Финансовая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, лекция

Описание работы

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы: - с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее; - с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление; - с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Содержание работы

Дайте определение анализа среды организации.
Что представляют собой критические точки организационной среды?
Из каких блоков состоит внутренняя среда организации?
Охарактеризуйте составляющие макросреды финансовой деятельности организации.
Какие факторы влияют на определение пределов анализа среды?
Как влияют размеры организации на установление значимых факторов?
Какими способами можно осуществить формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации?
Какие существуют типы систем получения информации?
С помощью каких методов оценивается информация о внутренней и внешней среде?

Файлы: 1 файл

Семинарские вопросы к теме 1.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Рис. 5. Карта потоков для процесса производства вина

Карта потоков  на рис. 6 показывает процесс сборки изделия, аналогичный представленному  на рис. 4, но в несколько модифицированном виде. На ней в отличие от предыдущей зафиксированы денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: внутри прямоугольников указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии; а на стрелках – общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.

Рис. 5. Модифицированная карта потоков для промесса сборки изделия

 

Одно из преимуществ  представления карты потоков  в таком виде состоит в том, что из нее можно получить (в  первом приближении) количественные значения возможных убытков в случае сбоя на одной из стадий технологического цикла, другое – в том, что риск-менеджер имеет возможность увидеть различные пути перераспределения ресурсов между параллельными ветвями системы и тем самым минимизировать возможные убытки.

В настоящее  время существуют мощные программные средства для персональных компьютеров, позволяющие существенно упростить задачу моделирования структуры предприятия и потоков ресурсов внутри него. Отличительной их особенностью является возможность оптимизации распределения ресурсов, что позволяет предприятию достичь наивысшей производительности, а риск-менеджеру – проводить количественный анализ рисков.

Возможные виды карт потоков можно разделить  на три большие группы, которые описывают:

• отдельный  технологический процесс внутри предприятия;

• совокупность производственных процессов и элементов  управления;

• технологическую  цепочку, в которой предприятие  составляет одну из частей.

Анализ карты  потоков позволяет выявить «узкие»  места производственного процесса. Любой технологический процесс можно подразделить на три этапа: поступление исходных материалов, их обработка и выход готовой продукции. Если какой-нибудь инцидент приводит к выходу из строя элемента технологической цепочки, то по карте потоков можно легко проследить, насколько серьезны будут последствия происшествия и к каким убыткам это может привести.

Ограниченность  применения карт потоков как метода анализа риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновременно следует использовать иные методы получения исходной информации о рисках. Другой недостаток состоит в том, что карты сами по себе не указывают на уязвимость отдельных стадий производственного процесса. Даже когда из них с очевидностью следует, что тот или иной элемент является узким местом для данного процесса и его отказ может привести к серьезному ущербу, без привлечения дополнительных источников данных нельзя понять, насколько такая ситуация вероятна. Поэтому карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов.

Прямая  инспекция

Описанные выше методы выявления риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кроме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовленных для них форм отчетности по рискам могли быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры могут организовывать инспекционные поездки на предприятия.

Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры обладают достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специалистами, работающими на соответствующих объектах или осуществляющими определенные технологические операции.

Прямая инспекция  позволит также выявить и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровня риска.

При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения инспекции, и учесть ряд специфических факторов:

• уровень  лояльности и подчиненности руководства  предприятия центральному управлению (для региональных отделений);

• общее количество времени, которое планируется затратить  на инспекцию;

• время года, которое наиболее благоприятно для  инспекции;

• возможные  условия работы инспекторов на предприятии, степень оснащенности техникой, наличие современных средств связи с центральным офисом.

После предварительной  оценки задач, которые предстоит  решить в процессе инспекции, и учета различных особых факторов следует составить программу посещения предприятия. Даже небольшое производство часто занимает несколько площадок или зданий, каждое из которых может быть источником риска. Если же речь идет, например, о крупной торговой структуре, то она, как правило, имеет в своем составе многочисленные магазины, складские помещения, отделения в различных районах города или области, что существенно осложняет задачу проведения инспекции. Необходимо выстроить некую логическую схему выявления рисков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упустить что-либо существенное.

Один из способов решения этой задачи – подготовка для каждого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопросов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого из объектов. Они определяют содержание и структуру инспектирования, уменьшают время пребывания на объекте и, что более важно, снижают опасность упустить что-либо важное. Если это не первое посещение объекта, необходимо просмотреть предыдущий отчет и проверить, остались ли какие-либо нерешенные вопросы и нужно ли возвращаться к ним снова.

Существует  практика неожиданных инспекции объектов и заблаговременного извещения его сотрудников об инспекции. В первом случае появление кнепектороп на предприятии позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Например, при неожиданной инспекции можно отметить реальные отклонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности.

Заблаговременное  извещение руководства и сотрудников  предприятия о предстоящей инспекции  целесообразно использовать при необходимости получить материалы и данные, для нахождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за несколько дней до начала посещения по факсу или электронной почте высылается запрос или формы для заполнения, и к моменту начала инспекции сотрудники предприятия уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно сокращает затраты времени.

Приведем  примерный перечень вопросов, которые  могут быть решены либо уточнены в  процессе инспекции:

• расположение объекта и степень близости к  населенным пунктам, другим промышленным объектам;

• описание и оценка системы управления (общий  и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);

• наличие  и состояние основных и оборотных  фондов;

• общая характеристика и состояние особо опасных  агрегатов;

• подробности  недавних происшествий или заявленных претензий, если оборудование было застраховано.

После того как  инспекция проведена, необходимо все  результаты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указать:

• цель обследования;

• дату и  место его проведения;

• краткое  содержание проведенных бесед с  сотрудниками;

• полученные данные и материалы;

• результаты обследования;

• резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необходимо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка оборудования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

Анализ  финансовой и управленческой отчетности

Работа с  финансовой и управленческой документацией  предприятия имеет важное значение для выявления рисков по той простой причине, что в документах фиксируются все произошедшие инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска.

Убытки предприятия, возникающие вследствие наступления  непредвиденных событий, вначале фиксируются  в актах, а затем находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Рассмотрим, к примеру, как осуществляется отражение в документах аварии, произошедшей на промышленном предприятии.

Вначале составляется акт расследования аварии. Затем подготавливается так называемая дефектная ведомость на восстановление объекта, на основании которой рассчитывается величина убытка и определяется объем работ. Далее, в соответствии с объемами работ составляется смета, в которой указываются все убытки от аварии. В них включаются стоимость потерянных основных и оборотных фондов, затраты материалов, запчастей, стоимость рабочей силы и т.д. Эти данные затем фиксируются в различных формах бухгалтерской отчетности.

К финансовым документам предприятия относятся:

• бухгалтерский  баланс;

• отчет о  финансовых результатах (прибылях и  убытках);

• данные об учете основных средств;

• данные других форм бухгалтерской отчетности.

Основными финансовыми  документами, суммирующими деятельность предприятия за определенный период, являются баланс и отчет о финансовых результатах. Анализ структуры баланса дает возможность оценить основные финансовые показатели компании – активы, пассивы, свободные (или чистые) активы, собственный капитал, дебиторскую и кредиторскую задолженность и др. Анализ структуры баланса осуществляется путем сопоставления отдельных его статей, определенных на начало и конец отчетного периода, с валютой баланса. Такой подход к оценке изменений показателей баланса позволяет сопоставлять полученные результаты с данными по различным предприятиям, а также сравнивать финансовую отчетность за разные периоды времени.

Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей – актива и пассива. Анализ структуры активов позволяет выявить следующие основные показатели:

• состав денежных средств;

• состав дебиторской  задолженности;

• запасы;

• внеоборотные активы.

Анализ структуры пассивов дает важную информацию о капитале и других источниках средств предприятия:

• размер краткосрочных  обязательств;

• размер долгосрочных обязательств;

•собственные  средства, включая уставный капитал, добавочный капитал и реинвестированную прибыль.

В ходе анализа отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) производится расчет следующих показателей деятельности предприятия:

• себестоимость;

• операционная и чистая прибыль;

• реинвестированная  прибыль;

• выплаты  процентов и налогов.

 

Семинарские вопросы к теме 7. Финансирование риска

  1. Какие статьи включают в себя затраты на риск?
  2. Охарактеризуйте источники финансирования риска.
  3. Назовите основные элементы программы страхования предприятия.
  4. В течении какого промежутка времени должна пересматриваться программа страхования предприятия?
  5. Как формируется фонд риска в самостраховании?
  6. Способы организации фонда самострахования.
  7. Каковы преимущества и недостатки самострахования?

 

Тема 7. Финансирование риска

 Менеджер  использует методы финансирования  риска для возмещения (с наименьшими  затратами) убытков, которые несет компания, несмотря на ее усилия по контролю за риском.

  • Принятие риска. Менеджер может предпочесть возмещение убытков за счет средств самой компании. Чтобы покрыть непредвиденные убытки, многие компании берут средства из текущих доходов или создают фонд для экстраординарных обстоятельств. Некоторые фирмы создают свои собственные компании по общему страхованию ответственности.

Фактически  программы различных фирм по принятию риска строятся примерно по одной  схеме. Можно прибегнуть к самострахованию за счет резервного фонда, ежегодно внося в него определенную сумму на покрытие возможных убытков. Однако принятие риска на основе самострахования существенно отличается от полной незащищенности (отсутствия резервных фондов). Небольшая компания практически не способна отложить достаточно денег, чтобы покрыть убытки от катастроф. Когда приходит беда, компании, которые не могут купить страховку, вынуждены брать в долг, чтобы покрыть убытки; в противном случае они будут вытеснены из бизнеса.

  • Передача риска. Менеджер может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Покупая страховку, компании передают риск страховой фирме, которая готова платить за определенные виды убытков. За эти услуги страховая компания получает гонорар, который называется страховой премией.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства