Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.

Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ботин готовый диплом.docx

— 343.23 Кб (Скачать файл)

Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого  из уровней организации мотивационной  сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как  рядоположенные наборы мотивационных  диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются  реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных  образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной  сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей  человеческого поведения рассматриваются  также интересы, задачи, желания  и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует  особый вид деятельности, которая  называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени  занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и  средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и  художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания  и намерения хотя и входят в  систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько  побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция  одновременно выступает как потребность  человека в понимании причин наблюдаемых  им явлений, как его способность  к такому пониманию. Каузальная атрибуция  непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение  поступков людей.

Начало изучению каузальной атрибуции было положено работой Ф. Хайдера "Психология межличностных отношений", опубликованной в 1958 г. Одновременно в печати появились важные исследования по восприятию человека человеком, где были установлены эффекты влияния последовательности предъявления информации о человеке на его восприятие как личности. Существенный вклад в развитие этой области знаний внесли работы Г. Келли по теории личностных конструктов - устойчивых когнитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Личностным конструктом называется пара противоположных оценочных понятий (например, "добрый - злой"; "хороший - плохой", "честный - нечестный"), часто встречающихся в характеристиках, которые данный человек дает другим людям и происходящим вокруг него событиям. Один предпочитает пользоваться одними определениями (конструктами), другой - иными; один склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой - к отрицательным. Сквозь призму личностных конструктов, характерных для данного человека, может быть описан его особый взгляд на мир. Они же могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно-когнитивного объяснения (каузальная атрибуция).

Оказалось, что люди с  большей готовностью приписывают  причины наблюдаемых поступков  личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название "фундаментальной  ошибки атрибуции" (И. Джоунс, 1979).

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности  за те или иные поступки. При определении  меры ответственности личности на результат  каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

а) близость или удаленность  субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено  действие, за которое ему приписывается  ответственность;

б) возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его  возможные следствия;

в) преднамеренность совершенного действия.

В исследованиях атрибуции ответственности среди прочих установлены следующие интересные психологические факты:

1. Индивиды, которые уже  однажды были виновниками содеянного, склонны усматривать первопричину  действий, подобных совершенным  ими ранее и в аналогичных  ситуациях, в личностных качествах  людей, а не в складывающихся  независимо от них обстоятельствах.

2. При невозможности отыскать  рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств,  человек проявляет склонность  видеть эту причину в другом  человеке.

3. Большинство людей проявляет  явное нежелание признавать случай, как причину их собственного  поведения.

4. В случае тяжелых  ударов судьбы, неудач и несчастий,  затрагивающих кого-либо лично  и касающихся значимых для  него людей, человек не склонен  искать причины этого только  исключительно в сложившихся  обстоятельствах; он обязательно  винит себя или других в  произошедшем или обвиняет саму  жертву в случившемся. Так,  например, родители обычно упрекают  себя в несчастиях своих детей,  выговаривают самим детям за  тот вред, который был им причинен  волей случая (упавший, ударившийся  или порезавшийся чем-то ребенок).

5. Иногда жертвы насилия,  будучи очень совестливыми и  ответственными людьми, упрекают  самих себя в том, что явились  жертвами нападения, спровоцировали  его. Они уверяют себя в том,  что в будущем, ведя себя  иначе, смогут оградить себя  от нападений.

6. Имеется тенденция приписывать  ответственность за несчастье  тому человеку, которого оно постигло ("сам виноват").

Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей  и проявляется тем в большей  степени, чем сильнее случившееся  несчастье.

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для  объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера (12). Согласно ей всевозможные причины успехов  и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует  то, в чем человек усматривает  причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как  постоянство или устойчивость действия соответствующей причины.

 

Различные сочетания этих двух параметров определяют, по В. Вайнеру, следующую классификацию возможных  причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого  задания (внешний, устойчивый  фактор успеха).

2. Старание (внутренний, изменчивый  фактор успеха).

3. Случайное стечение  обстоятельств (внешний, неустойчивый  фактор успеха).

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Люди склонны объяснять  свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания  высокой самооценки свете.Р. Дечармс сделал два интересных вывода относительно влияния награды за успехи на мотивацию деятельности. Первый выглядит следующим образом: если человек награждается за нечто такое, что он делает или уже сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение ведет к уменьшению внутренних стимулов к соответствующей деятельности. Если человек не получает вознаграждения за неинтересную, выполненную только ради вознаграждения работу, то, напротив, внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Чисто когнитивное представление  о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном предположении  о том, что человек во всех без  исключения случаях жизни действует  только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся в его распоряжении информации. Так ли это на самом  деле?

Оказалось, что не так. Люди далеко не всегда ощущают необходимость  и испытывают потребность разобраться  в причинах своих действий, выяснить их. Чаще они совершают поступки, заранее их не обдумывая, по крайней  мере - до конца, и впоследствии не оценивая. Атрибуция в сознательно-когнитивном  ее понимании возникает в основном лишь тогда, когда человеку во что  бы то ни стало требуется что-то понять и объяснить в своем поведении  или в поступках, совершаемых  другими людьми. Подобные ситуации в жизни встречаются не так  уж часто. В большинстве других реальных жизненных ситуаций мотивация действий индивида, по-видимому, мало или почти  не связана с атрибутивными процессами, тем более что мотивация во многом осуществляется вообще на подсознательном  уровне.

В объяснении поведения индивида нередко вполне удовлетворяет первая пришедшая ему в голову разумная мысль, он довольствуется ею и не ищет другой причины до тех пор, пока сам  или кто-либо другой не усомнится  в правильности найденного объяснения. Тогда человек находит другое, более обоснованное, с его точки  зрения, и довольствуется им, если его  никто не оспаривает. Данный процесс, циклически повторяясь, может продолжаться довольно долго. Но где же истина? На этот вопрос удовлетворительного ответа пока не получено.

Рассмотрим еще одно направление  в исследованиях мотивации. Оно  связано с попыткой понять, каким  образом человек мотивируется в  деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят  о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них  во многом зависит судьба и положение  человека в обществе. Замечено, что  люди с сильно выраженным стремлением  к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем  те, у кого такая мотивация слаба  или отсутствует.

В психологии создана и  детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. МакКлелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных  с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут  себя индивиды, мотивированные на избегание  неудачи. Их явно выраженная цель в  деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли  и действия, в первую очередь, подчинены  именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет  неуверенность в себе, не верит  в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные  эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится  ею. В результате он часто оказывается  не победителем, а побежденным, в  целом - жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные  на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для  себя профессии, соответствующие имеющимся  у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью  профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком  легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко  игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях