Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.

Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ботин готовый диплом.docx

— 343.23 Кб (Скачать файл)

Система материального  стимулирования нужно ориентировать  не на квалификацию, полученную по диплому, а на уровень квалификации выполняемой  работы или используемой при принятии решения. Выплачивать поощрения  за общие результаты предприятия  в целом. Под фактической квалификацией  понимается способность работника  не только выполнять свои обязанности, но и способность участвовать  в решении производственных проблем, знать их и разбираться в любом  аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия.

В рыночной экономике  главным фактором стабильного развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении  результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи  размеров доходов трудящихся с количеством  и качеством затраченного ими  труда. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и  договорных обязательств, повышении  эффективности производства и качества работы могут вводиться системы  премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального  поощрения.

С переходом к  рыночным отношениям требуется принципиально  новая организация оплаты труда. И это не самоцель, а реальная необходимость замены устаревшей, низко  эффективной модели оплаты труда, которая  в значительной мере сдерживает реализацию потенциала работников и их коллективов, тормозит развитие экономики. Организация  заработной платы, основанная на использовании  ее традиционных элементов в виде тарифных ставок и окладов, разного  вида премии, доплат и надбавок, слабо  восприимчива к научно-техническому прогрессу, повышению качества продукции, экономии ресурсов. Всевозможные премии, доплаты и надбавки утратили стимулирующую  роль и превратились по сути в механическую прибавку к тарифным ставкам и  должностным окладам, как правило, не связанную с результатами труда. Более того, они настолько усложняют организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания. Можно было бы и дальше перечислять то, к чему существующая система оплаты труда не восприимчива, в чем она не заинтересовывает, к чему не побуждает и т. д., и т.п.

Какие же первоочередные преобразования в организации оплаты труда следует провести, чтобы  она соответствовала современным  условиям хозяйствования? Прежде всего, надо окончательно отказаться от использования  гарантированных тарифных ставок и  должностных окладов. Именно они  выступают главным ограничителем  и шлагбаумом размеров заработной платы  и заинтересованности персонала  в развитии и реализации имеющихся  способностей. Что послужило основанием для такого негативного отношения  к ставкам и окладам? Ведь они  многие десятилетия доминировали в  сфере материального стимулирования. Выделим в этом плане несколько  аспектов.

Дело в том, что  превышение меры труда, за которую выплачивается  ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение незначительно и слабо ощутимо  для трудящихся. Поэтому тарифные ставки и должностные оклады работники  традиционно связывают с тем  предельным уровнем количества и  качества труда, превышение которого материально  не выгодно для них. При этом часто  срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно  получишь не больше установленной ставки или оклада.

Действующий сегодня  порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает  меру труда (сначала устанавливаем  гарантированный размер ставки или  оклада, а уж затем «под него»  ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты  без достижения работниками соответствующих  результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых  результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как  минимум, гарантированную ставку или  оклад. Такой механизм организации  и выплаты ставок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что  с учетом сказанного, он не во всем соответствует  экономическому закону распределения  по труду в его классическом понимании  и принципу социальной справедливости, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.

Именно в этом видится одна из основных причин сознательного  недоиспользования трудящимися  своих физических и интеллектуальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они  будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.

Установление тарифных ставок и должностных окладов  в большей мере соответствует  не экономическим, а командно-административным методам хозяйствования, когда средства, предназначенные на оплату труда, централизованно  выдаются «сверху» чаще без учета  связи их размеров с конечными  результатами работы предприятий и  трудовым вкладом конкретных работников. Это не способствует углублению демократизации распределительных отношении, расширению прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении экономических проблем.

Наконец, гарантированные  ставки и оклады в большей степени  отвечали лишь первой, «отмирающей» модели хозрасчета, поскольку только она  предполагала гарантированный фонд заработной платы (ФЗП). Другим, более  прогрессивным моделям хозяйствования и тем более рыночным отношениям они не только не соответствуют, но и противоречат, ибо в этих условиях размеры заработной платы работников полностью зависят от итогов хозяйственной  деятельности предприятий, спроса потребителя  на продукцию, размеров заработанных средств  на оплату труда (ФОТ). В данном случае уже нет экономической основы для того, чтобы заранее, до получения  трудовым коллективом конкретных конечных результатов, устанавливать гарантированные  тарифные ставки и оклады, которые  затем могут быть не выплачены  работникам из-за недостаточных размеров заработанного ФОТ. Не логично распределять не гарантированный, динамичный ФОТ  между работниками по гарантированным  стабильным ставкам и окладам. Это  равносильно попытке преждевременно точно распределить еще не созданный  продукт. Приведенные аргументы  убеждают в неэффективности тарифных ставок и должностных окладов, нецелесообразности их применения в условиях рыночных отношений.

Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может  преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без  высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации  в конечных результатах и без  их стремления внести свой вклад в  достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес  руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах  организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее  поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.  
Что заставляет работников предпочитать одну работу другой? Почему они реагируют по-разному на одни и те же стимулы? Почему они в одних случаях прилежно трудятся над порученными им заданиями, а в других - тратят время впустую на разговоры и перекуры? Эти вопросы часто задают руководители, и их можно свести к трем основным: что и почему мотивирует людей, и как сделать так, чтобы они были заинтересованы в конечных результатах порученной работы и работали с полной отдачей сил.  
В начале века для подавляющего большинства руководителей ответ был очевиден: деньги - вот главный стимул человека в работе. И сегодня многие руководители придерживаются именно такой точки зрения. Хотя известно, что в ряде случаев человек может самозабвенно трудиться, даже если зарплата его явно не удовлетворяет.

 Независимо от того, какая работа выполняется, мотивация  участвующих в ней людей одно  из самых важных и незаменимых  условий эффективного достижения  целей. Известно, что если люди  имеют достаточную мотивацию,  они могут преодолеть любые  трудности в решении поставленных  перед ними задач. Система мотивации трудовой деятельности, обусловленная прежде всего потребностями работников, в том числе в безопасности труда, стабильности, гарантии занятости, необходимости самовыражения, достаточном вознаграждении за труд и его качество, приобрела важное значение в решении поставленных задач.

Чем больше ресурсов компания тратит на внедрение передовых технологий, разработку новых видов продукции  и обеспечение качества, тем больше размах деятельности, охватывающей как  внутреннюю работу компании, так и  взаимоотношения с поставщиками и партнерами по бизнесу. При этом главное внимание уделяется на организацию  и систематизацию работы, позволяющие  избежать множества ошибок, а также  укрепить сотрудничество между подразделениями.

К сожалению, даже хорошая  организация и систематизация работы не всегда гарантирует отсутствие ошибок и несоответствий выпускаемой продукции. Часто превосходно организованная работа не исключает формирования у  работников потери мотивации.

 

Элементы

 

Характеристика

 

Личные ожидания

 

Характер работы на новом  месте, ее содержание, требования к  результатам, перспективы развития, вознаграждение, качество трудовой жизни, справедливость оценки, гарантии на будущее

 
     

Групповые ожидания

 

Комфортность при работе в группе, обособленность коллектива от других, значимость его в компании, автономность в принятии решений, степень  ответственности за работу

 
     

Статусные ожидания

 

Оценка своего места и  роли в компании, значимость, признание, уважение, манера общения, стиль руководства, стиль управления конфликтными ситуациями

 

Культурно-этические ожидания

 

 

Степень соответствия ценностей, целей, этических норм, стиля лидерства  и других элементов культуры компании представлениям, нормам и культуре работника

 
     




Мотивация-это  функция руководства, которая состоит  в развитии у работников стимулов к труду (активизировать их работать с полной отдачей), а также в  долговременном воздействии на работника  в целях трансформации по заданным параметрам структуры его ценностных ориентаций и интересов, развития соответствующего мотивационного базиса и развития на этоv основании трудового потенциала, т. е. создание условий отождествления интересов организации и работника, что показано на таблицах 1.1 и 1.2, при  которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимо и выгодно другому.

Таблица 1.2 - Ожидания компании от работника

 

Элементы

 

Характеристика

 

Трудовые ожидания

 

Добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявление усердия, исполнительности, предприимчивости, инициативы, творческого подхода, режима самообучения

 

Групповые ожидания

 

Дружная бесконфликтная работа в группе, лидерские качества, умение работать в команде

 

Ожидания по обеспечению  безопасности

 

Лояльность, дисциплина, выполнение всех норм и регламентов, не принадлежать к группам риска, не разглашать конфиденциальную информацию

 

Культурно-этические ожидания

 

 

Соответствие важнейших  параметров культуры работника основным параметрам культуры компании, ее миссии, целям, ценностям, нормам и корпоративным  кодексам

 
     

Необходимо различать  понятия «потребность» и «мотив».

Потребность - это особенное  состояние психики индивидуума, отображающее несоответствие между  внешними и внутренними условиями  деятельности, являющееся причиной понимания  индивидом неудовлетворенности, оказывающее  влияние на развитие внутренних мотивов  его деятельности.

Мотив - это осмысленное  индивидуумом побуждение к деятельности. Так как потребность может  быть удовлетворена разными методами в форме всевозможных видов деятельности, то он однозначно не обуславливает  особенности, содержание и структуру  деятельности человека,

Внешнее побуждение находит  свое отображение в категории  «стимул».

Стимул - это такое воздействие  на человека, откуда бы оно ни исходило и какой бы характер ни носило, которое  оказывает влияние на его активность. Это влияние основано на предоставлении гарантий достижения в результате данной активности предмета влечения, удовлетворяющего потребность. Положительный результат деятельности по удовлетворению потребности запечатлевается в памяти индивида и принуждает действовать так же в подобной ситуации. Отрицательный результат приводит к тому, что в последующем человек старается избегать занятия, которое ведет к неполному удовлетворению либо отсутствию удовлетворения вообще. Этот цикл, который неизменно наличествует и повторяется в жизни любого индивида по поводу удовлетворения любой его потребности, получил название закона результата.

     
     

Мотивы

Мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно насущных материальных и духовных благах: производительность, качество работы, повышение занятости, рост мастерства, повышение ответственности, совмещение должностей, работа на одном предприятии

Стимулы

Рост заработной платы, доплаты  к заработной плате, надбавка к заработной плате, материальная помощь, единовременные выплаты, премиальная система, социальный пакет, система участия в прибылях, комиссионные с объемов продаж


Материальное стимулирование (стимулирование материальными ценностями, в большинстве случае - деньгами) является направлением, в котором  наука управления достигла наивысших  результатов. Это объясняется тем, что наука управления ставит и  решает задачи, допускающие, как правило, количественное измерение параметров, а деньги являются хорошим измерителем  такого рода. Кондо, Й. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / Й. Кондо : пер. с англ. - Нижний Новгород. : ООО  СМЦ «Приоритет», 2007. - 206 с.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях