Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель моей курсовой – изучение такого финансового инструмента как государственный и муниципальный кредит. В процессе работы я изучу функции, цели, формы и механизмы кредитования, способы управления госкредитом. Также остановлюсь на особенностях кредитования в России и общей роли кредитов в современном мире.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции и цели государственного и муниципального кредита, принципы кредитования. Формы кредита. 5
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита, общие принципы кредитования 5
2. Функции и цели государственного кредита 8
3. Формы кредита 12
ГЛАВА 2. Долговые обязательства, госрегулирование долга. Особенности кредитования в России. Роль кредита в современном мире. 14
1. Долговые обязательства по госкредиту, государственное регулирование долга 14
2. Особенности государственного кредитования в России 16
3. Роль кредита в современном мире 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
1. Государственные займы. Суть их заключается в том, что государство привлекает временно свободные денежные ресурсы населения предприятий на выпуск облигаций, казначейских обязательств и различных видов ценных бумаг. Облигация - это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу получить обратно сумму долга и проценты по истечении срока. Еще один вид ценных бумаг – казначейские обязательства, средства, от реализации которых направляются только на пополнение бюджета. По казначейским обязательствам предусматривается выплата дохода только в виде процентов.
2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. Осуществление данной операции проходит через покупку населением особых ценных бумаг - казначейских сберегательных сертификатов. Достигается такое, когда Сбербанк покупает долговые обязательства государства.
3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Данная форма государственного кредита характеризуется тем, что кредитные госучреждения передают часть ресурсов на покрытие долговых обязательств. Негативная сторона заключается в том, что эта форма увеличивает инфляцию в стране. Именно поэтому в стране не должна действовать соответствующая форма. В России большая часть долга (93%) сложилась потому, что правительство привлекало средства общегосударственного ссудного фонда на покрытие бюджетных расходов. Такая форма привычна для тоталитарного режима.
4. Казначейские ссуды строятся на принципах срочности, платности и возвратности. Они выражают отношения между юридическими лицами и органами государственной власти. Государство оказывает помощь предприятиям и организациям, в работе которых они заинтересованы.
5. Гарантированные займы. В случае получения такого кредита государство несет ответственность по обязательствам заемщика только в случае его неплатежеспособности.
Принципы, на которых строятся внешние государственные займы,- это принципы срочности платности и возвратности. Они образуют государственный долг страны. Такие займы могут предоставляться в двух формах – товарная и денежная. В качестве возврата заемщик может использовать денежные ресурсы либо товар.
ГЛАВА 2. Долговые обязательства, госрегулирование долга. Особенности кредитования в России. Роль кредита в современном мире.
1. Долговые обязательства по госкредиту, государственное регулирование долга
При предоставлении государством либо субъектом, либо муниципальным образованием кредитов сами они становятся кредиторами. Также они могут выступать заемщиками, в связи с чем размеры и структура долгов рассматриваются вместе с принятием закона о бюджете на следующий финансовый год.
В кризисных ситуациях у государства возникает необходимость реструктуризации долгов. Выделяют несколько способов регулирования долга:
Конверсия, консолидация, унификация обычно происходят в отношении внутренних займов. Отсрочка погашения внешнего займа проводится по согласованию с кредиторами.
2. Особенности государственного кредитования в России
В современном мире Россия как кредитор выступает для стран со слабо развитой экономикой, а сами кредиты носят характер экономической помощи. Однако деятельность России как кредитора резко ограничена, в отличие от периода советской власти. По разным оценкам долги России как кредитора составляют от 50 до 120 млрд. долл., на которые при рассрочке в 25-30 лет натекут проценты в размере 25 млрд. долларов.
История государственного долга началась в середине 18-го века, когда императрица Екатерина 2 заняла 7,5 млн. гульденов для ведения боевых действий против Турции в 1769 году. Именно в этот период были выпущены первые российские бумажные деньги. Первый облигационный займ был сделан в 1809 году для борьбы с наполеоновским войском.
Выпуском займов и их утверждением занимался царь и министерство финансов. Однако Правительство СССР напрочь отказалось оплачивать царские долги, и долгое время осуществлялись лишь внутренние займы. Самые первые советские заимствования начались во времена хрущевской оттепели. В мае 1992 г. Россия становится членом МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, политических и социальных требований. В число этих требований входил полный отказ от эмиссии новых денег, что привело к истощению внутренних источников и к необходимости внешних заимствований. Современный долг России формировался под воздействием тяжелых политических и экономических факторов, однако при распаде СССР Россия приняла на себя все обязательства по внешним долгам, хотя на ее долю приходилось лишь 60% от всей суммы долга. При переоформлении долга (1991-1995) их сумма выросла почти в два раза, к тому же это были краткосрочные и среднесрочные кредиты (1992-1995), требующие немедленного погашения. В кредитовании бывшего СССР участвовали 600 банков 24 стран, основная часть долга пришлась на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию. По долгу СССР дважды предоставлялись рассрочки в 1996 и 1998 годах. В 2000 году на переговорах с Лондонским клубом России была списана 1/3 задолженности СССР и переоформлена оставшаяся часть долга на срок 30 лет. В 2000 году Россия осуществляла выплаты МВФ, Всемирному банку, платежи по еврооблигациям (Лондонскому клубу), Парижскому клубу, полностью погасила царские долги перед Францией, выполнялись выплаты частным кредиторам и прочее. Долг России пошел на спад. Размер долга будет дальше снижаться в связи с улучшением общей ситуации в производстве, бюджетной политики государства, создается бездефицитный бюджет. Согласно Бюджетному кодексу все дополнительные доходы будут направляться исключительно на погашение внешнего долга страны. Сокращение госдолга предполагается за счет роста ВВП и укрепления курса рубля.
В 2001 году Правительство
совместно с Банком России подготовили
программу денежно-кредитной
3. Роль кредита в современном мире
При изменении экономической ситуации в стране изменяется и роль кредита. Обычно эти изменения связывают с такими факторами как:
Роль кредита резко возрастает при инфляции, потому что кредитные средства помогают регулировать обращение денег в стране. Однако из-за ограниченности возможности долгосрочного кредитования (из-за невозможности реально оценить сумму задолженности с учетом инфляции) роль кредита снижается.
Когда кредитные отношения расширяют свое воздействие, появляются новые формы кредита, например, при переходе к рыночной экономике стал применяться ипотечный кредит. Роль кредита была существенно ограничена в связи с тем, что они выдавались строго на определенные цели, имели лимит и носили централизованный характер. При переходе к рыночной экономике роль кредита резко возросла, поскольку кредитные ресурсы послужили в качестве источника инвестиций. Кредит приобрел децентрализованный характер, исчезли лимиты.
Развитие кредитования существенно увеличило его роль в экономике.
Стали доступны новые виды кредитования, например проектное кредитование. Банк стал участником не только в качестве кредитора средств, но и полноценного участника компании (совместная подготовка обоснования бизнес-плана, определение состава источников финансирования).
В современном мире роль кредита возрастает, изменяется и такой вид кредитования как ипотечное кредитование в той части, что кредит может предоставляться под незавершенное строительство. Действие кредита возрастает в направлениях:
Чтобы достичь высокой эффективности кредитования государство должно проводить денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика сводится главным образом к жесткому регулированию объема кредитных операций, снижению инфляции, защиты интересов кредиторов и заемщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Государственный и муниципальный кредит - это отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Основные функции кредита исходят из его сущности: распределительная, регулирующая и контрольная.
Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; выравнивание и улучшение социальных условий жизни населения и экономических показателей региона; поддержка муниципальных образований; поддержка различных отраслей.
Формами внутреннего государственного кредита являются: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантированные займы.
Принципы, на которых строятся внешние государственные займы,- это принципы срочности платности и возвратности. Он образует государственный долг страны. Такие займы могут предоставляться в двух формах – товарная и денежная. В качестве возврата заемщик может использовать денежные ресурсы либо товар.
Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, субъектом РФ или муниципальным образованием, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государственные органы выступают в качестве заемщика, кредитора, гаранта.
Заимствования на разных уровнях приводят к формированию государственного или муниципального долга. Получение средств различными уровнями отражается в бюджете в качестве источника финансирования его дефицита. Расходы на обслуживание долга отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
В системе кредитования важнейшим является обслуживание и погашение долга за счет средств бюджета. Несоблюдение сроков и способов погашения долга приводит к его увеличению и введению штрафных санкций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ