Финансы организаций в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность, принципы построения и структура финансовой системы.5
1.1 Общее понятие о финансовой системе………………………………….5
1.2 Значение и принципы построения финансовой системы……….......7
2. Финансовая система и характеристика их взаимосвязи……………..12
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая Артур.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая система  и характеристика их взаимосвязи.

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость  классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:                                                                          1) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы (далее мы в ряде случаев будем именовать их как «финансы предприятий» или «финансы хозяйствующих субъектов»);                                                                                        2) общегосударственные, или централизованные финансы.

Определяющим признаком здесь  служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два - хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.

Финансы хозяйствующих субъектов  представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием  и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые  возникают между:                                                                                                               а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги);                                                      б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);                                                                                                                                    в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;                                                               г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);     д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы хозяйствующих субъектов -- исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят  из двух подсфер: финансов предприятий  материального производства и финансов учреждений и организаций, занимающихся производством благ и производством  услуг.

Решающую роль в национальной экономике  государства занимают финансы предприятий  материального производства, которые  непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

- финансы предприятий промышленности;                                                                                                         - сельского хозяйства;                                                                                                                                             - строительства;                                                                                                                                                     - грузового транспорта;                                                                                                                                            - связи;                                                                                                                                                                    - торговли и заготовок.

Финансы учреждений и организаций, занимающихся производством благ и  производством услуг, распределяются по следующим звеньям:

- финансы образования;                                                                                                                                         - культуры и искусства;                                                                                                                                         - здравоохранения и физической культуры;                                                                                                       - науки и научного обслуживания;                                                                                                                   - пассажирского транспорта;                                                                                                                                - жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;                                                                      - коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;                                                                          - общественных организаций;                                                                                                                              - обороны страны.

В зависимости от формы собственности  в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной  собственности.

В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80 %) занимают финансы предприятий  негосударственной формы собственности.

Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность  РФ) и коммунальную (собственность  административно-территориальных единиц).

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального  производства и небольшая часть  организаций, занимающихся производством благ и услуг осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

До недавнего времени подавляющая  часть организаций, занимающихся производством благ и услуг осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы этих учреждений и организаций можно подразделить на три группы:                                                                                                                  1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);                                                                                    2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);                                                                                                                   3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.)

Общегосударственные (централизованные) финансы можно определить как  систему денежных отношений, связанных  с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств  и использованием их на общегосударственные  потребности.

Государственный бюджет является одним  из ведущих звеньев общегосударственной  финансовой системы. С его помощью  правительство концентрирует в  своих руках значительную часть  финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно  направляются денежные средства, и  их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной  части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны  страны.

По размерам доходной и расходной  частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении  основной части населения. При составлении  государственного бюджета большое  внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали  доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит - признак финансовых затруднений в стране.

Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления  кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в  частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских  структур, приватизации государственной  собственности, развитии внешнеэкономической  деятельности предприятий.

Важным звеном общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с  государственным бюджетом средств  внебюджетных фондов обусловлено рядом  причин, прежде всего ограниченностью  бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем  используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму  перераспределения и использования  финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:                                                                                                                           1) мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;                                                                               2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;                                                                                                                        3) материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;                                                  4) поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и использование средств  указанных фондов осуществляются в  специальных формах и особыми  методами, в связи, с чем эти  фонды выделяют в самостоятельное  звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости  продукции и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство. (Например, в России действует более 30 фондов).

Порядок формирования и использования  внебюджетных и целевых бюджетных  фондов регламентируется законодательством.

Среди звеньев общегосударственных  финансов особую роль выполняет государственный  кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации  временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования  государственного кредита кроется  в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним размещаемый в других странах. В Российской Федерации и в Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка в последние годы внутренних финансовых ресурсов побуждает правительства обеих стран все шире привлекать внешний, т.е. международный, государственный кредит.

Общегосударственные финансы тесно  связаны с финансами предприятий, с которыми у них единый источник - создаваемый в народном хозяйстве  национальный доход. Связь между  этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении  финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы  направляются в значительной части  на развитие предприятий материального  производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким  образом проявляется единство финансовой системы.

Информация о работе Финансы организаций в финансовой системе страны