Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ. Исполнение
бюджета организуется на основе сводной
бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства
кассы и подведомственности расходов.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет
бюджета доходов от распределения
налогов, сборов и иных поступлений
в бюджетную систему РФ, распределяемых
по нормативам, действующим в
текущем финансовом году, со счетов
органов Федерального казначейства
и иных поступлений в бюджет;
- возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм,
а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные
суммы;
- зачет излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм в
соответствии с законодательством
РФ;
- уточнение администратором доходов
бюджета платежей в бюджеты
бюджетной системы РФ и т.д.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает
- принятие
бюджетных обязательств;- подтверждение
денежных обязательств;- оплату денежных
обязательств; - подтверждение исполнения
денежных обязательств.
Получатель
бюджетных средств принимает бюджетные
обязательства в пределах доведенных
до него лимитов бюджетных обязательств
путем заключения государственных (муниципальных)
контрактов, иных договоров с физическими
и юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями или в соответствии
с законом, иным правовым актом, соглашением.
На Федеральное казначейство
возложены функции по исполнению бюджетов.
Оно осуществляет кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы
РФ, прогнозирование и кассовое планирование
средств федерального бюджета, контроль
за соблюдением бюджетного законодательства
РФ главными распорядителями, распорядителями
и получателями бюджетных средств, кредитным
организациям. ФК доводит до распорядителей
и получателей средств федедерального
бюджета показатели лимитов бюджетных
обязательств, объемов финансирования.
ФК составляет и представляет оперативную
информацию, отчетность об исполнении
бюджета в Министерство финансов РФ.
- Налоговая система Российской Федерации:
структура, цели и задачи функционирования
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов
в зависимости от органа регулирования
системы налогообложения:
1. Федеральные
налоги – устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и являются обязательными
к уплате на всей территории РФ.К федеральным
налогам и сборам относятся:- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы; - налог на доходы физических
лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных
ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
2. Региональные
налоги – устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и законами субъектов РФ и
являются обязательными к уплате на территориях
соответствующих субъектов РФ.К региональным
налогам относятся:- налог на имущество
организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
3. Местные налоги – устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований и являются обязательными
к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
К местным налогам относятся:-
земельный налог;
- налог на имущество
физических лиц.
Также выделяются специальные налоговые
режимы, к котором относятся:
- система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения
в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
- система налогообложения
при выполнении соглашений о
разделе продукции.
- Принципы построения и элементы современной
налоговой системы РФ.
Налоговая система – это совокупность налогов
и сборов, взимаемых государством, а также
принципов, форм и методов их установления,
изменения, отмены, взимания и контроля.
Налоговая система является
элементом финансовой системы государства,
обеспечивающей поступление доходов в
бюджеты и внебюджетные фонды. От эффективности
налоговой системы зависит полноценность
реализации программ, финансируемых из
бюджетов и внебюджетных фондов.
Основными элементами налоговой
системы являются:
- совокупность
налогов, взимаемых на территории
данной страны;
- система полномочий
органов государственной власти
в области налогового регулирования,
касающаяся разработки и принятия
налогового законодательства, определения
порядка распределения налоговых
поступлений между уровнями бюджетной
системы и т.д.;
- государственные налоговые
органы, обеспечивающие сбор налогов,
контроль за правильностью их
исчисления и уплаты.
Налоговая нагрузка (налоговое
бремя) относится к главным показателям
налоговой системы. В настоящее время
в России налоговая нагрузка составляет
37%. По сравнению с развитыми странами
ее нельзя рассматривать как высокую.
В последнее время государство старается
не увеличивать налоговую нагрузку, а,
наоборот, ее снижать;
Функции налоговой
системы:
- фискальная –
предполагает пополнение доходов государства
на различных уровнях, необходимых для
исполнения государством своих функций;
- распределительная
– предполагает распределение совокупного
общественного продукта между юридическими
и физическими лицами, отраслями и сферами
экономики, государством в целом и его
территориально-административными образованиями;
- регулирующая
– предполагает активное воздействие
государства с помощью экономических
рычагов и методов на экономические и
социальные процессы в обществе;
- контрольная
– предполагает наблюдение и соблюдение
стоимостных пропорций в процессе образования
и распределения доходов различных субъектов
экономики.
Принципы налогообложения:
Принцип равномерности
(равенства, обязательности) означает, что налоговые отношения возникают у всех участников равномерно (в одно и тоже время).
Принцип определенности
(понятности, простоты) в системе налогообложения.
Принцип однократности означает, что любой объект должен облагаться только одним налогом.
Принцип экономичности
(экономности, эффективности) означает, что расходы государства на организацию системы налогообложения должны покрываться доходами.
Принцип налогового
федерализма означает, что вышестоящий государственный законодательный орган имеет право передавать часть полномочий на нижестоящий уровень.
Принцип стабильности.
Принцип подвижности
(эластичности) означает, что налоговая система должна приспосабливаться к изменяющимся экономическим, социальным и другим условиям.
Принцип льготности означает, что государство для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливает иные условия с целью стимулирования каких-либо процессов или выделения их значимости.
Принцип достаточности означает, что при распределении доходов или накоплений государство должно исходить из оптимальной величины изъятия, но достаточной для функционирования государства (налоговая нагрузка, налоговое бремя).
Принцип срочности означает, что налог должен быть уплачен государству в установленное время.
Принцип единства означает, что вся система работает на единой системе показателей, системе отчетности, системе нормативного регулирования и т.д.
- Налоговый кодекс как правовая основа
налоговой системы РФ: общая характеристика
структура и перспективы развития
Налоговый кодекс РФ устанавливает:
- виды налогов и сборов, взимаемых
в РФ;
- основания возникновения, изменения,
прекращения и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
- порядок обжалования действий
налоговых органов и их должностных лиц.
Законодательство субъектов
РФ о налогах и сборах состоит из законов
и других нормативных правовых актов о
налогах и сборах, принятых законодательными
органами власти субъектов РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются
нормативными правовыми актами, принятыми
представительными органами местного
самоуправления в пределах, установленных
Налоговым кодексом.
Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в РФ, отношения, возникающие
в процессе осуществления налогового
контроля и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
- Налоги: понятие, виды и функции
В соответствии с Налоговым
кодексом РФ налог – это
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
К элементам налога относятся:
объект налогообложения, налоговая база,
налоговый период, налоговая ставка, порядок
исчисления налога, порядок и сроки уплаты
налога.
В общей системе гос. регулирования
рыночной экономики особое место принадлежит
налогам. Система налогообложения является
важнейшим комплексным рычагом государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной и инновационной
стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
По способу взимания налоги делятся на:
- прямые налоги
– это налоги подоходно-поимущественные,
которые взимаются в процессе накопления,
формирования имущества. Плательщиком
прямых налогов становится тот, кто получает
прибыль или доход, владеет имуществом
или получает его (налог на прибыль организаций,
налог на доходы физических лиц, налог
на имущество физических лиц и т.д.);
- косвенные налоги
– это налоги на потребление, которые
взимаются в процессе потребления материальных
благ. Их размер включается в стоимость
товаров, работ, услуг. Плательщиков косвенных
налогов является потребитель товара
(покупатель – носитель налога), не выступая
при этом налогоплательщиком, налог перекладывается
путем надбавки к цене товара (налог на
добавленную стоимость, акцизы). Роль косвенных
налогов больше, чем прямых, поскольку
фискальная функция в косвенных налогах
проявляется более выражено.
По объекту налогообложения налоги делятся на:
- налоги, уплачиваемые с
прибыли (доходов);
- налоги, взимаемые с выручки
от реализации продукции (работ,
услуг);
- налоги с имущества;
- платежи за природные
ресурсы;
- налоги со стоимости
исковых заявлений и сделок
имущественного характера.
По субъекту налогообложения налоги делятся на:
- налоги, взимаемые с юридических
лиц;
- налоги, взимаемые с физических
лиц;
- налоги, взимаемые как
с юридических, так и с физических
лиц.
По источнику, за счет
которого организации уплачивают налоги,
различают следующие налоги:
- налоги, включаемые в
стоимость продукции и оплачиваемые
ее потребителями (НДС, акцизы);
- налоги, относимые на
затраты (таможенная пошлина, налог
на имущество организаций, земельный
налог и др.);
- налоги, уплачиваемые из
прибыли (налог на прибыль
и организаций);
- налоги, уплачиваемые за
счет прибыли, остающийся в распоряжении
организаций после уплаты налога
на прибыль.
По степени обложения различают:
- прогрессивные налоги
– тяжесть налогообложения возрастает
с ростом размеров дохода или
иного объекта обложения (транспортный
налог, налог на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения
т.д.);
- пропорциональные налоги
– тяжесть обложения не изменяется
при изменении величины объекта
(налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль организаций
и т.д.);