Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа
Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.
Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.
Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и
повышение эффективности
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.
Глава 2 Анализ
системы мотивации и
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы
оплаты и мотивации труда
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема оплаты
и мотивации труда –
Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений. В составе заработной платы, одного из важнейших инструментов стимулирования трудовой деятельности, все более преобладают надбавки и премии, не зависящие напрямую от результатов труда.
Новизна работы заключается в том, что в ней предлагается вариант построения новой для казахстанской практики системы организации труда и мотивации – бестарифной системы.
Необходимость исследований
и разработки практических рекомендаций,
оценки форм и систем мотивации и
оплаты труда на предприятиях нефтегазового
сектора заключается в том, что,
являясь высокорентабельным производством,
оно тем не менее, несет неявные
издержки, оплачивая, причем и в премиальном
виде, оговоренные объемы работ персонала,
не заинтересованного в
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда
и повышение эффективности
Мотивация или трудовая мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека или группы людей к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Мотивация труда - это
стимулирование работника или группы
работников к деятельности по достижению
целей предприятия через
Главными рычагами мотивации являются стимулы и мотивы (внутренние установки человека). Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами. Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать занятость всех работников трудом, предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста, согласованность уровня оплаты с результатами труда, создание условий безопасности труда, поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Исходным звеном, первым «полюсом» механизма мотивации является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.
Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности.
Вторым «полюсом»
механизма мотивации выступает
стимул, представляющий собой те или
иные блага (предметы, ценности и т.п.),
способные удовлетворять
Несмотря на близость и соотносимось понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляыются как тождественные. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, а стимул – сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможних или неприемлемых действий. Cтимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.
Между потребностью
и стимулом как двумя крайними
«полюсами» механизма мотивации
находится целый ряд звеньев,
характеризующий процесс
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних ученых, действия человека определяются его побуждениями (потребностями). Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий
Существующие теории мотивации используют понятия "потребность" и "вознаграждение". Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и т.п. Вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. являются психологическими: потребность в привязанности, уважении, успехе.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя ценным. Но в понятие "ценность" разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.
"Внутреннее"
вознаграждение человек
"Внешнее вознаграждение" - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа
Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значимым фактором, определяющим поведение человека.
Потребности постоянно
меняются, поэтому нельзя рассчитывать,
что мотивация, которая сработала
один раз, окажется эффективной в
дальнейшем. С развитием личности
расширяются потенциальные
Для казахстанской
ментальности, равно как и для
населения стран бывшего СССР,
характерно стремление к коллективному
труду, признанию и уважению коллег
и так далее. Сегодня, когда сложно
обеспечить высокую оплату труда
каждому отдельно взятому индивидууму,
особое внимание следует уделять
нематериальному
Методы и формы
мотивации можно
1) экономические
(прямые) - повременная и сдельная
оплата труда; премии за
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.
Оплата труда
является одним из основных мотивов
трудовой деятельности и мотивирующим
фактором, денежным измерителем стоимости
рабочей силы, если она непосредственно
связана с итогами труда. Работники
должны быть убеждены в наличии устойчивой
связи между получаемым материальным
вознаграждением и
Оплата труда
обеспечивает связь между результатами
труда и его процессом и
отражает количество и сложность
труда работников различной квалификации.
Устанавливая должностные оклады для
служащих и тарифные ставки для рабочих,
руководство предприятия
Дополнительная
заработная плата позволяет учесть
сложность и квалификацию труда,
совмещение профессий, сверхнормативную
работу, социальные гарантии предприятия
в случае беременности или обучения
сотрудников и др. Вознаграждение
определяет индивидуальный вклад работников
в конечные результаты производства
в конкретные периоды времени. Премия
напрямую связывает результаты труда
каждого подразделения и
Руководитель предприятия
может с помощью перечисленных
выше компонентов оплаты труда регулировать
материальную заинтересованность работников
с экономически возможными расходами
на производство по статье «заработная
плата», применять различные системы
оплаты труда – сдельную или повременную,
формировать материальные и духовные
потребности работников и обеспечивать
рост их жизненного уровня. Если руководитель
чрезмерно жаден или
2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
В качестве примера проявления этих экономических методов управления персонала можно привести следующее:
– Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
– Товары со скидкой.
Большинство бизнесменов
– Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
– Частное страхование здоровья. Многие из работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях