Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой – изучение такого финансового инструмента как государственный и муниципальный кредит. В процессе работы я изучу функции, цели, формы и механизмы кредитования, способы управления госкредитом. Также остановлюсь на особенностях кредитования в России и общей роли кредитов в современном мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции и цели государственного и муниципального кредита, принципы кредитования. Формы кредита. 5
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита, общие принципы кредитования 5
2. Функции и цели государственного кредита 8
3. Формы кредита 12
ГЛАВА 2. Долговые обязательства, госрегулирование долга. Особенности кредитования в России. Роль кредита в современном мире. 14
1. Долговые обязательства по госкредиту, государственное регулирование долга 14
2. Особенности государственного кредитования в России 16
3. Роль кредита в современном мире 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Гос и мун финансы-Курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ             3 

ГЛАВА 1. Сущность, функции и цели государственного и муниципального кредита, принципы кредитования. Формы кредита.                5

  1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита, общие принципы кредитования                                5
  1. Функции и цели государственного кредита           8
  1. Формы кредита            12

ГЛАВА 2. Долговые обязательства, госрегулирование долга. Особенности кредитования в России. Роль кредита в современном мире.     14

  1. Долговые обязательства по госкредиту, государственное регулирование долга  14
  1. Особенности государственного кредитования в России      16
  1. Роль кредита в современном мире         18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ       22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных ролей  в финансах государства выполняет  государственный и муниципальный  кредит, который в сфере экономистов  именуется просто государственным  кредитом.

Государственный кредит – это совокупность кредитных  отношений государства с физическими и юридическими лицами, в связи с которыми государство выступает в роли заемщика, кредитора либо гаранта. В случаях, если государство является заемщиком, либо гарантом, речь идет о государственном кредите. Если же государство выступает в качестве кредитора, речь идет о государственном кредитовании.

Государственный кредит стоит на стыке таких отношений  как финансы и кредит, впитывая их черты. С одной стороны государственный кредит является источником формирования денежных фондов страны, а значит  и звеном системы финансов. С другой стороны, учитывая методы получения финансирования, госкредит представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в отдельную группу в связи с тем, что он отличен от других финансовых инструментов, например налогов, акцизов. Государственный кредит носит характер возвратности и платности, потому что государство обязуется вернуть не только сумму займа, но и проценты, начисленные на нее. Госкредит, как и любой другой является срочным. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Государственный кредит носит добровольный, избирательный и дискретный характер.

В узком смысле слова госкредит отличается от обычного кредита также своей целевой направленностью, а цель его – покрытие дефицита государственного бюджета. Также они отличаются материальным обеспечением. Обычный кредит выдается под ценные бумаги, готовую продукцию, недвижимость и прочее. Материальным обеспечением государственного и муниципального кредита является все имущество государства или муниципального образования. В отличие от обычного кредита государственный носит непроизводственный характер, служит для покрытия дефицита бюджета. Обычный же кредит в основном выдается для обеспечения непрерывности производства.

Цель моей курсовой – изучение такого финансового инструмента как государственный и муниципальный кредит. В процессе работы я изучу функции, цели, формы и механизмы кредитования, способы управления госкредитом. Также остановлюсь на особенностях кредитования в России и общей роли кредитов в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Сущность, функции  и цели государственного и муниципального кредита, принципы кредитования. Формы кредита.

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита, общие принципы кредитования

Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, субъектом РФ или муниципальным образованием, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государственные органы выступают в качестве заемщика, кредитора, гаранта.

Основным видом кредитных  отношений являются отношения, когда  государство является заемщиком. Довольно редко оно выступает в качестве кредитора, предоставляя ссуды физическим и юридическим лицам. Если государство берет на себя обязанности по погашению займов иных лиц, оно становится гарантом.

Как я уже говорила во введении, государственный и муниципальный кредит отличается от обычного кредита (например, банковского или коммерческого):

        1. своей целевой направленностью, его цель– покрытие дефицита государственного бюджета;
        2. материальным обеспечением. Обычный кредит выдается под ценные бумаги, готовую продукцию, недвижимость и прочее. Материальным обеспечением государственного и муниципального кредита является все имущество государства или муниципального образования;
        3. государственный носит непроизводственный характер, служит для покрытия дефицита бюджета. Обычный же кредит в основном выдается для обеспечения непрерывности производства.

 

Как и любой другой кредит, госкредит требует составления кредитного договора, в соответствии с которым у государства, субъекта или муниципального образования возникают обязательства или требования. Основными условиями кредитного договора являются:

  1. срок предоставления или получения кредита;
  2. обязанности сторон;
  3. условия обеспечения возврата ссуды;
  4. размер процентной ставки за пользование ссудой;
  5. другие условия.    

Основные принципы государственного и муниципального кредита:

  1. принцип возвратности – по истечении срока действия кредитного договора заемщик обязан вернуть финансовые ресурсы, полученные у кредитора;
  2. принцип возмездности (платности) – в кредитном договоре оговариваются также проценты за пользование кредитом;
  3. принцип добровольности – получение либо предоставление кредита не является обязанностью;
  4. принцип срочности – в кредитном договоре оговариваются сроки возврата кредита;
  5. принцип обеспеченности – если заемщик нарушит свою обязанность по уплате кредита, то кредитор вправе требовать защиты своих интересов
  6. принцип целевой направленности – кредит предоставляется на определенные цели. 

Государственный и муниципальный  кредит является одной из форм существования финансов наряду с бюджетными и внебюджетными фондами. Он является одним из основных способов привлечения денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции и цели государственного и муниципального кредита

 

Выделяют три основных функции государственного и муниципального кредита: распределительная, регулирующая, контрольная.

1. Распределительная функция. Одной  из важных функций государственного и муниципального кредита является распределение денежных ресурсов на покрытие дефицита бюджета. В современной России отсутствует централизованный  фонд государственного кредитования, поэтому его источник – определенный бюджет, где в составе расходов предусмотрены такие средства.

Перераспределение денежных средств осуществляется между:

  1. федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  2. региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  3. международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  4. иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  5. федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Функция распределения  государственного и муниципального кредита строится на принципах срочности, возвратности, платности, целенаправленности. При переходе России к рыночной экономике данная функция приняла ряд изменений. Во-первых, субъекты РФ стали участниками данных отношений. Во-вторых, контрагентами выступают резиденты, нерезиденты РФ, а для государства – иные государства, международные организации. В-третьих, претерпели изменения инструменты кредитных отношений – стали доступны операции с облигациями, открыт рынок ценных бумаг. Сам кредит перешел в плоскость рыночных отношений.

2. Регулирующая функция. Когда ресурсы ограничены, их выделение на безвозмездной основе глупо. Особенно, если учесть, что эффективность средств, выданных на возвратной и платной основе, выше, чем на безвозвратной и бесплатной. Именно поэтому государство может стимулировать развитие различных отраслей путем выделения им бюджетных средств.

Регулирующая функция помогает государству воздействовать на заемщиков средств, которые обязуются обеспечить их эффективное применение.

Рассмотрим экономическую  и социальную стороны данной функции  госкредита. Первая из них осуществляется с помощью стимулирования развития отдельных предприятий или в целом отраслей. С помощью государственного кредита осуществляется регулирование экономики. Социальная же сторона связана с поддержкой социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), созданием новых рабочих мест и прочее.

3. Контролирующая функция. Данную функцию выполняют соответствующие органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Формами контроля являются:

  1. контроль за движением денежных потоков через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  2. контроль за соблюдением условий кредитного договора;
  3. контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  4. контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

Основными целями государственного и муниципального кредитования являются:

  1. финансирование бюджетного дефицита;
  2. выравнивание и улучшение социальных условий жизни населения и экономических показателей региона;
  3. поддержка муниципальных образований;
  4. поддержка различных отраслей.

Говоря о кредите, как  о способе финансирования расходов, следует отметить, что он наиболее выгоден и имеет меньше негативных последствий нежели применение иных финансовых инструментов, таких как  дополнительная денежная эмиссия или  повышение налоговых ставок. Госкредит существенно улучшает денежное обращение и позволяет не прибегать к дополнительной эмиссии денег и при этом привлекать временно свободные средства физических и юридических лиц как кредитный ресурс. Выгода госкредита также заключается в том, что он исключает какую-либо нагрузку на привычные доходы госбюджета и помогает равномерно перераспределить нагрузку между поколениями. Однако нельзя полностью говорить об отсутствии этой нагрузки на бюджет, поскольку обслуживание госкредита является одной из статей расходов бюджета. Таким образом, государство отвлекает часть бюджетных средств на обслуживание бюджета, а само бремя погашения распределяет между всеми гражданами. В этом проявляется отрицательная черта государственного кредита. Однако, если средства привлечь в выгодное производство, долг будет погашаться за счет средств производственных объектов, а не бюджета.

Говоря только о муниципальном кредите, следует отметить, что он содержит все признаки государственного кредита, хотя и носит менее публичный характер, то есть ответственность возлагается не на государство, а на местные органы власти.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

  1. является источником увязки доходов и расходов государства;
  2. равномерно и справедливо распределяет ответственность за принятые долговые обязательства;
  3. воздействует на денежно-кредитную политику
  4. позволяет ускорить темпы развития экономики и общества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы кредита

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний кредит включает себя такие подвиды как:

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы