Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа
Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.
Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.
Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях
Заключение
Список литературы
Совокупность всех мотивирующих
факторов, уже используемых (в основном,
материальные стимуляторы) или только
проверяемых на предприятии, требует
всестороннего и глубокого
1.2 Основные теории мотивации
Факторы, оказывающие влияние на мотивацию, рассматривают теории содержания мотивации. В основном внимание этих теорий направлено на анализ потребностей и их влиянии на мотивацию. Они обрисовывают содержание потребностей, их структуру и связи с мотивацией человека к деятельности.
Самыми популярными теориями мотивации в данной области являются теория иерархии потребностей Маслоу и теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда и теория двух факторов Герцберга. Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. - М. : Академический проект, 2007. - 168 с.
Теория иерархии потребностей Маслоу.
Широко известная теория Маслоу, названная теорией иерархии потребностей, содержит ключевые идеи:
- люди всегда ощущают какие-либо потребности;
- выраженные потребности, испытываемые людьми, возможно объединить в отдельные группы;
- группы потребностей
находятся в иерархическом
- неудовлетворенные потребности
стимулируют человека
- при удовлетворении одной
потребности на ее месте
- обычно человек ощущает
одновременно несколько
- потребности, которые находятся ближе к основанию «пирамиды», всегда требуют первейшего удовлетворения;
- потребности высшего
уровня начинают активно
- потребности высокого
уровня возможно удовлетворить
большим количеством методов,
чем потребности низкого
Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе и т. д., т. е. те потребности, которые человек обязан удовлетворять, чтобы сохранить жизнь организма.
Потребности безопасности. К группе относятся потребности, связанные с устремлением людей быть в безопасном и стабильном состоянии, оберегающем от боли страха, болезней и остальных страданий, которые может приносить людям жизнь.
Потребности причастности и принадлежности. Люди желают участия в общих действиях, хотят дружбы, любви, быть членом коллективов, участвовать в коллективных действиях и т. п.
Потребность самоутверждения и признания. Люди желают быть знающими, сильными, уверенными в себе, в том числе желание того, чтобы остальные признавали их таковыми и уважали их за это.
Потребность самовыражения. Группа связывает потребности, определяющиеся в устремлении человека к более полному применению собственных знаний, умений, способностей и навыков.
Основная задача этой теории состоит в стремлении доказать, как потребности могут оказывать влияние на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, влиять на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом. Данная теория оказала большое влияние на формирование практики и теории современного менеджмента.
Теория ERG Альдерфера.
Альдерфер, подобно Маслоу,
объединяет потребности человека в
отдельные группы, но при этом этих
потребностей имеется только три: потребности
роста, потребности связи и
Группа потребностей связи
соотносится с группой
Согласно теории иерархия потребностей отображает подъем от наиболее конкретных потребностей к наименее конкретным.
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.
Известной теорией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является теория Мак-Клелланда, связанная с исследованием и показом воздействия на поведение человека потребностей соучастия, достижения и властвования. Сильно развитые потребности проявляют видимое воздействие на поведение человека, принуждая его совершать действия, которые должны привести к удовлетворению потребностей, приобретенных под действием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Мак-Клелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. В обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо же совсем не развивается.
В целях регулирования уровня потребности важно проводить обучение членов организации и подобным образом устраивать труд. Следует использовать в работе регулярную обратную связь.
Стремление к достижению
позволяет людям успешнее решать
стоящие перед ними задачи. Потребность
соучастия выражается в виде стремления
к дружеским отношениям с окружающими.
Потребность властвовать
Мак-Клелланд полагает, что
из трех потребностей (соучастие, достижение
и властвование) для успешного
руководителя большую значимость имеет
сформированная потребность властвования,
поэтому существенно, чтобы работа
менеджера, во-первых, предоставляла
возможность удовлетворять
Теория двух факторов Герцберга.
На стыке 50-60-х годов
Герцберг совместно с коллегами
провел исследование, целью которого
было выяснение того, какие факторы,
оказывающие мотивирующее и демотивирующее
воздействие на поведение человека,
вызывают его удовлетворенность
или же неудовлетворенность. Герцберг
заключил, что процессы появления
удовлетворенности и увеличения
неудовлетворенности с точки
зрения определяющих их факторов являются
двумя различными процессами, т. е. факторы,
вызывающие повышение неудовлетворенности,
при их ликвидации не обязательно
приводили к росту
Мотивирующие факторы
рассматриваются как
Эти концепции излагают определенное
мнение на мотивацию, удостоверенное эмпирическими
изысканиями и использовавшееся
в практике менеджмента достаточно
длительный период, что в большей
мере относится к теориям Герцберга
и Маслоу. Для того, чтобы лучше
разбираться в мотивации
Распределение усилий работников и выбор установленного типа поведения для достижения конкретных намерений рассматривают процессуальные теории мотивации. Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. - М. : Академический проект, 2007. - 168 с. Наиболее известными теориями в этой области являются:
- теория ожиданий Врума;
- теория справедливости;
- теория Портера-Лоулера;
- теория Макгрегора.
Теория ожиданий Врума.
По теории ожиданий Врума необходимыми условиями мотивации человека для достижения цели является потребность и предпочтенный тип поведения.
Поведение сотрудников определяется поведением:
- сотрудника, уверенного
в получении вознаграждения
- руководителя, стимулирующего
работу сотрудника при
- руководителя и сотрудника,
допускающих выдачу
- сотрудника, сопоставляющего
сумму, необходимую для
Таким образом, подчеркивается необходимость в доминировании повышения качества труда при уверенности работника в том, что это будет замечено менеджером. Такая ситуация позволит работнику удовлетворить свою потребность.
По теории ожидания, работнику
следует иметь потребности, которые
можно в большей степени
Теория справедливости.
По теории справедливости
эффективность мотивации
Работник сравнивает свой размер вознаграждения с вознаграждениями других работников, учитывая условия работы.
Теория мотивации Портера-Лоулера.
Суть этой теории, сочетаемой из элементов теорий ожидания и справедливости, заключается во введении соотношений между поощрением и достигнутыми результатами.
Портером и Лоулером были
введены три переменные, влияющие
на величину поощрения: осознание своей
роли в процессе деятельности и способности,
личные качества работника и затраченные
усилия. Проявление элементов теории
ожидании заключается в том, что
сотрудник оценивает поощрение
в соотношении с
Теория Д. Макгрегора.
Макгрегором была проанализирована
деятельность работника на рабочем
месте и выявлено, что руководитель
имеет возможность
- задания, получаемые работником;
- планируемое время выполнения задания;
- время получения задачи;
- качество исполнения задачи;
- средства, используемые для исполнения задания;
- группа, в которой работает сотрудник;
- инструкции, получаемые работником;
- уверенность работника
в возможности выполнения
- уверенность работника в поощрении за работу;
- размер поощрения за выполненное задание;
- уровень причастности
работника к проблемам,
Макгрегор пришел к выводу, что на основе всех этих факторов, зависящих от менеджера и влияющих на работника, можно использовать два различных метода управления, названные теориями X и Y.
В теории X воплощен авторитарный стиль управления, характеризуемый огромной централизацией власти и жестким контролем по всем факторам.
В теории Y воплощен демократический стиль управления, предполагающий передачу полномочий, улучшение понимания в группе работников, учет мотивации сотрудников и психологических потребностей, улучшения содержания работы.
Эти теории имели большое влияние на формирование теории управления.
Макгрегор разрабатывал свои теории применительно к отдельному индивиду. С развитием организации как системы открытого типа связано последующее совершенствование концепции, использующее целостный подход к управлению.
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях