- Сущность и функции финансов.
Финансы представляют собой денежные
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных финансовых ресурсов
в целях выполнения функций и задач государства
и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Термин «финансы» исторически
связан с существованием государства.
Именно его возникновение привело к необходимости
выделения из экономических отношений.
Оно является причиной появления финансов.
Финансы не являются результатом деятельности
государства, они обусловлены потребностями
общества.
Условиями возникновения финансов
являются товарно-денежные отношения.
Своеобразие отношений, составляющих
содержание финансов, заключается в том,
что они всегда имеют денежную форму выражения.
Большинство денежных отношений в обществе
носит эквивалентный характер, т.е. движение
денег всегда сопровождается встречным
движением товаров или услуг. Финансы
опосредуют неэквивалентное денежное
движение. Движение денег в этом случае
не сопровождается товарным эквивалентом
(за исключением покупки государственных
и муниципальных ценных бумаг). Не все
денежные отношения относятся к финансам.
Финансы – это обособившаяся
часть денежных отношений. Их особенность
заключается в том, что они не связаны
непосредственно с товарно-денежным производством.
Функции финансов:
- распределительная;
- контрольная.
1. Распределительная функция
– обеспечивает непрерывность
общественного воспроизводства
и проявляется в распределении
созданной стоимости между участниками
производства.
2. Контрольная функция
– обеспечивает соблюдение финансового
законодательства, т.е. правильности
формирования, распределения и использования
финансовых ресурсов.
- Звенья финансовой системы, их характеристика
Финансовая система
российской федерации
Общегосударственные
финансы |
Финансы предприятий
и организаций |
Кредитно- банковская
система |
Система
государственных
финансовый
учереждений |
- Бюджетная
система;
- Государственые
специальные внебюджетные
фонды;
- Государственный кредит;
- Государственный фонд страхования
|
- Финансы коммерческих предпрятий
(организаций);
- Финансы государственных и
муниципальных предприятний;
- Финансы некоммерческих предприятий
и организаций;
- Финансы общественных организаций
и объединений
|
- Центральный Банк РФ (Банк России);
- Сбербанк Росии;
- Внешторгбанк;
- Российский банк развития;
- Коммерческие банки (акционерные
и кооперативные)
|
- Министерство финансов РФ;
- Федеральное казначейство;
- Финансовые органы субъектов
РФ;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
|
Разграничение финансовой системы
на отдельные сферы (подразделения) и звенья
обусловлено особенностями функционирования
каждого звена, различиями в методах распределения
и использования фондов денежных средств
и, следовательно, особой ролью в финансовой
системе.
Общегосударственные
финансы включают бюджетную систему (государственный
бюджет), государственные внебюджетные
целевые фонды, государственный кредит,
государственный фонд страхования.
Бюджетная система
России - это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации совокупность бюджетов
(федерального, региональных и местных)
и внебюджетных фондов. В бюджетную систему
входят государственный кредит, государственный
фонд страхования.
Государственный
бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления,
основной финансовый план формирования
и использования централизованного денежного
фонда. Он обеспечивает выполнение функций
государства, заключающихся в проведении
государственной политики, главным образом
посредством перераспределения доходов,
полученных, в первую очередь, через систему
налогообложения. Государственный бюджет
РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные
бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные
бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных
финансов являются государственные внебюджетные
целевые фонды. При переходе к рыночным
условиям хозяйствования были образованы
следующие внебюджетные социальные фонды:
пенсионный, социального страхования,
обязательного медицинского страхования.
Эти фонды являются федеральной собственностью,
но действуют как самостоятельные финансово-кредитные
учреждения финансовой системы.
Внебюджетные фонды
имеют целевое назначение - финансирование социальных
услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными
внебюджетными фондами социального назначения
создаются фонды экономического назначения,
за счет которых обеспечиваются потребности
государства в решении экономических
задач. Организационно внебюджетные фонды
отделены от бюджетов, имеют определенную
самостоятельность.
Государственный
кредит отражает кредитные отношения
по поводу привлечения государством временно
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций для финансирования
государственных расходов. Государственный
кредит основан на добровольности платежей
в казну государства. Государственный
кредит - это также внешние займы государства,
когда государство берет кредит у зарубежных
государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования
обеспечивает возмещение возможных убытков
от стихийных бедствий и несчастных случаев,
а также способствует проведению мероприятий
по их предупреждению.
Финансы предприятий являются
одним из важных звеньев финансовой системы
Российской Федерации. Они функционируют
в производственной и непроизводственной
сферах экономики.
Финансы предприятий
являются не просто одним из составных
звеньев финансовой системы, а практически
являются одним из основных звеньев финансовой
системы Российской Федерации, занимая
в ней определяющее положение. В этом звене
финансовой системы формируются финансовые
потоки, создаются валовой внутренний
продукт и национальный доход, который
в дальнейшем подлежит перераспределению
через налоговую и бюджетную системы,
производственные и социальные сферы.
Особенности финансов отдельных предприятий
зависят от формы собственности и организационно-правовой
формы.
Кредитно-банковская
система - это совокупность банков и
иных кредитных организаций, осуществляющих
кредитные отношения.
Объективная необходимость
существования кредитных отношений в
государстве обусловлена кругооборотом
товарных ресурсов и денежных средств
в процессе общественного воспроизводства.
У их владельцев в ходе кругооборота образуются
временно свободные денежные средства.
В то же время у других предприятий возникает
потребность в привлечении денежных средств.
Это и создает реальную основу для возникновения
кредитных отношений.
Система государственных
финансовых органов. Государство осуществляет
руководство финансами, регулирует и направляет
финансовую деятельность через свои законодательные
и исполнительные органы, которые наделены
соответствующей компетенцией.
Президент Российской Федерации
как глава государства обеспечивает в
области финансов согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, исходя из положений Конституции
и федеральных законов определяет основные
направления внутренней и внешней политики
государства, соответственно которой
строится финансовая политика.
Согласно Конституции РФ (ст.94, 95) высшим
представительным и законодательным органом
власти в стране является Федеральное
собрание, состоящее из двух палат - Государственной
Думы и Совета Федерации.
- Финансовая система и ее структура
Понятие «финансовая система»
рассматривается в двух аспектах.
В узком смысле финансовая система
представляет собой совокупность финансовых
учреждений и организаций, осуществляющих
формирование, распределение и использование
финансовых ресурсов (финансовый аппарат).
В широком смысле финансовая
система представляет собой совокупность
приемов и методов формирования, распределения
и использования финансовых ресурсов.
Финансовая система:
1. Финансы организаций:
- финансы коммерческих
организаций;
- финансы некоммерческих
организаций.
2. Государственные и муниципальные
финансы:
- бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный и муниципальный
кредит;
- финансы государственных
и муниципальных унитарных предприятий.
3. Финансы домашних хозяйств.
Принципы разделения:
1. По функциональному
назначению:
- финансы организаций
– обеспечивают непрерывность
воспроизводственного процесса
и формируют национальный доход;
- государственные и муниципальные
финансы – служат для удовлетворения
общих государственных потребностей;
- финансы домашних хозяйств
– служат для удовлетворения
личных потребностей, они являются
потенциальными источниками инвестиций
в экономику РФ.
2. По источникам формирования:
- финансы организаций
– зависит от организационно-правовой
формы и вида деятельности;
- государственные и муниципальные
финансы – налоги, займы, эмиссия;
- финансы домашних хозяйств
– заработная плата, стипендия, пенсия,
пособия, доходы от домашнего
хозяйства.
3. По органу управления:
- финансы организаций
– зависит от организационно-правовой
формы;
- государственные и муниципальные
финансы – финансовая система
РФ, финансовый аппарат;
- финансы домашних хозяйств
– граждане.
Разделение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено различиями
задач каждого звена, а также методов формирования
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств: общегосударственные
централизованные фонды денежных средств
создаются путем распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в отраслях
материального производства; децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение
сферы деятельности и применение особых
способов и форм образования и использования
денежных фондов в каждом отдельном звене,
финансовая система является единой, так
как базируется на едином источнике ресурсов
всех звеньев данной системы.
Бюджет – главное звено финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования централизованного
фонда денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
бюджет является основным финансовым
планом страны, утверждаемым как закон.
Внебюджетные фонды – средства
федерального правительства и местных
властей, связанные с финансированием
расходов, не включаемых в бюджет.
Государственный кредит отражает
кредитные отношения по поводу мобилизации
государством временно свободных денежных
средств предприятий, организаций и населения
на началах возвратности для финансирования
государственных расходов. Кредитором
выступают физические и юридические лица,
заемщиком – государство в лице его органов.
Государственные и муниципальные
финансы:
1. Федеральные финансы.
2. Финансы субъектов федерации.
3. Местные (муниципальные) финансы.
Федеральные финансы и финансы
субъектов федерации относятся к государственному
уровню. Государственные и муниципальные
займы могут быть использованы для покрытия
бюджетного дефицита. Они имеют целевое
назначение и используются для финансирования
бюджета. Источником погашения займов
являются налоги.
- Методы управления финансами коммерческих
организаций (предприятий)
Управление финансами
коммерческой организации — это процесс создания финансового
механизма организации, ее финансовых
отношений с другими субъектами. Он включает
следующие основные элементы:
• финансовое планирование;
• оперативное управление;
• финансовый контроль.
Финансовое планирование. При разработке финансовых
планов коммерческой организации происходят
соизмерение намечаемых затрат на осуществляемую
деятельность с имеющимися возможностями,
определение направлений эффективного
вложения капитала; выявление внутрихозяйственных
резервов увеличения финансовых ресурсов;
оптимизация финансовых взаимоотношений
с контрагентами, государством и т. д.;
осуществляется контроль за финансовым
состоянием предприятия. Необходимость
финансового планирования коммерческой
организации может ныть вызвана не только
внутренней потребностью эффективного
управления финансовыми ресурсами, но
и внешней — желанием кредиторов и инвесторов
иметь информацию о доходности предстоящих
вложений.
Оперативное управление. Большое значение для управления финансами
коммерческой организации имеет анализ
исполнения финансовых планов и прогнозов.
При этом не всегда обязательным условием
является соответствие плановых финансовых
показателей фактическим. Наибольшее
значение для эффективного управления
имеет выявление причин отклонения от
плановых (прогнозных) показателей. Данные
о фактическом исполнении финансовых
планов анализируются не только специальными
подразделениями организации, но и органами
управления коммерческой организации.
Финансовый контроль. Государственный финансовый
контроль за коммерческими организациями
негосударственных форм собственности
ограничен вопросами исполнения налого
вых обязательств, а также использованием
бюджетных средств, если коммерческая
организация такие средства получает
в рамках государственной помощи. Большое
значение для эффективного управления
финансами коммерческой организации имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский
контроль.