Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:55, курс лекций

Описание работы

1. Выпуск ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики
2. Понятие ценной бумаги
3.История возникновения рынка ценных бумаг
4.Рынок ценных бумаг: его функции, структура
5.Виды ценных бумаг и их характеристика:
Государственные ценные бумаги
Акции, их виды. Дивиденды....

Файлы: 1 файл

Выпуск ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики.docx

— 232.12 Кб (Скачать файл)

Паевой инвестиционный фонд

Паевой инвестиционный фонд представляет собой имущество, переданное инвесторами (физическими и юридическими лицами) в доверительное управление лицензированной управляющей компании в целях прироста этого имущества.

Паевой инвестиционный фонд – институт коллективного инвестирования, инструмент аккумулирования активов множества инвесторов. ПИФ – своего рода «денежный мешок», за счет которого осуществляются операции на финансовом и фондовом рынках.

Инвестор, вложивший  денежные средства в паевой инвестиционный фонд, становится владельцем инвестиционного пая (пайщиком). Имущество, составляющее ПИФ, принадлежит пайщикам на праве общей долевой собственности.

Управление фондом осуществляет управляющая компания, имеющая лицензию федеральной комиссии по ценным бумагам. Управляющая компания может одновременно управлять несколькими инвестиционными фондами. Фонд считается созданным с момента регистрации в ФКЦБ проспекта эмиссии инвестиционных паев.

В основу функционирования паевого инвестиционного фонда заложен механизм доверительного управления.

Законодательством установлен перечень активов, которые  могут составлять имущество фонда:

  • денежные средства, в том числе в иностранной валюте;
  • денежные средства, размещенные на банковский вклад (депозит);
  • государственные ценные бумаги РФ;
  • государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • муниципальные ценные бумаги;
  • акции и облигации российских акционерных обществ;
  • ценные бумаги иностранных государств;
  • акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций;
  • иные ценные бумаги, предусмотренные нормативными правовыми актами ФКЦБ РФ.

Инвестиционный пай – именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее фонд.

Для приобретения паев паевого инвестиционного фонда необходимо подать заявку на приобретение и перечислить инвестируемую сумму на счет фонда.

Для погашения инвестиционных паев фонда необходимо подать заявку на погашение инвестиционных паев. Сумма выплаты при погашении  паев определяется путем умножения  количества паев, предъявленных к  выкупу, на цену выкупа одного инвестиционного  пая. Денежные средства выплачиваются  в течение 15 дней со дня подачи заявки на погашение и перечисляются  на счет, указанный в заявке на погашение.

Инвестиционные  паи, как и другие ценные бумаги, можно подарить или передать по наследству. Для этого нужно перерегистрировать право собственности на нового владельца  в управляющей компании.

Согласно законам  РФ инвестиционные паи не облагаются налогом, если принимающей наследство или дар стороной является супруг(а). В этом случае передаваемые паи не облагаются налогом, и новый владелец может сразу продать их. Во всех остальных случаях за инвестиционные паи взимается налог по установленной для этих случаев шкале.

В России сегодня  насчитывается почти 60 паевых фондов под управлением 27 управляющих компаний; постоянно появляются новые фонды  и управляющие компании. Управляющие  компании многих паевых фондов созданы  крупнейшими инвестиционными компаниями России.

Методы размещения ценных бумаг

Основными методами размещения ценных бумаг в международном масштабе являются:

  • частное размещение;
  • размещение «по правилу 144 А»;
  • открытое размещение;
  • размещение в виде депозитарных расписок;
  • эмиссия еврооблигаций.

Дадим краткую характеристику каждому из перечисленных методов.

1. Частное размещение облигаций осуществляется среди квалифицированных инвесторов без специальных аудиторских отчетов. Механизм размещения строится на прямых контактах профессионального посредника с клиентом. При этом способе эмиссия размещается среди небольшой группы инвесторов.

Как правило, в размещении этого типа участвует один управляющий  займом и один инвестор. Такие облигации  не проходят процедуру листинга на бирже. Этим способом можно привлечь 15–20 % необходимого капитала у иностранных финансовых компаний.

2. «Правило 144 А» вступило в силу 1 августа 1990 г. В соответствии с ним не нужно регистрировать финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, к которым относятся страховые и инвестиционные компании с объемом инвестиций в ценные бумаги неаффилированных лиц в размере не менее 100 млн долл. Этот тип размещения позволяет привлечь 20–35 % необходимого капитала.

3. Открытое размещение требует проверки аудиторского баланса и проспекта эмиссии по стандартам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам Соединенных Штатов Америки или по Единому европейскому стандарту, при этом позволяет привлечь до 100 % необходимого капитала.

Тендерный метод размещения коммерческих бумаг – процедура размещения коммерческих бумаг, при которой заемщик объявляет о своем намерении выпустить коммерческие бумаги и предлагает дилерам размещать заявки.

Еще один способ (конкретная методика продаж) техническое привлечение  капитала в акциях, облигациях, депозитарных расписках, конвертируемых ценных бумагах  или комбинацией указанных методов.

Выбор того или  иного варианта зависит от того, краткосрочный или долгосрочный капитал хочет привлечь эмитент.

Основными методами выхода российских предприятий на международный рынок капиталов являются давно используемые в международной практике и получившие мировое признание депозитарные расписки и еврооблигации.

Публичная подписка или публичное размещение ценных бумаг применяется тогда, когда  корпорация принимает решение превратиться из частной в публичное акционерное общество с большим количеством акционеров. Разница не просто в количестве эмитируемых акций: речь идет о контроле над предприятием, который может в этих условиях перейти от учредителей к владельцам контрольного пакета акций.

Публичное предложение  большого количества тиражированных акций  дает эмитенту огромные средства, которые  открывают возможности расширения, модернизации, диверсификации деятельности, делает компанию известной, она переходит  на новый, более высокий уровень  престижности. Пример крупнейшей американской публичной акционерной компании – АТ Т (Америкен Телефон Энд Телеграф Компани).

Первичный рынок ценных бумаг

Законодательно первичный рынок  ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств.

Вся деятельность на первичном рынке служит для  раскрытия информации:

  • подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;
  • публикация проспекта и итогов подписки и т. д.

Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.

Эта тенденция объясняется  такими процессами, как приватизация, создание новых акционерных обществ, финансирование государственного долга  через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного  долга государства и т. п.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:

  • частное размещение;
  • публичное предложение.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству инвесторов без публичного предложения  и продажи.

Публичное предложение – это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичного объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между  публичным предложением и частным  размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в  той или иной экономике, от структурных  преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.

На рынке, который  реализует, продает вновь выпущенные ценные бумаги их эмитентом, выпустившей  их организацией, первичная продажа ценных бумаг производится по подписке или в форме непосредственной продажи первичным покупателям.

Ряд институтов, через  которые вновь выпущенные акции  распространяются для продажи инвесторам. Для распространения вновь выпущенных акций обычно могут быть использованы два пути. Первый – через прямые продажи инвестору.

Корпорация находит  одного или нескольких инвесторов, которые покупают сразу все акции  корпорации. Такой вид распространения  называется частным размещением  и используется, как правило, для распространения облигаций.

Второй путь –  через инвестиционного банкира. Инвестиционный банкир может сам  приобрести весь пакет вновь выпущенных ценных бумаг или образовать синдикат с другими банкирами. Такой тип  продаж называется подпиской.

В этом случае, подписавшись на весь пакет акций, инвестиционный банкир продавал их затем инвесторам. В настоящее время законодательством  финансовым посредникам запрещено  скупать целиком весь пакет вновь  выпущенных акций.

 Вторичный рынок  ценных бумаг

Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка – это его ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.

Вторичный рынок  ценных бумаг подразделяется на:

  • организованный (биржевой) рынок;
  • неорганизованный (внебиржевой или «уличный») рынок.

Организованный, или биржевой, рынок исчерпывается понятием фондовой биржи как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.

Признаки классической фондовой биржи:

  1. это централизованный рынок с фиксированным местом торговли, т. е. наличием торговой площадки;
  2. на данном рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги как однородного и стандартного товара, массовость спроса, четко выраженные колебания цен и т. д.);
  3. существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;
  4. наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;
  5. централизация регистрации сделок и расчетов по ним;
  6. установление официальных (биржевых) котировок;
  7. надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).

Вторичный рынок ценных бумаг – это ряд институтов, через которые инвесторы могут продать и купить выпущенные в прошлом ценные бумаги. Вторичный рынок состоит из фондовых бирж и рынка незарегистрированных ценных бумаг. В США фондовые биржи представлены Нью-Йоркской фондовой биржей, Американской фондовой биржей и региональными и фондовыми биржами.

На вторичном  рынке ценных бумаг организации  не могут получить необходимые им денежные фонды, здесь продаются  и покупаются уже купленные однажды  ценные бумаги.

Отличие вторичного рынка ценных бумаг  от первичного заключается не только в том, что первичный рынок предшествует вторичному и ценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы.

Информация о работе Лекции по "Финансам"