Лекции по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли

Файлы: 1 файл

История финансов России_лекции.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Следует отдать должное  первому министру финансов Временного правительства — Михаилу Ивановичу  Терещенко, он не ограничился одной  эмиссией и подготовил конкретную программу действий в области финансов. Основным направлением в работе его министерства стала реализация программы «Заем Свободы». Облигации были выпущены сроком на 49 лет под 5% годовых. Их погашение предусматривалось начиная с 1922г. ежегодными тиражами. Подписная цена облигаций составляла 85%. Заем был размещен на сумму 3,7 млрд. руб., что, однако, оказалось гораздо меньше ожидаемого объема. Ввиду низких результатов подписки на заем сроки его реализации дважды продлевались: первый раз — до 15 июля 1917г., второй — до открытия Учредительного собрания.

Также им были подготовлены предложения по перестройке бюджетной системы «на демократические начала» и поиску безболезненных путей финансовой реформы. Главным звеном в задуманных мероприятиях был пересмотр налоговой системы с усилением прямого обложения за счет снижения косвенного. Однако осуществить намеченное Терещенко не успел: спустя два месяца он получил новый пост — министра иностранных дел (в то время это рассматривалось как повышение) и вынужден был полностью отойти от финансовых дел.

Пытаясь решить финансовые проблемы, Временное правительство  предоставило широкие полномочия Госконтролю, которому разрешалось проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

Находясь на посту  министра финансов, Терещенко не стремился  навязывать личных программ, в апреле по проекту Минфина было созвано совещание для выработки плана финансовых преобразований, на котором наряду с чиновниками присутствовали крупные промышленники и ученые-экономисты. Однако сколько-нибудь значимых результатов созыв данного совещания не дал. Ни один из последователей Терещенко во Временном правительстве заниматься реализацией разработанных им программ не пожелал. Да и пожелай они того, на положительный исход дела никаких надежд не было, ибо, как известно, в апреле в Петроград приехал В.И. Ленин, и Временное правительство с решения экономических задач практически полностью переключилось на политические.

Второй министр финансов — Андрей Иванович Шингарев (5 мая  — 2 июля), получив министерский портфель, сразу включается в кампанию по пропаганде «Займа Свободы», выпущенного правительством в апреле. Активность Шингарева была столь заметна, что даже вдохновляла сатириков. Например, журнал «Бич» изображал, как Шингарев — врач «по финансовым и продовольственным болезням» — колдует над телом старушки-России с бутылкой снадобья («Заем Свободы»): «В качестве бывшего земского врача должен констатировать совершенное истощение жизненных соков. Однако, гражданка Россия, не отчаивайтесь. Примите вот этой микстуры миллиардов на пять».

Выпуск займа, согласно трактовке Шингарева, является и  способом борьбы с инфляцией, достигающей колоссальных масштабов. Ежедневно печатается 30 млн. руб., пришлось увеличить с 700 до 8 тыс. человек численность рабочих экспедиции Государственного казначейства, занятых выпуском денег, и, несмотря на это, каждый месяц казенные расходы превышают доходы на полмиллиарда рублей.

С одной стороны, Шингарев пытается бороться с ростом расходов, вызванных шквалом требований рабочих  и служащих о повышении зарплат  и пенсий: «Угнетенное, бесправное прежде население потребовало себе во время революции прав в максимальных размерах; анархические проявления наших дней есть лишь доведенные до гипертрофии, до уродства требования. Весь ужас в том, что сознание прав обостряется до последней степени и не координируется сознанием обязанностей и ответственности».

В то же время «министр-капиталист»  Шингарев предлагает жесткие налоговые меры, бьющие по доходам буржуазных слоев, и пытается убедить представителей бизнеса, что такие меры необходимы. 12 июня правительство приняло налоговые законы, разработанные Шингаревым. В частности, предусматривался единовременный дополнительный сбор с наиболее крупных доходов (до 30% от доходов, превышающих 10 тыс. руб. в год). Увеличивался налог на сверхприбыли промышленных предприятий за время войны (так, если в 1916г. прибыль превышала 40%, то налог достигал 80%). Другие идеи Шингарева (повысить акцизы или ввести государственную монополию на сахар, чай, керосин, спички, установить высокие вывозные пошлины на лес и лен и т.д.) остались нереализованными.

Введенный в июле 1917г. прогрессивный подоходный налог буржуазия саботировала. В этом отчетливо проявились политическая незрелость и недальновидность русских капиталистов. Предприятия практически прекратили налоговые платежи. Отдельные представители буржуазии готовы были временно пожертвовать даже большей частью доходов, но основная масса отнеслась к поддержке своей власти пренебрежительно. Временное правительство вынуждено было увеличивать косвенные налоги — акцизы. В августе удвоились хлебные цены, что, по замыслу, должно было стимулировать хлебозаготовки и умерить предпринимательский пыл спекулянтов. Но спекулянты и кулаки ожидали следующего повышения цен. Непонимание момента проявлялось и в том, что буржуазия как бы дорвалась до казенного сундука: многочисленные инициативы относительно повышения цен на контролируемые государством товары обычно приносили успех. Кузнецкий уголь благодаря этим инициативам подорожал с 21 до 29 коп. за пуд. Получались многочисленные авансы за просто так, не подкрепленные никакими гарантиями.

Английские и французские  банкиры уже не давали России внешних  займов, не хотели рисковать. Только американцы еще проявляли интерес к ней как к потенциальному должнику. 26 сентября 1917г., за месяц до Октябрьской революции, к Временному правительству с коллективным представлением обратились Англия, Франция и Италия. В нем звучал недвусмысленный намек: общественное мнение союзников может потребовать от своих правительств отчета за материальную помощь России. Союзники открыли Временному правительству незначительные кредиты: 16 мая — на 100 млн. руб., 17 июля — на 75 млн. руб., 23 августа — на 100 млн. руб., 12 октября — на 50 млн. руб. Последний заем на 125 млн. руб., открытый 1 ноября 1917г., был поспешно аннулирован после получения известий о переходе власти к большевикам. Внутренний «Заем Свободы» не разошелся, уже при большевиках его облигации обращались как первые советские деньги, хотя соответствующее решение было принято в сентябре.

Последний министр финансов Временного правительства, Михаил Владимирович Бернацкий (2 сентября — 25 октября), стал на путь демократизации русских финансов, однако он помешал Совету рабочих депутатов провести радикальную меру в виде принудительных займов и единовременного поимущественного налога. Вместо этих революционных приемов он прибег к введению всеобщего подоходного налога, повышению наследственных пошлин и налоговому обложению военных сверхприбылей. Когда наступившая разруха вызвала сильную инфляцию и уронила золотое покрытие кредитных билетов до 8,4%, Бернацкий постарался изъять излишнюю покупательную способность населения путем усиления косвенных налогов и введения государственной монополии на чай, сахар и спички.

 

Тема 9. Организация финансов в РСФСР

 

9.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции

9.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений

9.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма

 

9.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции

 

Государственный долг, составлявший до войны 8,8 млрд. руб., к осени 1917г. достиг 55 млрд. руб. Вместо планировавшегося Терещенко предельного выпуска в обращение 8,4 млрд. руб. общий объем эмиссии составил 16,5 млрд. руб. Деньги катастрофически обесценивались, ситуация в обществе накалялась до предела, в этой обстановке резко увеличился объем вывода частных ценностей за границу. Чтобы приостановить этот отток, 12 октября 1917г. министр финансов Бернацкий вошел во Временное правительство с представлением о полном запрещении вывоза русских ценностей за границу. Что и было сделано, однако стабилизировать обстановку не удалось. В октябре было фактически приостановлено действие налоговых законов.

Продолжавшаяся война  поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917г. достиг 22,6 млрд. руб. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1,16 млрд. руб. Средства «Займа Свободы» пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные расходы, составившие в 1917г. 22,6 млрд. руб., что соответствовало объему бюджетного дефицита, были покрыты на 3/4 за счет эмиссии бумажных денег.

В результате за восемь месяцев  нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за предшествовавших два с половиной года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6,4 млрд. руб., разменных марок — 95,8 млн. руб. и разменных казначейских знаков — 38,9 млн. руб. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмиссии кредитных билетов крупного достоинства — 250 и 1000 руб. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 руб.

Несмотря на крупную  эмиссию, денег в обращении все  время не хватало. Рост цен и увеличение денежного выражения товарной массы, изъятие и накопление крупных  купюр состоятельными слоями населения (особенно в деревнях) вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы.

В августе и сентябре денежный голод приобрел характер кризиса  в связи с сезонным расширением  товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа — марок-денег. Недостаток в обращении денежных знаков, особенно мелких и средних купюр, привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.

За время нахождения у власти Временного правительства  в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд. руб. В результате общая сумма бумажных денег, находящихся в обращении на 1 ноября 1917г., составила 19,6 млрд. руб. Причем особенно большая эмиссия — 1,1 млрд. руб. — была осуществлена Временным правительством в марте 1917г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 млрд. руб. до 16,5 млрд. руб. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5%.

Рост денежной массы  в обращении сопровождался быстрым  увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6—7 коп.

На 23 октября 1917г. задолженность Казначейства Государственному банку по учету краткосрочных обязательств составила 15,5 млрд. руб. против 7,9 млрд. руб. на 1 марта 1917г. Значительные средства Государственный банк предоставлял казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917г. сумма кредитов на эти цели составила 1,3 млрд. руб. против 301 млн. руб. на 1 августа 1917г., когда Государственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз.

Кредиты Государственного банка под государственные ценные бумаги составили на 23 октября 1917г. 1,3 млрд. руб. По совокупности кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90% баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917г. 24,2 млрд. руб.

 

9.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений

 

Финансовая политика, с которой большевики пришли к  власти в октябре 1917г., была сформулирована Лениным еще в Апрельских тезисах и принята решением VI съезда партии. Она предполагала, что в целях борьбы с финансовым крахом необходимы следующие меры: прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков. Планировалось: преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов от имуществ под действенный контроль как в центре, так и на местах.

Выход из критической  ситуации в экономике включал  в себя:

  • национализацию банков и ряда синдицированных предприятий 
    (нефть, металлургия, уголь, сахар, транспорт);
  • рабочий контроль над производством и распределением;
  • правильный обмен между городом и деревней (кооперативы 
    плюс продкомитеты);
  • правильное распределение рабочей силы на производстве;
  • отмену коммерческой тайны;
  • борьбу с локаутами.

Утвержденный II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов в качестве наркома финансов Иван Иванович Скворцов-Степанов, находившийся в то время в Москве, по целому ряду причин не мог прибыть в Петроград для выполнения своих обязанностей. В связи с этим 20 января 1918г. Совет Народных Комиссаров (СНК) в должности наркома финансов утвердил Вячеслава Рудольфовича Менжинского. Весь последующий «период Смольного» Менжинский руководил работой Наркомфина, сосредоточив главное внимание на борьбе с саботажем чиновничества в финансовых органах.

Информация о работе Лекции по "Истории финансов"