Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:33, автореферат
Актуальность темы исследования. В настоящее время условием устойчивого функционирования и дальнейшего развития российских товаропроизводителей является высокая эффективность их деятельности, предполагающая рациональное использование всех имеющихся ресурсов, улучшение организации производства и реализации продукции, повышение качества управления. Широко известные традиционные методы анализа не соответствуют современным запросам менеджеров предприятий.
Рисунок 4 – Алгоритм мониторинга промышленного предприятия
Результаты комплексной оценки могут быть представлены в виде мониторингового профиля хозяйствующего субъекта – наглядной модели, отражающей уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия по набору показателей относительно выбранного критерия.
Перечень показателей, используемых при построении мониторингового профиля предприятия, следует определить по итогам глубокого ретроспективного анализа, указывающего на слабые и сильные стороны объекта наблюдений.
8. Мониторинговый профиль ОАО «Краснодарзернопродукт».
При построении системы мониторинга в рамках конкретного предприятия (на примере ОАО «Краснодарзернопродукт») алгоритм адаптирован с учетом особенностей организации.
При построении мониторингового профиля промышленного предприятия необходимо основное внимание уделить динамике производства продукции в натуральном выражении и объемов используемых ресурсов.
В виду того, что основным фактором внешней среды деятельности предприятия является высокий уровень конкуренции, в качестве крите-риальных используем показатели функционирования одного из основных конкурентов – ОАО «Хлеб Кубани». Коэффициенты, используемые при построении мониторингового профиля, рассчитанные для данного предприятия были приняты с оценкой в 100 баллов каждый. Показатели ОАО «Краснодарзернопродукт», равные либо превышающие показатели ОАО «Хлеб Кубани», приняты равными критериальным. В противном случае, наблюдаются отклонения от требуемого профиля (таблица 2).
Поскольку конкурент не осуществляет финансовых вложений, данный показатель был исключен из анализа. Расчет баллов проводится по формуле:
БаллП = КП / КК х 100,
где БаллП - количество баллов анализируемого предприятия;
КП, КК - значение конкретного показателя анализируемого предприятия и конкурента соответственно.
Таблица 2 – Показатели мониторингового профиля ОАО «Хлеб Кубани» и ОАО «Краснодарзернопродукт» на 1 января 2005 г.
|
Мониторинговый
профиль ОАО «
Рисунок 5 – Мониторинговый профиль ОАО «Краснодарзернопродукт»
Построение мониторингового профиля ОАО «Краснодарзернопродукт» дает представление о наличии проблем в части эффективности использования сырья для производства продукции, а также основных производственных фондов организации. Следовательно, при разработке планов развития предприятия требуется предусмотреть реализацию мероприятий по повышению эффективности использования средств и предметов труда. Кроме того, искажение соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в сторону нарастания сумм задолженности покупателей и заказчиков требует пересмотра договорной политики предприятия в целях сокращения сроков оплаты продукции.
Таким образом, построение мониторингового профиля позволяет менеджерам наглядно оценить уровень эффективности, проблемные места и перспективы развития предприятия по всем направлениям его деятельности.
9. Вариационное прогнозное моделирование при принятии стратегических решений на базе мониторинга эффективности деятельности промышленного предприятия.
На последнем этапе одного цикла мониторинга в процессе выработки рекомендаций по принятию стратегических решений был составлен прогноз дальнейшего развития ситуации при сложившейся конъюнктуре рынка, а также возможных её изменениях в ближайшей и отдаленной перспективе. Автором предложен комплексный метод, сочетающий экстраполяцию по скользящей средней, экспертные оценки и прогнози-рование методом линейной регрессии. Альтернативный подход реализуется путем разработки сценариев развития при трех вариантах изменения конъюнктуры рынка (таблица 3).
Анализ
показателей эффективности
Таблица 3 – Варианты альтернативных
стратегий ОАО « | |||||
Вариант | Конъюнктура рынка (мнения экспертов) | Стратегия | Мероприятия по внедрению | Эффект (прогноз на 2008 г.) | Ограничения |
1 | Сохранение наметившихся тенденций | Сохранение позиций на рынке | Обновление производственных фондов; сокращение персонала | Рентабельность продаж снизится до -7,44 % | Приведет к появлению убытков |
2 | Благоприятная конъюнктура: снижение цен на пшеницу в пределах 30% и их стабилизация | Ускорение роста | Маркетинговая политика брэндирования; обновление производственных фондов; сохранение коллектива и политика стимулирования | Рентабельность продаж повысится до 50,38 % | Низкая вероятность развития ситуации таким образом |
3 | Неблагоприятная конъюнктура: падение спроса и цен на муку, постепенный рост цен на пшеницу | Ограниченное снижение с переключением на альтернативные источники получения доходов | Поддержание производственной базы; ограничение коммерческих расходов 3 % от выручки; управление запасами в зависимости от цен на рынках; повышение зарплаты на уровне инфляции | Рентабельность продаж останется положительной, но снизится до 9,28 % | Срок проведения должен быть ограничен |
оптимальный | Постепенное сокращение спроса при некотором росте цен на муку, стабилизация цен на пшеницу | Ограниченного роста производства в пределах 2-5 % | Обновление производственных фондов; сохранение персонала; ограниченный рост средней заработной платы относительно производительности труда; управление запасами; маркетинговая политика брэндирования | Поддержание уровня рентабельности на уровне не менее 16 % |
активной маркетинговой стратегии по созданию брэнда продукции предприятия позволит увеличивать объем реализации до 5-7 % ежегодного прироста при условии стабильности на рынке мукомольной продукции. В случае негативной конъюнктуры рынка возможна корректировка стратегических планов в сторону уменьшения темпов роста до 101-102 %.
Таким
образом, при проведении мониторинга
необходимым элементом выбора и
обоснования оптимальной
Внедрение
мониторинга эффективности
Научные
результаты и выводы, включенные в
диссертацию, отображены в следующих
опубликованных работах: