Финансы населения: сущность, значение, взаимосвязь с другими секторами финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- выявить субъектно-объектную структуру отношений финансов;
- проанализировать как и где используются финансы населением;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
1.Теоретические основы финансов населения………………………………...….5
1.1. Понятие, сущность, значение финансов населения…………………………5
1.2. Функции и механизм финансов населения…………………………………..8
1.3. Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов……....10
2. Анализ Баланса доходов и расходов населения………………………….…..12
2.1. Анализ доходов населения и их состав…………………………………….12
2.2. Анализ расходов населения и их состав………………………………….....21
3. Современные тенденции финансового благосостояния населения…………28
3.1. Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России………………………………………………………………………...……28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….…34
Приложение А……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финансы населения.сущность,значение,взаимосвязь с другими секторами финансов..doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый кризис августа 1998 г. Ликвидировал многие накопления. Вновь произошло резкое уменьшение накопле­ний домашнего хозяйства.

В 2002 г. Накопления и сбережения домохозяйств распре­делялись следующим образом:

- преобладающая доля находилась во вкладах и ценных бумагах – 59% всех накоплений и сбережений. Заметно воз­росло доверие населения к банкам и отечественной валюте после дефолта 1998 г.,

-около одной трети (31%) вложено в иностранную валю­ту.

Главными покупателями иностранной валюты являются лица, пока не доверяющие банкам и национальной валюте, а также так называемые челноки, приобретающие инвалюту дня покупки товаров за рубежом и импорта их в Россию;

-на руках у населения находилось 10% денег от всех сбережений и накоплений, составляющих оборотную налич­ность и необходимых для удовлетворения жизненно необхо­димых потребностей, особенно в условиях постоянного коле­бания цен.

Распределение накоплений и сбережений в России среди населения крайне неравномерно. Та группа из них, которые имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума (их ныне, как отмечалось, почти 30 млн чел.), вообще не имеет накоплений, и перед ней стоит главная задача – выживание.

Таким образом денежные накопления и сбережения, аккумулированные и банках, служат источником расширения кредитных отно­шений. Потребительский кредит пополняет денежные дохо­ды населения и способствует росту платежеспособного спроса на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы Финансового благосостояния населения

3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России.

 

За годы реформы в России не просто изменилось материальное положение граждан страны – трансформировалась вся система формирования финансов граждан. В социалистической экономике основным источником поступления личных доходов являлась оплата труда (примерно ¾ от всех доходов), причем ее уровень был крайне невысок и малоподвижен, дифференциация основной массы населения по размеру заработка практически отсутствовала, а весь процесс регулирования сводился к механизму начисления и перерасчета заработной платы по определенной схеме. Параллельно с этим существовала дополнительная закрытая система распределения благ, обслуживающая небольшую социальную группу. При этом всеми процессами формирования и регулирования доходов граждан «дирижировало» государство [18, C. 59].

К настоящему моменту в России сложилась прямо противоположная система формирования финансов населения, в которой функции и возможности государства минимизированы. Прежде всего, значимость официального заработка в структуре доходов за годы реформы упала почти вдвое.

Основными функциями заработной платы принято считать:

- обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы (воспроизводственная функция).

- Поддержание соответствия покупательского спроса предложению товаров и услуг на потребительском рынке (регулирующая функция).

- Создание у работников мотивации к эффективной работе (стимулирующая функция).

Важно добиться, чтобы заработная плата оказывала стимулирующее воздействие и активнее влияла на мотивы поведения и деятельность работников. Между размером заработной платы, выплачиваемой работнику, и величиной «отдаваемого» им количества труда должно соблюдаться соотношение, отвечающее принципу, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс): равная оплата за равный труд.

Как реализовать этот принцип практически? Ведь государственное регулирование отношений по оплате труда должно охватывать не только размеры оплаты, но и величину трудового вклада за полученную заработную плату. Необходимость обеспечения гарантий работнику по оплате его трудовых затрат работодателем фактически не осознается. Отдельные положения, касающиеся гарантий в сфере нормирования труда, в Трудовом кодексе содержатся, но их явно недостаточно. В частности, ст.159 Трудового кодекса предусматривает, что работникам гарантируется:

- Государственное содействие системной организации нормирования труда

- Применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором [19, C. 243].

Трудовой кодекс вменил в обязанности работника выполнение норм, установленных работодателем, но не предусмотрел обязанность работодателя серьезно заниматься нормированием труда. Провозглашенная государством гарантия того, что работодатель будет применять какие-либо системы нормирования труда и учитывать при этом мнение профсоюзной организации, в действительности не реализуется, а значит, и заработная плата не может иметь стимулирующего воздействия на работников.

В обществе, основанном на многообразии форм собственности и наемном труде, любые формы регулирования заработной платы, в том числе и осуществление государственных гарантий по оплате труда, зависят от состояния рынка рабочей силы. К сожалению, этот рынок остается неразвитым, и государство мало делает для того, чтобы происходящие на нем «торги» по заработной плате между работниками и работодателями осуществлялись на принципах социального партнерства. Между тем для нормального функционирования рынка труда именно государство должно устанавливать определенные гарантии, представляющие собой конкретные, научно обоснованные параметры, которые бы служили исходным основанием для этих самых «торгов».

Экономическая обоснованность подобных параметров имеет первостепенное значение. Только при этом условии возможно нормальное развитие трудовых отношений. В противном случае усиливается социальная напряженность, углубляется экономическое неравенство, создаются условия для политической нестабильности.

К сожалению, в Российской Федерации ряд государственных гарантий не имеет реального экономического содержания. Прежде всего это относится к минимальной заработной плате, которая на протяжении всех пореформенных лет остается ниже прожиточного минимума.

Минимальная заработная плата как регулятор спроса и предложения рабочей силы на рынке труда фактически не действует. Отношения на нем складываются по большей части стихийно, но практически всегда в пользу работодателей [21, C. 39].

В регулировании территориального перемещения работников, привлечения их в районы, где существует спрос на рабочую силу, а также различия в условиях воспроизводства рабочей силы, важную роль призваны сыграть районные коэффициенты к заработной плате. Являясь одной из форм государственных гарантий в области заработной платы, в новых реалиях они теряют свое экономическое содержание. В прежней экономической модели действовала единая система розничных цен на товары и услуги. Неравенство размеров районных коэффициентов отражало различия в стоимости наборов товаров и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы, на соответствующих территориях. Теперь же потребительские цены на одни и те же товары по регионам страны существенно разнятся, а установленные районные коэффициенты не соответствуют их размерам.

Это свидетельствует о том, что федеральные органы власти объективно не могут способствовать смягчению территориальных различий в условиях воспроизводства рабочей силы, а значит, не способны влиять на формирование территориальных рынков труда с помощью районных коэффициентов (по существу, они просто не в состоянии оперативно отслеживать изменения в уровне цен на потребительские товары и услуги).

Таким образом, назрела настоятельная необходимость замены прежнего механизма воздействия государства на территориальное размещение рабочей силы (с помощью районных коэффициентов, стажевых надбавок, льгот по отпускам и т.п.) на новый, адекватный потребностям развития экономики и учитывающий особенности региональных рынков труда [23, C. 79].

Как известно, заработная плата является основным источником доходов населения. Определяя доход и уровень потребления основной части взрослого населения (рабочих и служащих), она служит еще и базой для формирования доходов значительной части неработающего населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через механизмы социального страхования. Эти доходы выделились в самостоятельные виды, но сохранилась их внутренняя связь с заработной платой.

Порядок назначения таких выплат, а также отчислений в соответствующие фонды социального страхования жестко привязан к заработной плате работников и государственным гарантиям в области заработной платы. Минимальный размер заработной платы не может не корреспондироваться с минимальными размерами пенсий, пособиями по болезни, по безработице. Уровень минимальной заработной платы принимается во внимание при назначении стипендий студентам, определении размеров выделяемой материальной помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя и государства. В частности, чем выше минимальная зарплата, тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую часть – начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится, и размеры поступлений государству в виде налога на доходы физических лиц тоже вырастут.

Возвращение минимальной зарплате ее реальной роли в рыночных отношениях благотворно скажется и на других социально-экономических процессах. Очевидно, что низкий уровень гарантий в области заработной платы отрицательно влияет на систему страховых выплат:

- закрепляются низкие минимальные уровни пенсий, пособий и т.д..

- устанавливаются высокие ставки отчислений в страховые фонды, что негативно воспринимается работодателями и побуждает их находить варианты минимизации платежей [24, C. 316].

Все это сказывается на функционировании систем социального страхования.

Таким образом из-за низких размеров получаемых социальных выплат пенсионеры вынуждены продолжать трудиться, больные - работать в ущерб своему здоровью, студенты - подрабатывать, нанося урон учебе.

Формирование цивилизованной системы страхования необходимо, но этот процесс был бы гораздо эффективнее, если бы изменилось отношение к государственным гарантиям по заработной плате.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Собрав материал по всей курсовой работе можно сделать вывод, что в принципе государственные финансы ничем не отличаются от финансов семьи, разве что только масштабами. Однако, как и на уровне государства в семье финансовое планирование тоже создает определенные проблемы.

Для примера можно взять такую группу доходов как рисковый капитал. Да, если фортуна улыбнется, то и прибыль будет немалая. Но, а если нет?  В этом вся и проблема. Рисковый капитал на то и рисковый, что от его использования может придти доход, а может  убыток.

Вообще рациональное планирование семейного бюджета вещь сложная и трудоемкая, не многие в данное время занимаются этим, считая что это лишняя и пустая трата времени. На самом деле они ошибаются, финансовое планирование, пусть даже на таком уровне, помогает грамотнее распределять финансовые средства, позволяет откладывать деньги на покупку дорогостоящих товаров, на отпуск. Да и расписывая расходы членов семьи сразу становится видно, какие затраты преобладают. Понятное дело, что у детей и подростков - развлечения; у людей среднего возраста - продукты питания, бытовая техника; люди пожилого же возраста откладывают деньги, стараясь их практически не тратить.

Таким образом финансы населения играю одну из самых важных ролей вы финансовой системе страны, именно потому, что они являются «государством в государстве». На мой взгляд, если правильно распределять финансы внутри своей семьи и учиться правильно распоряжаться доставшимися материальными средствами, то и на уровне государства возможно рациональное использование финансовых ресурсов.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.       Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]: Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2003. – 448с.

2.       Балабанов А. И. Финансы [Текст] / А. И. Балабанов, Балабанов И. Т. - М. : ЮНИТИ, 2000. – 163 с.

3.       Балабанов, И. Т. Операции с недвижимостью в России  [Текст] / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 253 с.

4.       Борисов Е. Ф., Петров А.А. Экономика [Текст]: Справочник / Е. Ф. Борисов. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 400 с.

5.        Галицкая С.В. Денежное обращение: Кредит; Финансы: Теория и российская практика [Текст]: Учебное пособие для вузов / С. В. Галиция. М. : Международные отношения, 2002г - 272 с.

6.        Гарант плюс [Эл. ресурс] / – Интернет-ресурс :http://www.garant.ru/

7.        Деньги Кредит Банки [Текст]: / под редакцией Е. Ф. Жукова. – М. : Юнити М, 2003. – 207с.

8.        Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 464с.

9.        Дробзина Л. А. Финансы - денежное обращение – кредит. Учебник [Текст] / Л. А. Дробзина, - М. : ФИНАНСЫ, 2008. - 26 с.

10.             Зейнельгабдин, А. Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования. [Текст] / А. Б. Зейнельгабдин – М. : LEM, 2005. – 159 с.

11.             Иванов, В. В. Финансы населения [Текст] / В .В. Иванов. – М. : МТ-Пресс, 2000. – 240 с.

12.             Ивашина Т. Б. Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы. [Текст] / Т. Б. Ивашина . - М. : ЮНИТИ, 2006. - 15 с.

13.             Камаев В. Д Экономическая теория [Текст]: Учебник / В. Д. Камаев. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.-640с.

14.             Колесников В. И. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие [Текст] / В. И. Колесников, В. С. Торкановский. - М. : Дрофа, 2007. - 304 с.

15.             Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт [Текст]: Учебное пособие  / Н. П. Кондраков.- М. : ИНФРА-М, 2007. – 597 с.

16.             Кудрявцев, В. А. Основы организации кредитования. Учебное пособие [Текст] / В. А. Кудрявцев,  Кудрявцева Е. В. – М. : Высшая школа, 2006. - 64 с.

17.             Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2006. – 372с.

18.             Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент. Учебник [Текст] / Л. Н. Павлова – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 269 с.

19.             Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы. Учебное пособие [Текст] / В. М. Родионова, - М. : Филинъ, 2009. – 58 с.

Информация о работе Финансы населения: сущность, значение, взаимосвязь с другими секторами финансов