- Финансовая политика государства: понятие,
способы реализации.
Финансовая политика
государства представляет собой совокупность
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государственных
функций.
Финансовая политика
является составной частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются
главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования финансовыми
методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая
политика выступает относительно самостоятельной
сферой деятельности государства. Она
имеет свое конкретное содержание, а также
свои цели, задачи, объекты, формы и методы
регулирования.
Выделяют следующие
основные составляющие финансовой политики государства:
-денежно-кредитная
политика;
-налоговая политика;
-бюджетная политика;
-политика в области
международных финансов.
Содержание финансовой
политики включает в себя широкий комплекс
мероприятий:
разработку общей концепции
финансовой политики, определение ее основных
направлений, целей и главных задач;
создание адекватного
финансового механизма;
управление финансовой
деятельностью государства и других субъектов
экономики.
- Бюджет как основное звено системы финансов:
содержание и роль в социально-экономическом
развитии государства.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ бюджет – это
форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления.
Как экономическая категория
бюджет представляет собой совокупность
общественных отношений по поводу формирования,
распределения и использования централизованных
фондов денежных средств государства
и местного самоуправления. Другими словами,
это денежные отношения, возникающие у
государства с физическими и юридическими
лицами в связи с созданием централизованных
финансов, а также с распределением и перераспределением
национального дохода, предназначенного
для для удовлетворения общественных
потребностей, а именно финансирования
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятии и учреждений, управления
государством, укрепления обороноспособности
страны и др.
Бюджет как финансовый план
представляет собой юридически оформленный
документ, в котором в количественном
выражении отражается процесс получения
и распределения государством денежных
ресурсов, необходимых для выполнения
его основных функций.
Бюджет играет важную экономическую,
социальную и политическую роль в воспроизводственном
процессе, является инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной сферы.
Бюджет может активно влиять посредством
налогов и целенаправленно мобилизованных
бюджетных средств на решение приоритетных
народно-хозяйственных вопросов. Через
бюджет мобилизуются средства предприятий
различных форм собственности и часть
доходов населения. Они направляются на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепление
обороноспособности страны, содержание
органов государственного управления,
создание государственных материальных
и финансовых резервов, финансовую поддержку
бюджетов субъектов федерации, погашение
и обслуживание государственного долга.
По своей структуре, с одной
стороны, бюджет – это форма образования
и расходования ресурса денежных средств,
а с другой – это смета (роспись) доходов
и расходов денежных средств в целях финансового
обеспечения задач и выполнения функций
государством и территориальными органами
власти в соответствии с бюджетной классификацией.
С точки зрения формирования бюджетов
(федерального, региональных и местных),
бюджет есть необходимая экономическая
составляющая финансовой политики государства,
обеспечивающая решение задач:
- перераспределения внутреннего
валового продукта;
- государственного регулирования
и стимулирования экономики;
- финансового обеспечения
бюджетной сферы и осуществления
социальной политики государства;
- стабилизации кредитно-денежной
системы государства;
- удовлетворения общественных
потребностей по содержанию аппарата
управления, органов обороны, безопасности
и правопорядка и т. д.;
- регулирования экономической
и социальной видов деятельности
субъектов хозяйствования и развития
инфраструктуры территорий;
- разрешения вопросов
освоения новых технологий, программ
и производств;
- обеспечения международных
и межгосударственных договорных
обязательств;
- контроля за образованием
и использованием централизованных
фондов денежных средств и
т. д.
- Бюджетный процесс: понятие и этапы
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством
РФ деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,
контролю за их исполнением, осуществлению
бюджетного учета, составлению, внешней
проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности.
Стадии бюджетного процесса:
1. Составление проекта бюджета.
2. Рассмотрение проекта бюджета.
3. Утверждение бюджета.
4. Исполнение бюджетов, а
также составление отчетов об
исполнении бюджетов и их утверждение.
Проект федерального
бюджета и проекты бюджетов государственных
внебюджетных фондов РФ составляются
и утверждаются сроком на 3 года - очередной
финансовый год и плановый период. Составление
проекта федедерального бюджета является
исключительной прерогативой Правительства
РФ. Непосредственное составление проекта
бюджетов осуществляет Министерство финансов
РФ.
Составление проекта бюджета
основывается на:
- Бюджетном послании Президента
РФ;
- прогнозе социально-экономического
развития соответствующей территории;
- основных направлениях
бюджетной и налоговой политики.
В целях своевременного и качественного
составления проектов бюджетов соответствующие
финансовые органы имеют право получать
необходимые сведения от иных финансовых
органов, а также от иных органов государственной
власти, органов местного самоуправления.
Бюджетное послание Президента
РФ, в котором определяется бюджетная
политика на очередной финансовый год
и плановый период, направляется Федеральному
Собранию РФ не позднее марта года,
предшествующего очередному финансовому
году.
Прогноз социально-экономического
развития РФ разрабатывается на период
не менее трех лет. В целях оценки объемов
финансовых ресурсов при разработке прогноза
социально-экономического развития РФ,
разработке проекта федерального бюджета
составляется сводный финансовый баланс
РФ, который представляет собой документ,
характеризующий объем и использование
финансовых ресурсов РФ (валового национального
располагаемого дохода) и секторов экономики.
Порядок и сроки составления
проекта федерального бюджета устанавливается
Правительством РФ. Согласование показателей
прогноза социально-экономического развития
РФ, бюджетных проектировок и показателей
сводного финансового баланса РФ осуществляется
комиссией, создаваемой в порядке, установленном
Правительством РФ.
Внесение Министерством финансов
РФ проекта федерального закона о федеральном
бюджете в Правительство РФ осуществляется
не позднее 15 дней до дня внесения проекта
в Государственную Думу.
В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета,
к которым относятся общий объем доходов
бюджета, общий объем расходов, дефицит
(профицит) бюджета. В нем также должны
содержаться нормативы распределения
доходов между бюджетами бюджетной системы
РФ, если они не установлены бюджетным
законодательством.
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- перечени главных администраторов доходов
бюджета и главных администраторов источников
финансирования дефицита бюджета;
- распределение бюджетных ассигнований
по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов классификации
расходов бюджетов в ведомственной
структуре расходов на очередной
финансовый год и плановый
период;
- общий объем бюджетных ассигнований,
направляемых на исполнение публичных
нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов;
- источники финансирования дефицита
бюджета;
- верхний предел государственного
внутреннего долга или государственного
внешнего долга по состоянию
на 1 января года, следующего за
очередным финансовым годом и
каждым годом планового периода,
с указанием в том числе
верхнего предела долга по
государственным или муниципальным
гарантиям и т.д.
Проект федерального закона
о федеральном бюджете вносится в Государственную
Думу одновременно со следующими документами
и материалами: - основными направлениями
бюджетной и налоговой политики; - прогнозом
социально-экономического развития РФ;
- оценкой ожидаемого исполнения федерального
бюджета за текущий финансовый год; - пояснительной
запиской к проекту федерального закона;
- расчетами по статьям классификации
доходов федерального бюджета и источников
фин-ния дефицита федерального бюджета
и т.д.
Проект федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период считается внесенным
в срок, если он доставлен в Государственную
Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
Одновременно указанный законопроект
представляется Президенту РФ. В течение
суток со дня внесения Совет Государственной
Думы или в период парламентских каникул
Председатель Государственной Думы направляет
его в комитет Государственной Думы, ответственный
за рассмотрение бюджета для подготовки
заключения о соответствии представленных
документов и материалов требованиям
законодательства и принятия решения
о том, что проект принимается к рассмотрению
Государственной Думой либо подлежит
возвращению в Правительство РФ на доработку,
если он не соответствует требованиям
законодательства. Доработанный законопроект
со всеми необходимыми документами и материалами
должен быть представлен в Государственную
Думу Правительством РФ в 10-дневный срок.
Проект федерального закона о федеральном
бюджете в течение 3-х дней направляется
Советом Государственной Думы в Совет
Федерации, другим субъектам права законодательной
инициативы, в комитеты Государственной
Думы для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату на заключение.
Государственная Дума рассматривает
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период в трех чтениях.
В первом чтении проект рассматривается в течение
30 дней со дня его внесения в Государственную
Думу РФ. В первом чтении обсуждается концепция
проекта федерального бюджета, прогноз
социально-экономического развития РФ,
прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции
и основные направления бюджетной и налоговой
политики.
Предметом рассмотрения проекта
являются основные характеристики федерального
бюджета, к которым относятся: прогнозируемый
общий объем доходов с выделением прогнозируемого
объема нефтегазовых доходов федерального
бюджета; общий объем расходов; объем нефтегазового
трансферта в очередном финансовом году
и плановом периоде; верхний предел государственного
внутреннего и внешнего долга РФ; нормативная
величина Резервного; дефицит (профицит)
федерального бюджета.
В течение 15 дней со дня внесения
в Государственную Думу проекта федерального
бюджета комитеты Государственной Думы
готовят и направляют в Комитет по бюджету
заключения и предложения о принятии или
об отклонении представленного законопроекта,
а также предложения и рекомендации по
предмету первого чтения. В случае отклонения
в первом Государственная Дума может:
передать указанный законопроект в согласительную
комиссию по уточнению основных характеристик
федерального бюджета; вернуть указанный
законопроект в Правительство РФ на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству
РФ.
Во втором чтении Государственная Дума рассматривает
проект федерального в течение 35 дней
со дня его принятия в первом чтении. Предметом
рассмотрения проекта федерального закона
о ФБ на очередной финансовый год и плановый
период во втором чтении являются: приложения,
устанавливающие перечень главных администраторов
доходов федерального бюджета, главных
администраторов источников финансирования
дефицита ФБ; бюджетные ассигнования
по разделам, подразделам, целевым статьям
и видам расходов классификации расходов
федерального бюджета и т.д.
Субъекты права законодательной
инициативы направляют поправки по предмету
второго чтения в Комитет по бюджету. В
течение 10 дней Комитет по бюджету готовит
сводные таблицы поправок и направляет
их в соответствующие профильные комитеты
и в Правительство РФ.
В третьем чтении Гос Дума рассматривает проект
ФБ в течение 15 дней со дня его во втором
чтении. Во втором чтении утверждаются
ведомственная структура расходов федерального
бюджета на очередной финансовый год и
ведомственная структура расходов федерального
бюджета на первый и второй годы планового
периода.
Принятый Гос Думой федеральный
закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в течение
5 дней со дня принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает
проект в течение 14 дней со дня представления
Гос Думой. При рассмотрении федеральный
закон о федеральном бюджете голосуется
на предмет его одобрения в целом. Одобренный
Советом Федерации проект в течение 5 дней
со дня одобрения направляется Президенту
РФ для подписания и обнародования. В случае
отклонения федеральный закон передается
для преодоления возникших разногласий
в согласительную комиссию. Согласительная
комиссия в течение 10 дней выносит на повторное
рассмотрение Гос Думы согласованный
федеральный закон о федеральном бюджете.
Гос Дума повторно рассматривает федеральный
закон в одном чтении, после чего он передается
в Совет Федерации. В случае несогласия
Гос Думы с решением Совета Федерации
федеральный закон считается принятым,
если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 общего числа
депутатов Гос Думы.