Курс лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:41, курс лекций

Описание работы

1 вопрос
Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности.
Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам.

Файлы: 1 файл

Бан дело.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

 

6 вопрос

Кредитная политика состоит  из следующих элементов:

  1. Цель, т.е. указание признаков хорошего кредитного портфеля: виды, сроки, размер, качество.
  2. Описание полномочий в области выдачи кредитов
  3. Обязанности по передаче прав и предоставлению информации
  4. Необходимая документация, прилагаемая к каждой кредитной заявке
  5. Порядок хранения и проверки кредитных дел
  6. Описание политики и практики установления процентных ставок
  7. Максимальный размер кредитных вложений
  8. Описание обслуживаемого банком региона
  9. Описание практики выявления, анализа и решения ситуаций, связанных с проблемными кредитами.

 

Составление кредитной  политики помогает банкам:

  • Обеспечить прибыльность;
  • Обеспечить контроль за уровнем риска;
  • Обеспечить соответствие требованиям, выдвигаемым регулирующими органами.

 

 

7 вопрос.

В переводе с латинского "кредитовать" означает "доверять", тем не менее процесс кредитования в современных условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству.  
Кредитный процесс - это приём и способы реализации кредитных отношений, расположенных в определённой последовательности и принятые данным банком. Через процесс кредитования происходит  перераспределение денежных средств в финансовой системе страны.  
Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых этапов, пренебрежение каждой из которых чревато серьёзными ошибками и просчётами.  
Первый этап - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заёмщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов.

Второй этап- предоставление банковской ссуды.  
В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники (инспекторы) кредитного подразделения осуществляют приём заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования к заявке на кредит идёт получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения обязан провести экономический анализ представленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. На основе проведённого анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счёта, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды и вида обеспечения.

Важнейшей завершающей  процедурой стадии предоставления кредита  является подготовка и заключение кредитного договора

Третий этап - контроль за использованием кредита.  
Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.  
Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашение ссуды.  
Четвертый этап - возврат банковской ссуды.  
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведённой работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.  

Лекционное  занятие 14

Тема Анализ кредитоспособности потенциальных заемщиков

1. Понятие кредитоспособности

2. Анализ баланса заемщика

3. Методика определения  кредитоспособности

 

1 вопрос.

 

Перед принятием решения  о выдаче кредита банк должен оценить:

  1. Платежеспособность
  2. Кредитоспособность
  3. Финансовую устойчивость предприятия

 

Платежеспособность –  это возможность и способность  своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

Кредитоспособность –  это возможность своевременно погасить кредиторскую задолженность.

Когда мы изучаем кредитоспособность, мы должны учитывать не финансовое положение в прошлом и настоящем, а перспективу погашения ссуд в будущем. Платежеспособность изучается  на конкретную дату, кредитоспособность – на перспективу.

Целью изучения кредитоспособности является выяснение следующих вопросов:

  1. Степень кредитного риска
  2. Размер ссуды, который может быть предоставлен с учетом этого риска
  3. Конкретизируем условия предоставления ссуды
  4. Возможные сроки погашения
  5. Оценка способности заемщика эффективно использовать и своевременно возвратить ссуду.

При анализе кредитоспособности используются различные источники  информации:

  1. Материалы, полученные непосредственно от клиента
  2. Материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка
  3. Сведения сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (поставщики, кредиторы, покупатели, банки)
  4. Отчеты и другие материалы частных и государственных агенств

 

Факторы определяющие кредитоспособность. Правило «Шести СИ».

 

  1. Характер заемщика – это ответственность, правдивость, серьезность намерений клиента погасить задолженность
  2. Способность заимствовать средства – клиент имеет юридическое право подавать кредитную заявку, а именно он является совершеннолетним, уполномочен подписывать кредитный договор от имени компании
  3. Денежные средства – определение финансовой возможности погасить кредит

Заемщик имеет три  возможности погасить кредит:

    • потоки наличности
    • продажа активов
    • привлечение финансов

Для банков наиболее предпочтительным в качестве основного источника  погашения кредита является поток поступающей наличности. Недостаточность потока наличности является важным показателям ухудшения финансового состояния фирмы:

Поток наличности = чистая прибыль + амортизация + увеличение кредиторской задолженности – увеличение ТМЦ – увеличение дебиторской задолженности

  1. Обеспечение – при анализе обеспечения кредитный работник должен ответить на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого кредита
  2. Условия – кредитный работник должен знать положение, складывающееся в соответствующей отросли, а также как изменения экономических и др. условий может повлиять на процесс погашения кредита
  3. Контроль – насколько изменения законодательства , правовой, экономической, политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.

 

2 вопрос.

 

Баланс – это документ, в котором отражаются данные об активах  и пассивах на определенный момент времени.

Анализируя баланс предприятия, банкир должен обратить внимание на два момента:

    • Насколько эффективно ведется управление предприятием?
    • Если дела идут плохо, что можно продать при ликвидации?

При анализе баланса  предприятия необходимо производить  его изменение в динамике. Необходимо уяснить следующие вопросы:

    • увеличивались ли резервы нераспределенной прибыли , оставалась нераспределенной прибыли на предприятии ?
    • увеличились ли осязаемые активы ?

Проанализируем отдельные  статьи баланса.

  1. Фиксированные активы – это долгосрочные активы. Они классифицируются по трем типам:
    • Материальные активы – земля, здание, оборудование, инструменты, транспорт
    • Нематериальные активы
    • Вложения в ценные бумаги

Необходимо учесть: по какой цене оценены активы – по первоначальной, восстановительной.    Нематериальные активы не учитываются, так как они характеризуют затраты прошлых лет.

Из баланса банкир должен получить следующие данные:

  1. Если клиент собирается расширить свой бизнес, то потребуется ли ему замена фиксированных активов или покупка новых. Учтено ли это в кредитной заявке?
  2. Являются фиксированные активы материальными?
  3. Покупал ли клиент ОФ в прошлом, чтобы стимулировать свой бизнес?
  4. Фиксированные активы могут использоваться в качестве обеспечения ссуды. Являются ли они достаточно ценными, чтобы выступить в качестве обеспечения. Не притендуют ли на них другие кредиторы? Какую сумму можно выручить от продажи этого обеспечения?
  1. Оборотный капитал – это разность между оборотными активами предприятия ( 2 раздел актива ) и его оборотными пассивами ( 3 раздел пассива).

Банк проверяет размер оборотного капитала для того, чтобы убедиться, что он покрывает текущие долговые обязательства, т.е бизнес является ликвидным. Если ликвидность плохая предприятие может обанкротиться. Анализируя оборотный капитал делаем его анализ на ликвидность, Для этого вычисляем К ликвидности и К мгновенной ликвидности.

 

  1. Запасы.

 

Банкиру не рекомендуется  оценивать запасы как будущее  обеспечение, так как запасы оцениваются  по цене приобретения и при ликвидации предприятия запасы невозможно продать  по цене приобретения.

Анализируя запасы, мы должны учитывать, что эти вложения не должны быть слишком большими: иначе  это будет нерациональное использование  средств. «Идеальная» величина затрат изменяется в зависимости от рода деятельности и непросто ее определить. Но можно оценить насколько эффективно предприятие управляет запасами, определив оборачиваемость запасов.

3 вопрос

Перемены, происходящие в экономике и законодательстве, предполагают существенные изменения  во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования. Банки, как коммерческие организации несут при проведении своих операций самые разнообразные риски. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиента.

Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на рынке потребителей банковских услуг.

Важнейшим средством  такого выбора является экономический  анализ качества клиента. Такой анализ представляет руководству банка  информацию, позволяющую оценить вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.

Наиболее эффективной с точки  зрения отбора и дальнейшего «отсева» неблагонадежных заемщиков, возврат  которыми полученного кредита вызывает сомнения у банка, а также снижения кредитного риска кредитного портфеля и, следовательно, коммерческого банка в целом, является методика «Определение кредитного рейтинга заемщиков». Именно рейтинговые системы анализа кредитоспособности рекомендуется применять банкам при анализе предприятий.

Данная методика включает два последовательных этапа анализа:

- определение кредитного  рейтинга заемщика происходит  на основе расчета определенных  финансовых коэффициентов.

- экспресс-анализ баланса заемщика производится с целью определения его способности к погашению кредита.

На первом этапе дается предварительное заключение о возможности  кредитования заемщика, а на заключительном этапе на основании результатов  анализа принимается окончательное  решение о кредитовании конкретного  заемщика в соответствии с его возможностями относительно погашения кредита.

Методика определения  кредитного рейтинга заемщика позволяет  охарактеризовать его возможности  в части погашения кредита  и процентов жпо нему с помощью  синтезирующего показателя - кредитного рейтинга, имеющего следующие границы:

- очень высокий;

- высокий;

- удовлетворительный;

- низкий;

- неприемлемый. 

А также на основе системы  взаимосвязанных показателей предварительно оценить возможность, целесообразность и степень кредитования потенциального заемщика.

Для оценки кредитного рейтинга заемщика используются следующие показатели:

Информация о работе Курс лекции по "Финансам"