Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:16, дипломная работа
Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщество.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
2.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сейчас правительство пытается
стимулировать розничное
В первом полугодии банки уже выплатили $3,8 млрд. своих долгов. Осталось порядка $9 млрд. Понятно, что главное давление на банки будет осенью. Но по той информации, которую мы получаем от финансовых регуляторов, необходимые денежные активы есть у всех банков, и каких-либо стрессовых ситуаций мы не ожидаем, - считает Даулет Ергожин. - Будет наблюдаться дальнейшее ужесточение условий кредитов. Банки будут и дальше выдавать кредиты, просто их объем не будет таким, который был год назад.
То есть оценка ситуации в кредитной политике банков, по мнению вице-министра финансов, -- это корреляция темпов роста, объема и условий кредитования.
-- Если у нас рост кредитов в экономике из года в год составлял 35-40%, то этого роста в этом году, однозначно, не будет. И это в какой-то мере тоже хорошо. Мы наблюдаем "сдувание пузыря", который благодаря обстоятельствам не надулся до катастрофических размеров. Кризис произошел, когда перегрев экономики только начался. А если бы кризисная ситуация в мире случилась на несколько лет позже, то экономика Казахстана переживала бы ее намного сложнее. Не исключено, что тогда нам бы пришлось использовать средства Национального фонда, -- говорит вице-министр финансов.
Итак, сегодня основной источник кредитных ресурсов - государство. При этом такая форма вливания денег в экономику подразумевает прямой возврат денег, не через какие-либо экономические и социальные эффекты, а возврат средств обратно в государственную казну.
-- Увеличение расходов бюджета
этого года, безусловно, ориентировано
на текущую ситуацию
Через бюджет государство оказывает поддержку также малому и среднему бизнесу.
- Средства выделены Фонду "Даму"
Между тем в первом квартале года правительству удалось сдержать инфляцию в пределах 2,5%, и это на фоне мировой инфляции. С другой стороны, как и предполагали эксперты, снижение деловой активности, покупательского спроса обусловят и снижение импорта. А если ЩШВЩ что в последнее время ключевым фактором роста цен был импорт инфляции, то сложившиеся обстоятельства уменьшат инфляционное давление в стране.
- Инфляцию в Казахстане сегодня
спецуег рассматривать как
По мнению вице-министра, внутренний монетарный фактор инфляции также имеет большое значение. Цена будет расти и дальше, если бы будем безалаберно относиться к вопросу качества инвестиций. Внутренние инвестиции будут порождать внутренний спрос. Если этот спрос не обеспечен достаточным предложением, то рынок реагирует ростом цен. Также одно дело, когда спрос стимулирует рост внутреннего производства, и другое -- импорт, влияющий на платежный баланс страны. Соответственно, если в мире повышаются цены, то с импортом товаров в Казахстан приходит и импорт инфляции.
В целом, отмечает вице-министр финансов,
правительство предприняло
Улучшение ситуации в экономике может произойти в середине следующего года, что будет характеризоваться открытием для Казахстана мирового рынка капитала, восстановлением станового рейтинга. В то же время "демпинговых" условий заимствования вряд ли следует ожидать. Стоимости заемных денег под 2--3% уже не будет, если будет 6% -- это уже позитивно.
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистке инфляция в январе 2009 года составила 1,4% (в январе 2009 года -0,3%), что является максимальным уровнем с января 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 1,1%, (на 0,2), на непродовольственные товары - на 0,3% ( снижение на 0,4 %) и на платные услуги - на 2,8% (на 1,2%).
На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце в наибольшей степени подорожали табачные изделия - на 4,7%, фрукты и овощи - на 2,9%, сахар - на 1,9%, молочные продукты и яйца - по 1,7%, масла и жиры - на 1,2%, мясо и мясопродукты - на 1,1%. Мука пшеничная стала дешевле на 2,5%.
В группе непродовольственных товаров цены на медикаменты выросли 1,0%, на твердое топливо - 0,5% и на дизельное топливо - на 0,3%. Бензин подешевел на 2,0%.
В структуре платных услуг оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы подорожала на 3,4%, в том числе холодная вода - на 9,7%, электроэнергия - на 9,0%, канализация - на 5,8%. Услуги связи стали дороже на 8,3%, в том числе услуги телефонной и факсимильной связи - 11,1%, правовые услуги - на 6,0%.
Инфляция в январе была, в большей степени, обусловлена удорожанием платных услуг населению. Так, по оценке Национального Банка, инфляция без учета роста тарифов на платные услуги населению составила 0,7%. При этом без учета удорожания тарифов на холодное водоснабжение, электроэнергию, канализацию, услуги связи инфляция в январе 2010 года оценивается в 0,9%.
В январе 2010 года инфляция в годовом выражении составила 7,3% (в декабре 2009 года - 6,2%). Продовольственные товары стали дороже на 3,9% (3,0%), непродовольственные товары - на 9,4% (8,6%), платные услуги - на 10,1% (8,4%).
По итогам января 2010 года инфляция в среднем за год составила 7,2 % (в декабре 2009 года - 7,3%).
В январе 2010 года курс к доллару США изменялся в диапозоне 147,88-148,40 тенге за 1 доллар США. За январь 2010 года тенге укрепился на 0,2% и на конец месяца биржевой курс тенге составил 148,21 тенге за доллар США.
Объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 14,1% и составил 2,6 млрд.долл. США.
В январе 2010 года состоялось 4 аукциона по размещению государственных ценных бумаг Министерства Финансов. На них были размещены 12-месячные МЕККАМ (11,7 млрд. тенге), 4-годичные МЕОКАМ (12млрд. тенге), 6-летие МЕУКАМ (17,2 млрд. тенге), 13-летние МЕУЖКАМ (13млрд. тенге).
Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила по 12-месячным МЕККАМ 3,02%, по 4-годичные МЕОКАМ - 5,06%, по 6- летним МЕУКАМ -6,00%, по 13-летним МЕУЖКАМ -0,01% над уровнем инфляции.
Объем ценных бумаг министерства финансов в обращении на конец января 2010 года составил 1321,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 2,6%.
Объем эмиссии нот Национального банка за январь 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года увеличился на 43,3% и составил 240 млрд. тенге.
Доходность краткосрочных нот понизилась с 2,23% в декабре 2009 года до 1,96% в январе 2010года.
Объем нот в обращении на конец января 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года увеличился на 43,9% и составил 681 млрд.тенге.
В 2009 году общий объем размещенных межбанковских депозитов по сравнению с 2008 годом уменьшился на 52,3% и составил в эквиваленте 41,4 трлн.тенге.
Объем размещенных межбанковских тенговых депозитов вырос на 97,5%, достигнув 16,7 трлн. Тенге (40,4% от общего объема размещенных депозитов в 2009 году). При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным межбанковским тенговым депозитам в декабре 2009 года составила 0,64% (в декабре 2008 года -6,81%).
Объем привлеченных национальным Банком депозитов от банков второго уровня в 2009 году вырос в 2,6 раза и составил 16,2 трлн. тенге.
В 2009 году объем долларовых депозитов составил 113,0 млрд. долл. США, уменьшившись за год в 4,2 раза (39,6% от общего объема размещенных депозитов в 2009 году). Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным долларовым депозитам в декабре 2009 года составила 0,31%, тогда как в декабре 2008 года составляла 0,53%.
Объем размещенных депозитов в евро по сравнению с 2008 годом снизился в 2,9 раза и составил 40,5 млрд. евро (19,4% от общего объма размещенных депозитов в 2009 году). Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным евро депозитам понизилась с 2,20% в декабре 2008 года до 0,28% в декабре 2009 года.
Объемы размещения в рублевые депозиты остаются незначительными - менее 1% от общего объема размещенных депозитов.
В целом доля межбанковских депозитов в иностранной валюте продолжает оставаться высокой - 59,6% от общего объма размещенных депозитов, при этом основная часть депозитов в иностранной валюте (58,8%) размещена в банках-нерезидентах.
Общий объем депозитов резидентов в банковской системе за 2009 год вырос на 19,7%, составив 6473,0 млрд. тенге. Депозиты юридических лиц увеличились на 16,3% до 4579,9 млрд. тенге, вклады физических лиц - на 28,5% до 1893,1 млрд. тенге.
За 2009 год объем депозитов в иностранной валюте увеличился на 47,6% до 2828,3 млрд. тенге. Удельный вес депозитов в тенге в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года снизился с 64,6 до 56,3%.
Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) выросли за 2009 год на 29,1% до 1936,3 млрд. тенге. В структуре вкладов населения депозиты в тенге снизились на 3,5%, составив 841,0 млрд. тенге, депозиты в иностранной - выросли на 74,4% до 1095,3 млрд. тенге. В результате, удельный вес тенговых депозитов понизился с 58,1% до 43,4%.
В декабре 2009 года средневзвешенная ставка вознаграждения по привлеченным тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц снизилась с 5,7% (декабрь 2008 года) до 4,5%, а по вкладам физических лиц - с 11,3% до 10,0%.
Указом президента Республики Казахстан №923 от 1 февраля 2010 года утверждена Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан (далее - Концепция ). Документ призван определить основные направления дальнейшего развития финансового сектора в посткризисный период. Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в рамках Концепции, являются: использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны; применение принципа контрцикличности регулирования и надзор в период экономического роста будут ужесточаться, а в период спада - смягчаться. Также предполагается внедрение системы макропруденциального регулирования, в соответствии с которой будет усилена роль Национального Банка, как государственного органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности. Кроме того, предполагается пересмотреть законодательство, регулирующее отношения в финансовом секторе, исходя из уроков глобального финансового кризиса.
3.2 Стабилизация финансового
Процессы глобализации мировой экономики и интенсификация экономической жизни в значительной мере изменили условия функционирования экономик отдельно взятых стран. Увеличивается роль финансовых институтов в экономической жизни общества, финансовый сектор становится ключевым звеном экономики. Понятно, что без развитых финансовых институтов невозможно адекватное развитие экономики страны, отсутствие эффективной системы финансирования в экономике вполне может привести к замедлению экономического роста или стагнации.
Однако ускоренное развитие финансовой
сферы и "чрезмерное" насыщение
экономики финансовыми
Подвергнувшись воздействию
Будучи государством с открытой экономикой, Казахстан в полной мере может столкнуться со всеми угрозами "заражения" наравне с другими странами. При этом перед государственными органами встает задача готовности к вызовам реалий сегодняшнего дня. Не случайно в своем послании народу президент республики акцентирует на этом свое внимание: "Надо усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки.
АФН должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры.
Государственная поддержка не может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры.
При этом процесс регулятивного вмешательства должен быть предельно прозрачен и предсказуем для всего банковского сектора".