджетов предприятия. При положительных сторонах этого метода страховые фонды отвлекают из оборота предприятия значительный объем материальных и финансовых ресурсов, в результате чего снижается эффективность использования собственного капитала, возникает необходимость в привлечении внешних источников финансирования, что ведет к возникновению других видов финансовых рисков.

Повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной  деятельности. Как правило, решения  принимаются в условиях неопределенности экономической среды и ограниченности информации. Сделать более точный прогноз и тем самым снизить риск можно, только обладая полной и достоверной информацией. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею – в сферу предпринимательства. В этих условиях важной задачей менеджера является правильное определение цены информации. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения информацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии.

 

5. Управление рисками в банковской сфере.

Особое значение в риск-менеджменте (особенно в России) имеет кредитная сфера. Кредитная  деятельность банка является одним  из основополагающих критериев, который  отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. В то же время невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.

Портфель  банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют  финансовой деятельности, риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).

Управление  кредитным риском требует от банка  постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с  состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме (положении) о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства