Финансовый менеджмент ЗАО "Бишофит - Авангард"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала и достижение конечной цели хозяйствующего субъекта – получение прибыли. Любые экономические отношения базируются на стремлении получить прибыль. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Таблица 2.16.

Группировка активов  и обязательств (тыс. руб.)

Группа активов

2009

2010

2011

Группа пассивов

2009

2010

2011

Наиболее ликвидные  активы (А1)

2640

14659

13064

Наиболее срочные обязательства (П1)

57025

61220

71336

Быстро реализуемые активы (А2)

121765

114523

84676

Краткосрочные обязательства (П2)

803

8795

1410

Медленно реализуемые активы (А3)

35594

57938

108271

Долгосрочные обязательства (П3)

-

-

-

Трудно реализуемые активы (А4)

170219

183454

177099

Собственный капитал (П4)

272390

300559

310364

Баланс

330218

370574

383110

Баланс

330218

370574

383110


 

Исходя из данных таблицы 2.16, получаем следующие соотношения:

А1 ≤ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥  П3; А4 ≤ П4

Следовательно, баланс общества на протяжении всех 3-х лет не являлся абсолютно ликвидным, так как не выполнялось первое условие из-за существенного превышения кредиторской задолженности над денежными средствами. Сравнение первой и второй группы активов с первыми двумя группами пассивов показывает текущую ликвидность, т.е. платежеспособность в ближайшее время. Сравнение третьей группы активов и пассивов показывает перспективную ликвидность, т.е. прогноз платежеспособности.

Для оценки ликвидности  текущих активов и платежеспособности предприятия производится расчет коэффициентов ликвидности результаты которых представлены в таблице .

Таблица 2.17.

Показатели  ликвидности

Показатели 

2009

2010

2011

Рекомендуемые значения

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,05

0,21

0,194

0.2–0.3

Коэффициент критической (срочной) ликвидности

2,17

1,88

1,37

>1

Коэффициент текущей ликвидности

2,81

2,72

2,88

>2


 

В группу показателей  ликвидности были включены три основные показателя. Основой их расчетов является отношение оборотных активов и краткосрочных обязательств:

1. коэффициент абсолютной  ликвидности.

 

 

Это наиболее жесткий  и наиболее реальный критерий платежеспособности, показывающий часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Рекомендуемые значения коэффициента 0,2–0,3, но отечественный опыт показывает, что обычно значение его варьируется 0,05–0,1. В 2009г. показатель был равен 0,05, т.е. ниже рекомендуемого уровня, но подпадал под статистику отечественных предприятий. А во второй половине рассматриваемого периода достиг рекомендуемого уровня.

2. коэффициент критической  ликвидности

 

 

Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Коэффициент критической  ликвидности в конце периода  равен 1,35, т.е. предприятие может  погасить 135% своих краткосрочных  обязательств, но так как велика доля дебиторской задолженности, то текущая ликвидность зависит от надежности дебиторов, соблюдения ими графиков расчетов.

3. коэффициент текущей  ликвидности.

 

 

Этот показатель является основополагающим для оценки финансовой состоятельности предприятия, достаточности имеющихся у нее оборотных средств, которые при необходимости могут быть мобилизованы для погашения ее краткосрочных обязательств. Этот показатель является очень укрупненным, поскольку не учитывает степень ликвидности отдельных элементов оборотного капитала. Рекомендуемые границы этого показателя от 1 до 2. Но существует официальный норматив (распоряжение от 12.08.94 №31-р), в соответствии с которым значение должно быть больше 2.

Коэффициент увеличился за 3 года до 2,88, т.е. предприятие может погасить 288% текущих обязательств, мобилизовав оборотные средства.

На рисунке 2.10 представлена динамика показателей ликвидности.

 

РИСУНОК

Рис. 2.10 Коэффициенты ликвидности предприятия

 

Из рисунка видно, что происходит рост показателя абсолютной ликвидности, положительная тенденция показателя текущей ликвидности, т.е. возрастает способность рассчитываться по своим обязательствам. Единственный настораживающий момент – падение коэффициента критической ликвидности, что в большей степени определяется несоответствием величины дебиторской и кредиторской задолженности. Но пока он находится выше рекомендуемого уровня и говорит о платежеспособности за счет соответствующих активов.

Таким образом, по данному  направлению анализа можно сделать  вывод о том, что ликвидность предприятия находится на хорошем уровне.

 

 

2.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которые в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения социальных задач и материальных потребности персонала.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает:

– изменения каждого показателя за период («горизонтальный анализ»);

– исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ»);

– исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).

В таблице ??? представлен анализ отчёта о прибылях и убытках

Таблица 2.19.

Анализ отчета о прибылях и убытках

Показатели

2009

2010

2011

Прирост за  2011 г

Прирост к 2009г

тыс.руб.

доля, %

тыс.руб.

доля, %

тыс.руб.

доля, %

Выручка от продаж

176721

100

220139

100

233558

100

+6,1

+32,2

Себестоимость

98205

55,6

119649

54,4

113535

48,6

-5,1

+15,6

Валовая прибыль

78516

44,4

100490

45,6

120023

51,4

+19,4

+53

Коммерческие расходы

58

-

243

0,08

874

0,4

+259

 

Управленческие расходы

24429

13,8

46134

21

78026

33,4

+69,1

+219

Прибыль от продаж

54029

30,6

54113

24,6

41123

17,6

-24

-23,9

Сальдо операционных результатов

-1761

-1

-1955

-1

-2953

-1,4

-54

 

Сальдо внереализационных операций

-4525

-2,5

-1900

-1

-928

-0,4

+51

 

Прибыль до налогообложения

47743

27

50258

22,8

37242

15,9

-25,9

- 22

Налог на прибыль

9548,6

3,3

10051,6

4,6

7448,4

4,6

- 26

- 22

Чистая прибыль

38194,4

23,7

40206,4

18,2

29793,6

11,3

- 26

- 22


 

По результатам таблицы 2.19 финансовые результаты предприятия с каждым годом ухудшаются, это касается таких показателей как прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. При этом выручка от реализации и валовая прибыль увеличиваются. Прирост валовой прибыли объясняется снижением производственной себестоимости в 2011 году.

Если посмотреть на общую  тенденцию за 3 года, увеличение выручки идет более быстрыми темпами, чем себестоимости, т.е. доля ее в выручке снижается, что сказалось на приросте валовой прибыли. Динамика основных видов прибыли представлена на рисунке 2.11.

 

РИСУНОК

 

 

Прибыль от продаж снижается (в 2009г. доля в выручке 30,6%, а в 2011г. – лишь 17,6%) в связи с ежегодным ростом управленческих расходов (увеличение с 13,8 % до 33,4 %) (см. рис.2.12).

 

РИСУНОК

 

 

 

Чистая прибыль снизилась на 22 % по сравнению с уровнем 2009г. и на 29% в 2011 году, на что повлияла, помимо роста постоянных расходов, негативная тенденция увеличения операционных расходов.

На предприятии наблюдается  отрицательный результат от финансовой деятельности. Так как финансовых вложений оно не имеет. Происходит рост прочих расходов – это штрафы и пени по нарушенным договорным обязательствам. А также убытки по списанию безнадежной задолженности, что является следствием нерациональной политики предоставления товарного кредита.

Структурный анализ прибыли  показал, что основным источником ее формирования является прибыль от продаж, которая равна выручке от реализации за вычетом себестоимости, управленческих и коммерческих расходов.

Отметим, что предприятие  в 2011 г. испытывает трудности, связанные со снижением спроса на продукцию. Единственный фактор прироста прибыли – снижение себестоимости. А наибольший расход средств, приведший к сильному снижению прибыли – управленческие расходы. В 2011 г. имел место эффект увеличения постоянных затрат из-за снижения объемов продаж.

Для принятия управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность, т.е. эффективность деятельности. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности. Эта группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала. Экономический смысл – показывают величину прибыли, получаемой с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

 

 

 

 

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп, характеризующих:

– окупаемость затрат;

– прибыльность продаж;

– доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) определяется путём отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает,  сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Rз2009 = 54029 / 98205 * 100= 55 %

Rз2010 = 54113 / 119649 * 100 =

Rз2011 = 41123 / 113535 *100 =

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность продаж, показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность от продаж, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации;
  2. Валовая рентабельность, равная отношению валовой прибыли к выручке от реализации продукции;
  3. Коммерческая рентабельность, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.

Rпр2009 = 54029 / 176721 *100 =

Rпр2010 = 54113 / 220139 *100 =

Rпр2011 = 41123 / 233558 *100 =

Рентабельность капитала, показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди них можно выделить следующие:

1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть прибыли от продаж приходится на 1 руб. имущества предприятия;

2. Экономическая рентабельность  или рентабельность активов –  отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Показывает эффективность использования имущества;

3. Рентабельность текущих  активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение коэффициента, тем эффективнее используются оборотные средства.

4. Рентабельность внеоборотных  активов. Демонстрирует способность  предприятия обеспечивать прибыль посредством использования основных средств.

5. Финансовая рентабельность  или рентабельность собственного  капитала.

Позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно его сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Он показывает, сколько чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками.

Информация о работе Финансовый менеджмент ЗАО "Бишофит - Авангард"