Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций
ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
К другим недостаткам его деятельности недоброжелатели относят то, что в период 1906-1914 гг. управление Коковцовым государственными финансами не обнаружило смелости и оригинальности финансовой мысли; он повышал старые налоги, ввел новый налог на гильзы, по-прежнему основывал бюджет на винной монополии и косвенных налогах; стремился к накоплению возможно значительной золотой наличности, для чего заключил три крупных иностранных займа 1906, 1908 и 1909 гг. (первые два — 5%, последний — 4,5%). Ни одной широкой финансовой реформы Коковцов не провел. Увеличению расходов на культурные потребности он не раз противился. Точно так же он противился пересмотру бюджетных правил 9 марта 1906г. и всегда был склонен толковать финансовые права Государственной думы в возможно ограничительном смысле. В 1910г. Коковцов совершил невыгодную для государственных финансов сделку, продав по биржевой, весьма в то время невысокой цене принадлежавшие казне акции Владикавказской железной дороги, вскоре значительно в цене повысившиеся.
Отстаивая финансовые интересы страны, Коковцов порой не боялся идти вразрез с вышестоящими лицами, примером чему служит весьма показательная ситуация. Основным направлением в осуществляемых Столыпиным аграрных реформах было освоение новых земель с созданием на них образцовых хозяйств. Это требовало значительных средств, которые выделялись главным образом Крестьянским банком. Но получение кредитов в этом банке было связано с рядом трудностей. Такая несогласованность тормозила реформы и беспокоила Столыпина. У него возникла идея о передаче Крестьянского банка в ведение Министерства земледелия. Коковцов возразил, что никакой министр финансов не может согласиться на то, что кто-то другой будет управлять кредитным учреждением, так как тем самым нарушится принцип единства государственного кредита, а это разрушит денежный рынок. В докладе Коковцов особо подчеркнул невозможность без риска для государственного кредита изъять из-под надзора Министерства финансов эмиссию закладных листов Крестьянского банка. И добавил, что в случае неблагоприятного для его министерства решения вопроса о Крестьянском банке он будет вынужден подать в отставку.
За 1909-1933 гг. общее превышение государственных доходов над расходами составило 383,5 млн. руб. (за вычетом дефицита 1912г. в размере 64,3 млн. руб.). Золотой запас Государственного банка составил 1604 млн. руб., что примерно на 250 млн. руб. превышало практическую необходимость. Банкноты были обеспечены золотом на 97%.
В бытность министра финансов России Коковцов подчеркивал, что «нет другой области, которая менее подавалась бы новшествам, как область финансового управления, и нет другой области, в которой всякие неудачные эксперименты не проявили своего гибельного влияния так быстро, как эксперименты в области финансов».
После отставки с министерского поста в 1914-1917 гг. Коковцов занимал ответственные посты в ряде крупных частных банков, одновременно являясь председателем экономического департамента Госсовета. В 1917 г. он — член совета Русского для внешней торговли банка, почетный член ряда благотворительных организаций. С ноября 1918г. жил во Франции.
С 1910г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 млн. пудов, строилось еще 28 зернохранилищ.
Вплоть до Первой мировой войны финансовая политика России чрезвычайно дорожила сохранением золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось на очень высоком уровне. После кризисного 1906г. оно не опускалось ниже 93%, а в 1909-1911 гг. было выше 100%. В условиях России конца XIX — начала XX в. это обеспечивало приток иностранного капитала, необходимого для индустриального развития страны.
8.3. Обострение финансовых проблем в период Первой мировой войны
В результате интенсивного развития промышленности в конце XIX в. Россия вошла в пятерку экономически наиболее развитых стран мира и заняла достойное место среди европейских стран. Столыпинские преобразования и промышленный подъем 1909-1914 гг. способствовали дальнейшему экономическому росту царской России. 1913г. был годом экономического роста России, столь бурного, что даже скептически настроенные современники признавали ее относительное экономическое и финансовое благополучие. Итоги хозяйственного подъема 1909-1914 гг. впечатляли. За это время промышленное производство в России выросло в среднем на 67%. За этот период образовались 579 акционерных обществ с капиталом в 903 млн. руб. (для сравнения: за 1901-1904 гг. было открыто 198 акционерных обществ с капиталом в 177 млн. руб.). Внешнеторговый баланс России имел устойчивое положительное сальдо: в 1909г. — 521 млн. руб.; в 1913г. — 146 млн. руб. Это вело к росту золотого запаса страны и, следовательно, к упрочению курса национальной валюты.
По настоянию Распутина с 30 января 1914г. управляющим Министерством финансов, а с мая — министром назначен Петр Львович Барк.
26 января 1914г. Барк на аудиенции у Николая II заявил, что нельзя строить благополучие казны на продаже водки, необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки. По его инициативе законом от 16 сентября 1914г. на время войны была прекращена торговля водкой. Установленная ранее винная монополия государства в результате привела, с одной стороны, к развитию тайного винокурения, а с другой — к тому, что государственный бюджет потерял четверть своих доходов. Кроме отмены винной монополии и, как следствие, преобразования налоговой системы, Барком было запланировано изменение Устава Государственного банка, расширение его эмиссионного права и предоставление ему несколько большей самостоятельности в рамках Министерства финансов. В 1915г. Барк разрабатывал проект реформы финансовой системы, одним из звеньев которого являлся подоходный налог.
С началом войны Россия, как и другие страны Европы, столкнулась с проблемой приспособления экономики к военным нуждам. В это время мировой денежный рынок исчез, как и мировой товарный рынок, когда разорвались торговые сношения между странами и капиталы перестали переливаться свободно в соответствии с размерами учетного процента и потребностями торгового оборота. Народное хозяйство и финансы сделались не только национальными. Они приняли военную окраску, были приспособлены к требованиям военного времени. Деятельность банков направлялась, с одной стороны, на финансирование государства в военных целях, с другой — на создание и развитие военной промышленности; с третьей — на прямое или косвенное расширенное участие в товарных операциях. Государственный банк также переориентировал свою деятельность. Происходило сокращение коммерческих операций банка с целью кредитования казны, постоянно нуждавшейся в денежных средствах для покрытия дефицитов военного времени.
В первые месяцы войны в акционерных коммерческих банках повсеместное востребование вкладов приобрело массовый характер. Попытки исправить ситуацию установлением более высокого процента по вкладам не имели успеха. С закрытием фондовой биржи 16 июля 1914г. банки лишались также возможности получать необходимые средства путем продажи части портфеля ценных бумаг.
С началом войны в целях аккумулирования временно свободных средств населения Государственный банк усиленно распространял внутренние займы, причем к решению этой задачи были привлечены акционерные коммерческие банки, сберегательные кассы и даже небольшие казначейства. Подписка на займы шла успешно: только за 1915г. было реализовано три долгосрочных внутренних займа на общую сумму 2,5 млрд. руб. и 4%-ные билеты Государственного казначейства на общую сумму 550 млн. руб. Кроме того, Государственный банк в 1915г. распространял и 5%-ные краткосрочные обязательства Государственного казначейства.
Однако полученных по займам средств не хватало на ведение войны, и Государственный банк воспользовался правом денежной эмиссии — именно как эмиссионный центральный банк, начавший выпускать кредитные билеты не в качестве «сертификатов на золото», как это было с конца XIX в., а как частично обеспеченные золотым запасом бумажные денежные знаки для формирования кредитных ресурсов. Подобно центральным банкам ведущих европейских стран, Государственный банк на основании закона от 27 июля 1914г. был вынужден отказаться от свободного размена кредитных билетов на золотую монету. Это было сделано во избежание оттока золота из касс банка. Предельные объемы эмиссии, не покрытой золотом бумажной денежной массы, установленные еще императорским указом от 29 августа 1897г. в размере 300 млн. руб., были увеличены до 1,5 млрд. руб.
После издания закона от 27 июля 1914г. министру финансов Барку неоднократно приходилось посылать в Государственную Думу новые проекты, в которых говорилось о расширении эмиссионного права Государственного банка. В феврале 1916г. он предлагал предоставить Госбанку право на выпуск кредитных билетов «в каких угодно разме pax» с соблюдением лишь условия, что их сумма не должна превышать суммы находящихся в банке учтенных краткосрочных обязательств Государственного казначейства.
Проект Барка был
отвергнут бюджетной и
В конце 1916г. в Думу вносится очередное представление о расширении эмиссионного права банка еще на 1 млрд. руб. Циркулировавшие в обращении кредитные билеты (к 23 ноября 1916г. в обращении находилось 8,4 млрд. руб. кредитными билетами) были реально обеспечены золотым запасом лишь на 17%, а с учетом так называемого золота за границей — на 43%. С получением разрешения на дополнительную эмиссию обеспечение бумажного рубля еще больше снизилось: к началу 1917г. в обращении находилось кредитных билетов на сумму 9,1 млрд. руб., а золота и серебра в России и за границей — 3,7 млрд. рублей. Таким образом, в период Первой мировой войны Государственный банк вплотную приблизился к практике европейских центральных банков, формировавших свои кредитные ресурсы в основном за счет денежной эмиссии.
Возраставшие военные
расходы все в большей мере
покрывались за счет внешних займов.
Эти заимствования могли
Увеличение объема денег
в обращении диктовалось
Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Если в 1915г. цены выросли всего на 30%, то в 1916-м их рост составил уже 100%, В стране началась инфляция. Это свидетельствовало о том, что накануне Февральской революции денежное обращение было достаточно сильно дезорганизовано.
Военные расходы России с начала Первой мировой войны до Февральской революции составили 28,0 млрд. руб. Дефицит государственного бюджета в 1916г. достиг 13,8 млрд. руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег.
Государственный долг составил (на 1 января): в 1914г. — 8,8 млрд. руб., в 1915г. - 10,5 млрд. руб., 1916г. - 18,9 млрд. руб., 1917г. -33,6 млрд. руб., а к 1 июля 1917г. достиг уже 43,9 млрд. руб. Ожидалось, что к началу 1918г. он поднимется до 60,0 млрд. руб.
8.4. Финансовая политика Временного правительства
Из всей более чем 200-летней истории Министерства финансов 1917г. следует выделить отдельно по следующим причинам:
Первая мировая война коренным образом разрушила денежное обращение в стране. К началу 1917г. количество денег в обращении увеличилось по сравнению с довоенным уровнем в 6 раз, рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза, и его покупательная сила составила 27 довоенных копеек.
В начале 1917г. Россия в области финансов, как и в других областях, двигалась к краху. Ежедневные расходы на войну составляли 54 млн. руб. Долги государства приближались к 40 млрд. рублей. По окончании войны одних процентов с этой суммы пришлось платить бы по 2,5-3,0 млрд. руб. ежегодно.
Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. Им пришлось решать не самые легкие вопросы. За счет каких доходов в отсутствие утвержденного бюджета финансировать военные действия? Если печатать деньги, то как удержать курс рубля? С первых дней прихода к власти Временное правительство приступило к активной эмиссии денег. Указом от 4 марта Госбанку был разрешен выпуск денежных знаков до 8,4 млрд. руб.