Финансовая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, лекция

Описание работы

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы: - с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее; - с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление; - с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Содержание работы

Дайте определение анализа среды организации.
Что представляют собой критические точки организационной среды?
Из каких блоков состоит внутренняя среда организации?
Охарактеризуйте составляющие макросреды финансовой деятельности организации.
Какие факторы влияют на определение пределов анализа среды?
Как влияют размеры организации на установление значимых факторов?
Какими способами можно осуществить формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации?
Какие существуют типы систем получения информации?
С помощью каких методов оценивается информация о внутренней и внешней среде?

Файлы: 1 файл

Семинарские вопросы к теме 1.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

В процессе управления кредитным риском коммерческого  банка можно выделить несколько общих характерных этапов:

– разработка целей и задач кредитной политики банка;

– создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;

– изучение финансового состояния заемщика;

– изучение кредитной истории заемщика, его  деловых связей;

– разработка и подписание кредитного соглашения;

– анализ рисков невозврата кредитов;

– кредитный  мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

– мероприятия  по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Общую ответственность  за кредитные операции несет совет  директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменное положение (меморандум) о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют во всех документах такого рода.

Прежде всего, формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого, в меморандуме (положении) дается расшифровка, каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

– приемлемые для банка виды ссуд;

– ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться;

– предпочтительный круг заемщиков;

– нежелательные  для банка заемщики по различным категориям;

– география  работы банка по кредитованию;

– политика в области выдачи кредитов работникам банка;

– ограничение  размеров ссуд по различным категориям заемщиков;

– политика банка в области управления кредитным  риском, ревизий и контроля.

 

Семинарские вопросы к теме 6. Методы выявления риска

  1. Какие виды опросных листов существуют?
  2. Назовите недостатки опросных листов.
  3. Что собой представляет структурная диаграмма?
  4. Какая основная цель ставится при разработке карты потоков?
  5. Назовите преимущества разработки карты потоков.
  6. Охарактеризуйте способы проведения прямой инспекции.
  7. С какой целью проводится анализ финансовой и управленческой отчетности?
  8. Как классифицируется ущерб?

Тема 6. Методы выявления риска

Для того чтобы  оценить риск и принять соответствующее  решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Некоторые из описываемых в данной главе методов  применимы для выявления любых рисков, другие – только для отдельных видов, например промышленных.

Наличие достаточно полной и должным образом структурированной информации о рисках является основой для выработки эффективных мер по управлению ими. При оценке промышленных рисков соответствующие сведения должны содержаться и в декларации промышленной безопасности.

Основные  подходы к выявлению риска

Существует  множество методов, каждый из которых  помогает получить информацию о характеристиках  отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.

Невозможно  однозначно указать, какие методы будут  наиболее эффективными в каждом конкретном случае, но это достигается легче, если риск-менеджер является специалистом-практиком в данной области хозяйственной деятельности, будь то промышленное производство, финансы или коммерция.

Работа по сбору информации и выявлению  рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.

Какой бы план ни был выработан, он должен иметь  собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.

Одни методы базируются на анализе статистических, финансовых, управленческих и иных отчетных документов предприятия, другие требуют непосредственной инспекции мест расположения источников опасности. Существуют методы, которые больше подходят к послесобытийным, чем к дособытийным ситуациям. Некоторые методы выявления риска строятся на количественном анализе, а другие используют только качественные подходы. Однако все они направлены на одно – выявить и описать существующие в организации риски.

Надо отметить, что поставленная задача является достаточно трудоемкой и требует специальных  знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования (например, работа по выявлению и оценке рисков на крупном нефтеперерабатывающем предприятии Западно-Казахстанской области проводилась в течение года группой, куда входило до восьми специалистов).

Итак, к основным методам получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:

• стандартизованный  опросный лист;

• рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;

• анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

• составление  и анализ диаграммы организационной  структуры предприятия;

• составление  и анализ карт технологических потоков  производственных процессов;

• инспекционные  посещения производственных подразделении;

• консультации специалистов в данной технической области;

  • экспертизу документации специализированными консалтинговыми фирмами.

Каждый из перечисленных методов способен дать достаточно большое количество информации, которая должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы – - установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.

Ряд особенностей имеет выявление финансовых и  коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска.

Опросные  листы

Существуют  два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов производств. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений.

Мировая практика показывает, что стандартизованные  опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society). В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.

Основные  разделы типичного опросного  листа приведены на рис. 4.1.

СТАНДАРТНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

I. Общая информация

II.Финансовые и административные данные

III.Данные об управлении предприятием

IV.Сведения о территориальной структуре и расположении объекта

V. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении

VI.Описание технологии производства

VII.Перечень имущества (кроме транспортных средств)

VIII.Перечень транспортных средств

IX. Данные о страховании объектов

X. Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования

XI. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях

XII. Дополнительные сведения

Рис. 1. Типовая схема стандартизованного опросного листа

Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий  составить полное представление  о структуре и количественных показателях объекта. На рис. 2 представлен один из разделов опросного листа – Перечень имущества, а на рис. 3 – опросный лист, применяемый страховыми фирмами для предварительного выявления имущественных рисков.

На рис. 2 показан  достаточно детализованный раздел стандартного опросного листа. К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже служащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предприятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой.

Существенным  недостатком стандартных опросных листов является то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.

Структурные диаграммы Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Данные, полученные таким путем, полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков.

Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего  риска: дублирование, зависимость и концентрацию.

Из этих же структурных диаграмм видно, что  отделы продаж также присутствуют во всех подразделениях фирмы. Риск-менеджер должен убедиться в том, что все  менеджеры по продажам ознакомлены с требованиями, предусматривающими ответственность за качество продукции, и с условиями страхования ответственности, если таковое осуществляется. Очень важно иметь хорошо налаженные связи со всеми подразделениями, а структурная диаграмма позволяет определить отсутствие или недостаточность таких связей.

Возможная концентрация риска также выявляется с помощью  структурных диаграмм. В приведенном  примере производство сырья и закупки других материалов для дочерних предприятий осуществляются централизованно головной компанией. Очевидно, что это рискованная ситуация, которую следует тщательно проанализировать. Может оказаться, что не существует других поставщиков сырья, удовлетворяющих требованиям этих производств, или головное предприятие существенно зависит от доходов дочерних компаний. Можно также добавить к структурным диаграммам данные о доходах компаний и увидеть, которые из них приносят наибольший доход.

Конкретный  вид структурных диаграмм зависит  от сложившегося типа управления и принципов разделения функций для различных компаний. Для крупных фирм, имеющих в своем составе множество различных подразделений, применим подход, использованный в приведенном примере: сначала строится базисная диаграмма для всей компании, а затем структуры отдельных подразделений расшифровываются на диаграммах следующего уровня.

Карты потоков

Карты потоков, или потоковые диаграммы, изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их режима и выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических с точки зрения аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку.

На рис. 4 приведена  карта потоков для процесса сборки изделия, осуществляемого компактно на территории завода. Анализ такой карты позволяет выявить последствия, связанные, например, с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением его поступления на последующие этапы производства. Точно так же можно исследовать последствия инцидентов, произошедших на складе готовых узлов или в цехе упаковки готовой продукции.

Рис. 4 Пример организации сборочного производства

Таким образом, карта потоков позволяет выявить  критические области производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектующих не приведет к немедленной остановке производства, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вызовет остановку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки в качестве другого примера приведем карту потоков для процесса производства вина (рис. 5), отдельные этапы которого осуществляются в различных местах. На ней выделены некоторые ключевые элементы производственного процесса – давильное производство, бутылирование и т.д. Изучение такой карты вызывает ряд вопросов: существуют ли альтернативные поставщики стеклотары, как скажется на производительности потеря части урожая виноград* и т.д. На эти вопросы и должен найти ответы риск-менеджер.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства