Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:16, дипломная работа

Описание работы

Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
2.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый рынок Казахстана.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Одной из задач регулирующих органов  является защита депонентов от потерь; в этой связи важным представляются полномочия не допускать несанкционированного привлечения депозитов.

При этом, раскрывая последний пункт, исследователь считает, что усилия, направленные на защиту потребителей, считаются оправданными: а) потому что отношения между банкиром и депонентом основаны на доверии (деньги депонируются без какого-либо обмена стоимостью или залога), и б) потому что существует асимметрия информации (средний депонент не может надеяться на то, что сможет точно оценить платежеспособность банка).

Таким образом, НБ РК и АФН имеют  абсолютное моральное право вмешательства  в деятельность финансового сектора в случае, если сложившаяся ситуация угрожает финансовой стабильности, благополучию граждан Казахстана. Далеко не все в финансовой системе Казахстана является в настоящее время благополучным. На наш взгляд, на сегодняшний день основные регуляторы финансового сектора в лице НБ РК и АФН должны сосредоточить усилия на следующих направлениях деятельности, непосредственно связанных с обеспечением финансовой стабильности: У гармонизации финансовых отношений в Казахстане; разработке и внедрении системы эффективных мер по оценке и поддержанию финансовой стабильности, а также регулировании системных рисков финансового сектора; совершенствовании системы риск-менеджмента и саморегулировании в финансовых организациях, при этом особое внимание должно быть уделено банковской системе. Попытаемся раскрыть содержание каждого из перечисленных выше направлений деятельности.

В плане гармонизации финансовых отношений  в настоящее время, на взгляд автора, основными проблемами являются проблема внешнего долга банковского сектора и связанный с ним риск ликвидности банковского сектора, ситуация с перегревом на рынке недвижимости, а также качество кредитного портфеля банков. Обязательным условием успешного развития финансового сектора является второе выделенное направление деятельности, связанное с минимизацией системных рисков и поддержанием финансовой стабильности. И наконец, без формирования должной культуры принятия рисков в финансовых организациях невозможно достижение реальной финансовой стабильности в стране, что говорит о необходимости деятельности в третьем из предложенных направлений. Предложенные автором направления деятельности подразумевают решение некоторых конкретных задач.

Первой и одной из наиболее важных задач в этом направлении является "мягкая" коррекция перегрева рынка недвижимости. В настоящее время в ряде случаев падение цен достигло 50% и более, что позволяет говорить о возможности полномасштабного кризиса в сфере недвижимости уже в этом году. Подобный исход, по сути, не выгоден как банкам, которые опасаются массовых дефолтов по займам, связанным с недвижимостью, так и всем остальным экономическим субъектам вплоть до отдельных граждан в силу того, что производственный сектор экономики во многом представлен строительным кластером экономики. Понятно, что у банков в настоящее время отсутствуют средства для финансирования рынка недвижимости, поэтому государство должно взять на себя часть связанных расходов по финансированию этого рынка. Оптимальным решением в данном вопросе станет, на наш взгляд, расширение программы госзаказов строительной отрасли. Кроме того, государственные структуры должны профинансировать программы сноса частного сектора и ветхих строений с целью создания платежеспособного спроса на жилую недвижимость. Разумеется, компенсации, выплачиваемые при этом, должны быть достаточными для оживления рынка и увеличения количества сделок на нем. При этом следует снизить роль ипотечного кредитования в процессе покупки недвижимости с использованием системы пруденциальных нормативов.

Достаточно сложной проблемой является внешний долг банковского сектора страны, составляющий, по данным НБ РК, порядка половины ВВП страны. В настоящее время БВУ стремятся рефинансировать свои долги перед зарубежными финансовыми институтами, несмотря на завышенные ставки на международном рынке капитала. Фактически появляется сильная зависимость казахстанской финансовой системы от внешнего финансирования, что делает ее крайне уязвимой к внешним шокам. Для решения данного вопроса государство должно сконцентрировать усилия на снижении уровня совокупного внешнего долга банковского сектора. Вполне оправданной мерой в данном случае может послужить государственное содействие банкам в рефинансировании внешней задолженности в виде кредитования по льготным ставкам. В то же время требуется принятие мер для ограничения каналов для получения синдицированных займов из-за рубежа, например, в форме ужесточения пруденциальных нормативов. Еще одним достаточно адекватным решением является стимулирование привлечения средств на фондовом рынке. В частности, вполне может использоваться следующая схема:

Банки проводят дополнительную эмиссию  акций в пределах 15-20% от настоящего объема уставного капитала.

Данный выпуск выкупается государством.

Выкупленные акции размещаются  государством на торговой площадке РФЦА.

В данном случае государство выступает  посредником при осуществлении  финансирования банков, а они, в свою очередь, получают ликвидность для  оплаты внешнего долга. При этом стимулируется  развитие РФЦА.

Кроме этого, следует учесть, что  акцент на развитии фондового рынка, который сейчас делается властями, также несет в себе угрозы финансовой стабильности. Как показывает мировой опыт, фондовый рынок подвержен перегреву даже в большей степени, чем рынок недвижимости. Поэтому льготы инвесторам и эмитентам должны обязательно сопровождаться достаточно эффективным пруденциальным надзором, в противном случае Казахстан рискует повторить путь стран Латинской Америки, переживших кризис в 90-е годы прошлого века.

Первым шагом во втором предложенном направлении деятельности должно стать совершенствование деятельности по поддержанию финансовой стабильности. Здесь возможно предложить расширение штата соответствующих подразделений НБ РК и АФН и, возможно, расширение их полномочий. Кроме того, необходимо финансирование фундаментальных и прикладных исследований в данном направлении.

Необходимым условием для эффективного мониторинга устойчивости финансового  сектора является наличие адекватной системы сбора и обработки  информации, что подразумевает повышение  эффективности аналитических и статистических служб.

Что касается третьего направления, то не секрет, что реальный статус подразделений  риск-менеджмента во многих банках недостаточен для того, чтобы оказывать  влияние на принимаемые решения. Здесь необходимо четкое определение бизнес-процессов, связанных с управлением рисками, на законодательном уровне, а также выработка механизмов контроля за положением риск-менеджмента в банках.

Кроме того, необходимо содействовать  повышению профессиональной квалификации риск-менеджеров. Эффективной мерой в этом направлении может стать создание системы государственной сертификации финансовых риск-менеджеров, которая стала бы основным критерием трудоустройства на соответствующие должности. Кроме того, необходимы государственные программы повышения квалификации риск менеджеров.

В плане создания эффективной системы  саморегулирования банковского  сектора действенной мерргй' может  стать создание и развитие института  публичных директоров, на позиции  которых должны привлекаться авторитетные отечественные и зарубежные финансисты.

В заключение следует отметить, что  финансовым властям в Казахстане предстоит еще огромный объем  работы по созданию механизмов обеспечения  финансовой стабильности. От успешности деятельности в этом направлении  во многом будет зависеть успешность развития Казахстана в ближайшие десятилетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для Казахстана с момента обретения  независимости одним из важных направлений  в развитии стало формирование стабильной финансовой системы в условиях рыночной экономики и постепенной интеграции в мировую экономику. В условиях рыночной экономики наиболее актуальным становится развитие финансового рынка и деятельности финансовых организаций. Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщества. Кроме того, такие важнейшие показатели, как законодательное регулирование, информационная открытость, дивидендная политика и другие также должны соответствовать общепринятым стандартам развития финансового рынка.

Финансовый рынок Казахстана имеет  присущую для казахстанской экономики  структуру, которая наиболее полно отражает его особенности и содержание. Именно это помогает рынку динамично развиваться и улучшать экономику страны. Некоторые сегменты финансового рынка Казахстана еще незначительно развиты, например, рынок ценных бумаг на протяжении многих лет вообще отсутствовал в Казахстане и его развитие, начавшееся в начале 90-х годов, требует определенного времени, поскольку напрямую связано с преобразованием отношений собственности и с изменением всего характера финансовой политики государства.

Формирование финансовых рынков как в России, так и в Казахстане сопровождалось значительными осложнениями, так как их развитие совпало с распадом Советского союза. Экономика стран была значительно ослаблена, но выбор правильных путей развития привел их экономику к стабильности.

В целях дальнейшего развития финансового  рынка особое внимание должно уделяться  построению институциональной структуры, внедрению различных финансовых инструментов, получивших развитие за рубежом и отвечающих потребностям инвесторов, методологии анализа финансового рынка, выделению тенденций развития и направлений государственной поддержки.

За период после введения тенге  стал стабильной конвертируемой валютой, несмотря на то, что поначалу наблюдалась  тенденция к ослаблению курса. Но благодаря проведению Национальным Банком Казахстана политики по обеспечению внутренней и внешней устойчивости национальной валюты валютный рынок стабилизировался. Основными проблемами, присущими валютному рынку, являются необходимость в обеспечении стабильности функционирования режима плавающего обменного курса национальной валюты и совершенствование законодательства. Для дальнейшего развития валютного рынка Казахстана Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге. Достижение устойчивого экономического роста требует расширения перечня инструментов, доступных для вложения средств, в том числе и за счет иностранных активов, что предполагает дальнейшее развитие либерализации валютного режима.

В текущем году было принята Концепция  развития финансового сектора на следующий среднесрочный период до 2011 года. Данная концепция определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов. Осуществление необходимых мероприятий в рамках реализации новой Концепции развития финансового сектора позволит значительно повысить уровень развития отечественного финансового сектора, тем самым его конкурентоспособность, что в свою очередь позитивно скажется на развитии экономики в целом.

В целях дальнейшего развития финансового рынка особое внимание должно уделяться построению институциональной структуры, внедрению различных финансовых инструментов, получивших развитие за рубежом и отвечающим потребностям инвесторов, методологии анализа финансового рынка, выделению тенденций развития и направлений государственной поддержки.

Развивается страховой рынок. Но его  развитие сдерживается значительными  проблемами, присущими страховому рынку, такими как: недостаточное развитие личного страхования; отсутствие полноценной системы аннуитетов; недостаточное развитие рынков перестрахования и сострахования; низкая страховая культура населения. Для решения этих задач планируется совершенствование системы обязательного страхования; повышение уровня прозрачности деятельности страховых организаций; повышение эффективности системы обязательного страхования; развитие инфраструктуры страхового рынка. Главной задачей на современном этапе для развития страхового рынка является создание конкурентоспособного рынка страховых услуг.

В перспективе развития финансового  сектора - достижение финансовым сектором Казахстана стандартов экономически развитых стан по показателям: стабильности, устойчивости, прозрачности, а также лидерство  в СНГ и Центральной Азии по уровню, качеству и разнообразности финансовых продуктов. При этом в условиях предстоящего вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию одной из важных задач является сохранение устойчивых позиций и конкурентоспособность финансовых институтов в случае прихода иностранных компаний. Осуществление необходимых мероприятий, обозначенных в направлениях Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2009 годы, позволит значительно повысить уровень развития отечественного финансового рынка и его конкурентоспособность, что в свою очередь позитивно скажется на развитии экономики республики в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон РК "О валютном регулировании"  от 24.12.1996 г., Алматы: Саяхат, 2001.

2. Закон РК "О вексельном обращении  в Республике Казахстан" от 28.04.1997г., Алматы: Саяхат, 2001.

3. Закон РК "О пенсионном обеспечении  в РК" от 20.06.1997г., Алматы: Саяхат, 2001.

4. Закон РК "О страховой деятельности  в РК" от 18.01.2000г., Алматы: Саяхат, 2001.

5. Закон РК "О рынке ценных  бумаг", Алматы: Санат, 2003.

6. Послание Президента страны  народу Казахстана "Казахстан  - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" ., Алматы, 2001, - // Казахстанская правда, 1997, 11 октября, - С.8-9.

7. Послание Президента Республики  Казахстан народу Казахстана "Новый  Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года, - // Казахстанская правда, 2007, 1 марта, -С. 13-14.

8. Послание Президента Республики  Казахстан народу Казахстана "Стратегия  вхождения Казахстана в число  50-ти наиболее конкурентоспособных  стран мира" от 2 марта 2006 года, - // Казахстанская правда, 2006, - 3 марта, - C. 3.

9. Постановление Национального  Банка "О принятии Концепции  либерализации валютного режима", - // Транзитная экономика, 2002, - сентябрь

10. Постановление Правления Национального  Банка Республики Казахстан "Об  утверждении Концепции либерализации валютного режима в РК на 2005-2007 годы",- Транзитная экономика, от 25 июня 2004 года, №705.

11. Алибаев А. Накопительная пенсионная  система: необходим поиск необходимых  решений, - // Рынок ценных бумаг  Казахстана, 2003, С.46.

12. Алибаев А. Пенсионная  реформа: проблемы и вопросы. - // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2004, № 7, С.20-21.

13. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки:  валютные и ценных бумаг. - М., ЮНИТИ, 1995, - С. 36-37.

14. Бабичева Ю.А. Банковское дело. Справочное пособие - М, Экономика, 1993г.

Информация о работе Финансовый рынок РК