Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций
ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
Первым крупнейшим актом в реализации этой политики стала национализация банков (14 декабря 1917г.). Частные банки закрылись 26-27 октября, но самой болезненной акцией протеста оказалась для большевиков забастовка Государственного банка и Государственного казначейства. 30 октября Совнарком приказал всем государственным и частным банковским учреждениям приступить на следующий день к работе. Он предупредил, что отказ учитывать законные чеки и финансовые документы, исходящие от правительственных организаций, повлечет немедленный арест дирекции. Под этой угрозой несколько частных банков вынуждены были открыть двери, однако по-прежнему не хотели признавать чеков Совнаркома.
Отчаянно нуждаясь в деньгах, большевики решили прибегнуть к более жестким мерам. 7 ноября Менжинский появился в Государственном банке с группой вооруженных матросов и солдат. Он потребовал 10 млн. руб. Банк отказался выдать деньги. Спустя четыре дня Менжинский вернулся с еще более внушительным отрядом и предъявил ультиматум: если в течение 20 минут ему не будут выданы деньги, персонал Государственного банка не только потеряет работу и право на пенсии, но все служащие призывного возраста будут немедленно мобилизованы, однако вновь получил отказ.
Отвергли сотрудники Государственного банка и просьбу Совнаркома о «краткосрочной ссуде» в 25 млн. руб. Большевики решились прибегнуть к силе. 17 ноября Менжинский вновь появился в Государственном банке, когда в здании не было никого, кроме сторожей и курьеров. Под конвоем туда доставили руководителей банка. И когда они вновь отказались выдать деньги, красногвардейцы силой оружия принудили их открыть сейф, откуда Менжинский извлек 5 млн. руб. Однако забастовка банковских служащих продолжалась, несмотря на периодические аресты дирекции. Почти все финансовые учреждения оставались закрыты. 7 декабря 1917г. специально для того, чтобы сломить забастовку банковских служащих, была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 25 ноября 1917г. были упразднены созданные еще при Бунге государственные земельные банки.
Фактически всей работой Наркомфина в первые месяцы Советской власти руководили помощники Менжинского — Д.П. Боголепов и А.Е. Аксельрод. В ведении Боголепова находились Департамент государственного казначейства, Департамент окладных сборов и Главное управление неокладных сборов, в ведении Аксельрода — Особенная канцелярия по кредитной части. По свидетельству Боголепова, Менжинский чувствовал себя только временным заместителем и невмешивался в финансовые дела, уделяя внимание лишь борьбе с саботажем. Присутствуя в заседании СНК, Менжинский редко участвовал в прениях. Все заключения по финансовым вопросам Боголепов брал на себя.
Вторым заметным шагом в финансовой сфере стало аннулирование государственных займов царского и Временного правительств (21 января 1918г.). В феврале под руководством Менжинского и при его непосредственном участии был составлен и утвержден первый бюджет Советского государства на 1918г. Помимо осуществленных мероприятий в декабре 1917г. предполагалось проведение денежной реформы за счет сокращения размеров бумажно-денежного обращения, а также реализация налоговых преобразований. Однако в то время данные мероприятия осуществлены не были.
В марте 1918г. после переезда Советского правительства в Москву, когда прежний нарком Менжинский остался в Петрограде, встал вопрос об утверждении нового наркома финансов. Он решался в условиях начала осуществления плана социалистического строительства, изложенного в развернутом виде в ленинских работах весны 1918г. («Очередные задачи Советской власти», «О „левом" ребячестве и мелкобуржуазности» и др.). В этой обстановке Ленин отнюдь не случайно остановил свой выбор на кандидатуре Исидора Эммануиловича Гу-ковского, который уже 9 марта был назначен заместителем наркома финансов.
Чрезмерное увлечение национализацией к тому времени прошло, установилось нечто вроде «новой экономической политики». Назначение Гуковского было одним из ярких выражений нового курса.
Именно в это время (апрель 1918г.) Ленин сам готовил документ «Основные положения хозяйственной и в особенности банковой политики» и тезисы специально по этой политике. Была создана финансовая комиссия ВЦИК для разработки данного вопроса, которому Ленин, входивший в состав комиссии, придавал большое значение.
Большой интерес в этом плане представляли тезисы Гуковского, зачитанные им на заседании ВЦИК. Кроме требования строжайшей сметной дисциплины, сокращения расходов, увеличения налогового обложения и построения правильной налоговой системы (при отмене всякого рода контрибуций) в тезисах также указывалось на необходимости установить точные и ясные нормы, регулирующие деятельность частного капиталистического производствам торговли. Было подчеркнуто, что в экстренном порядке должны быть приняты меры к восстановлению в стране кредитного аппарата, к оздоровлению и укреплению денежного обращения, а также к возвращению в кассы банка денежных знаков. Эти тезисы подверглись горячему обсуждению в Центральном Исполнительном Комитете, причем оппозиция против них была настолько велика, что речь шла о необходимости немедленного смещения товарища Гуковского,
В мае 1918г. состоялся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, выступая на котором Ленин призывал не забывать, что всякие радикальные реформы будут обречены на неудачу, если не будет успеха в финансовой политике.
9.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма
С 16 августа 1918г. должность наркома финансов РСФСР занимал Николай Николаевич Крестинский, фактически по октябрь 1921г., формально числился руководителем Наркомата финансов до конца 1922г.
Крестинский входил в состав коллегии Минфина еще с февраля 1918г., его назначение наркомом финансов означало начало новой полосы в работе Наркомата финансов, связанной с политикой военного коммунизма. Руководство Крестинским наркоматом финансов пришлось на один из самых драматических этапов в истории страны — Гражданскую войну. Период военного коммунизма характеризовался практически полным игнорированием экономических законов развития общества и роли денег, обесцененных в результате инфляции в миллионы раз.
В своем рассказе «Голубые
города» Алексей Толстой
«Седой человек в старом офицерском пальто с костяными пуговицами остановился, посмотрел и спросил уныло:
Именно в то время рождаются своеобразные денежные термины — «кусок» (тысяча рублей), «лимон» (миллион рублей), «лимонард» (миллиард рублей).
В создавшихся условиях набор финансовых инструментов, которые могло использовать правительство, на практике сократился до минимума. Общий развал хозяйства, необходимость жесткой централизации снабжения, борьба государства против частной торговли неизбежно сопровождались натурализацией отношений распределения. Задача мобилизации ресурсов для снабжения армии и рабочего класса диктовала большевикам необходимость направления финансовых рычагов на подавление враждебных классов, для перераспределения ресурсов из частного сектора в целях укрепления материальной базы государства. Характерной чертой финансовой политики военного коммунизма являлись «чрезвычайные налоги» на эксплуататорские классы.
Декрет СНК от 18 октября 1918г. предоставил право местным органам советской власти устанавливать единовременные чрезвычайные революционные налоги для лиц, принадлежащих к буржуазным классам. Одновременно декретом от 30 октября 1918г. был установлен единовременный десятимиллиардный чрезвычайный революционный налог на буржуазию. Собрать этот налог оказалось исключительно трудным делом. Некоторые губернии собрали всего 50%, другие — 25% от сумм, которыми они были обложены, а. общий сбор в мае 1919г. составил менее 10% обложения, т.е. не достиг и миллиарда рублей.
Другие налоги, такие как подоходный и промысловый, также не дали каких-либо существенных результатов. Акцизная форма обложения при глубоко идущей централизации и натурализации хозяйственных связей в общественном хозяйстве теряла свое значение и декретом от 17 января 1920г. была отменена. Декретом от 19 января 1920г. был ликвидирован Народный банк с превращением его в Центральное бюджетно-расценочное управление. В течение двух последующих лет кредита и банков в России не существовало.
Наиболее важным материальным источником в тот период служила продразверстка. Но денежные налоги и натуральные методы изъятия путем продразверстки не могли извлечь и перераспределить средства, необходимые для финансирования всех государственных задач в нужных объемах. На полулегальных и легальных рынках обращались значительные товарные массы, и государство, ведя беспощадную войну с частным рынком, одновременно стремилось использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые рычаги для извлечения этих ресурсов в своих целях. Наиболее эффективным инструментом для этого оказалась эмиссия. Главное ее назначение заключалось в использовании как метода экспроприации буржуазии. Вся сумма изъятий путем эмиссии составила, по расчетам некоторых экономистов, 1163 млн. довоенных рублей, в то время как изъятия путем продразверстки выразились в сумме 931 млн. довоенных рублей. Однако роль эмиссии и продразверстки изменялась в противоположных направлениях. Если в 1918-1919 гг. эмиссия дала почти в 4,5 раза больше, чем продразверстка, то в 1920-1921 гг., наоборот, получения по продразверстке в 2,3 раза превысили поступления от эмиссии. В это время Советское правительство твердо держалось позиции о скором уничтожении денег и замене их в качестве мерила ценности в государственном хозяйстве особой трудовой единицей. Однако осуществиться этому было не суждено.
Таким образом, эмиссия, продразверстка и в известной степени денежные налоги — вот рычаги, обеспечившие материальными ресурсами государственные преобразования в период Гражданской войны. Централизованная система управления хозяйством позволила сосредоточить в бюджете всю совокупность доходов и расходов, которые должны были отражать передвижение ценностей в государстве.
В создавшихся условиях государственный бюджет периода военного коммунизма был не чем иным, как пустой формальностью. Например, на вторую половину 1918г. разрабатывался такой же бюджет, как и на его первую половину, и формально утверждался к концу периода. Бюджет на первую половину 1919г. был утвержден Совнаркомом 30 апреля 1919г. После этого никакие наметки бюджета не представлялись Наркомфином вплоть до введения НЭПа в 1921г., когда они были формально утверждены за прошедшие годы. Растущая девальвация бумажных денег и отказ от них на протяжении 1919 и 1920 гг. делали бессмысленным любой бюджет.
Несмотря на крайнюю непопулярность среди подавляющей части населения, политика военного коммунизма позволила коммунистам победить в Гражданской войне и удержаться у власти. Однако к началу 1921г. военный коммунизм полностью исчерпал себя, поэтому 3 февраля 1921г. были отменены все денежные налоги, прекращена эмиссия, а продразверстка заменена продналогом. Реализация этих мероприятий положила начало коренным преобразованиям в экономике государства и восстановлению финансовых институтов и механизмов.
Тема 10. Финансовые отношения в период становления СССР
10.1. Финансовые преобразования в период НЭПа
10.2. Денежная реформа 1922-1924 гг.
10.3. Централизация финансовых отношений после 1930г.
10.4. Организация финансов в годы Великой Отечественной войны
10.1. Финансовые преобразования в период НЭПа
К началу 1920-х гг. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического, экономического, финансового кризиса, для преодоления которого на вооружение была взята новая экономическая политика — НЭП. В результате ее реализации началась реанимация рынка, стали интенсивно развиваться товарно-денежные отношения. Была поставлена задача воссоздания системы кредитных учреждений, появились ссудосберегательные товарищества. Осенью 1921г. учрежден Государственный банк, вскоре была проведена денежная реформа, стабилизировавшая финансовую систему страны и обеспечившая сбалансированное существование единой денежной системы.
Министерство финансов СССР с 23 ноября 1922г. возглавил Григорий Яковлевич Сокольников. Еще в ноябре 1921г. он был назначен членом коллегии Наркомата финансов и, будучи заместителем наркома, фактически полностью руководил работой ведомства, так как нарком — Крестинский — в это время находился в Германии в качестве полпреда РСФСР.
Под руководством Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Главной его заслугой является проведенная в 1922—1924 гг. денежная реформа, результатом которой стало изъятие из обращения 886,5 квадриллиона старых рублей и создание твердой национальной валюты — золотого червонца. Сокольников был одним из немногих, кто с самого начала принял предложенную в 1921г. Лениным программу НЭПа. Весной 1922г. в газете «Правда» вышла серия статей, посвященных финансовым вопросам, где Сокольников доказывал, что ни социализм, ни хозрасчет, ни кооперация невозможны без твердой валюты, так как все опять сведется к эмиссии. Именно ему принадлежит крылатое высказывание: «Эмиссия — опиум для народного хозяйства».
Введение в СССР твердой валюты явилось главным условием и надежным фундаментом последующих преобразований в финансовом механизме государства: введения разветвленной системы налогов, займов и кредитных операций. Данные преобразования в свою очередь явились важнейшими инструментами государственного регулирования экономики. В результате уже в 1924г., после страшного голода 1921г., благодаря НЭПу страна не только накормила свое население, но и без всякого ущерба для себя продала за границу 180 млн. пудов зерна. Финансовые реформы значительно облегчили СССР прорыв экономической блокады, выход на международные рынки и получение дипломатического признания.