Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа
Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.
Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.
Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях
Заключение
Список литературы
С позиций системно-
Опыт управления персоналом, накопленный ведущими зарубежными фирмами, актуален для современного казахстанского предприятия с точки зрения построения модели мотивации. Его использование позволяет определить, какие положения этой деятельности применимы в отечественных условиях и способны дать реальный экономический эффект, а какие являются только прерогативой зарубежного менеджмента.
Современный рынок труда - это сложная система с возросшим числом участников, усложнившимися взаимосвязями, отсутствующими жесткими зависимостями, возросшим спросом на труд информационного типа и в сфере обслуживания; что не могло не отразиться на мотивации труда исследуемых предприятий;
- наблюдаются растущая
потребность в работниках так
называемых актуальных
- выявлена связь мотивации труда и информационно-коммуникативных процессов в причинно-следственных связях в цепи: «стимул - реакция на стимул - поведение», связующим звеном выступает информация и коммуникация, ведущее место в формировании мотивации к труду играют средства массовой информации и массовой коммуникации;
- персонал обследованных
предприятий, как правило, мотивируется
всего двумя стимулами: индивидуальным
продвижением на предприятии в самых разных
вариантах и взаимным сравнением с другими
сотрудниками. Это позволяет создать здоровое конкурентное
- мотивационные факторы,
влияющие на положительное
- существующие системы мотивации не всегда позволяют добиться максимальной индивидуализации мотивационных программ, т.е. зачастую работник не понимает, что требует от него предприятие и в какой области ему не хватает компетенций;
- системы мотивации сложно изменить, они настроены на стабильность и развитие, что во время кризиса не является преимуществом, ведь системы должны быть максимально адаптивными к возникающим на рынке изменениям;
- в программу мотивации
- основной причиной, по
которой работники
- обследованный персонал пока не обладает достаточной мотивацией, располагающей к инициативе, творческому росту, низок показатель индекса удовлетворенности разнообразием работы - 0,02 и необходимостью решения новых задач - 0,16, что на наш взгляд, объясняется подчас спецификой труда работников, выполняющих монотонную работу по строго определенному стандарту;
- для вторичной
статистической обработки
- наблюдается взаимосвязь между удовлетворенностью режимом работы, соответствием работы личным способностям, отношениями с коллегами, возможностью видеть результаты труда, достаточной информацией о том, что происходит на предприятии, участие в решении актуальных проблем предприятия, возможность повышать профессиональный опыт и работа в подчинении авторитетного руководителя.
Результаты эмпирического исследования позволили определить доминирующие и сопутствующие потребности, рассмотреть влияние различных факторов труда на степень удовлетворенности и эффективности работой, разработать мотивационный профиль работников исследуемых предприятий.
Таким образом, по результатам
исследования трудовой мотивации работников
предприятий можно сделать
Для совершенствования
управления личностно-ориентированной
и функциональной подсистемы
а) повышение значимости
б) экономически
в) создание сильной организационной культуры;
г) ретрансляция желаемой организационной культуры посредством различных методов;
д) донесение информации о
е) создание целостного
нормативно-методического
Важным ресурсом, влияющим
на мотивацию, и поведение персонала
предприятия, является корпоративная
культура, цель которой - сформировать
правильную мотивацию к трудовой
деятельности у каждого работника.
Для ее реализации необходимо сформулировать
определенные ценностные ориентиры
и установки у каждого
В основе классификации видов мотивации трудовой деятельности должно быть заложено разнообразие мотивационной структуры человека (таблица 1).
Существование логической связи мотивации и стимулирования трудовой деятельности делает необходимым использование механизма мотивации труда как сложного процесса взаимодействия внутренних побудительных сил (прежде всего, потребностей, интересов, ценностей) и внешних воздействий (благ - стимулов), определяющих формирование мотивов труда. При этом целесообразно исходить из того, что процесс мотивации обусловлен не только и не столько внешними факторами, сколько внутренними причинами: потребностями, интересами, ценностями. Кроме того, в механизме мотивации необходимо учитывать как процесс формирования мотивации, так и процесс ее функционирования.
Таблица 1. Классификация видов мотивации трудовой деятельности на основе признака разнообразия мотивационной структуры человека
Виды мотивации |
Базовые потребности |
Принудительная |
Потребности в безопасности, защищенности, развитию чувство долга, ответственности и др. |
Ценностная |
Потребности в содержательности труда, творческой насыщенности, самостоятельности, возможности реализовать способности, общественная значимость труда и пр. |
Инструментальная |
Потребности в достижении
необходимого уровня |
Под управлением системой
С учетом вышесказанного механизм мотивации труда на уровне отдельного работника может быть представлен следующим образом. В структуре механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне можно выделить четыре этапа.
На первом этапе определяющее значение принадлежит потребностям, выступающим в качестве основы и источника трудовой активности человека.Потребности осознаются и преобразуются в интерес как источник побуждения к поисковой активности.
На втором этапе поисковой активности происходит поиск путей и средств удовлетворения потребностей; определение целей действий с учетом личных предпочтений, оценка своих возможностей, анализ ситуации; оценка целесообразности действия и реальности достижения цели.
Следующий этап механизма
мотивации - формирование мотива –
является ключевым в предложенной модели,
поскольку именно здесь человеком
принимается решение
Заключительный этап механизма
мотивации труда на субъективно-личностном
уровне – этап функционирования мотивации
- раскрывает процесс
Показателем эффективности
механизма мотивации труда
В механизме мотивации
удовлетворенность трудом играет роль
регулятора: по отношению к мотивации
она может стабилизировать ее
структуру, либо провоцировать ее изменение;
по отношению к трудовому
Выявленная последовательность этапов механизма мотивации отражает естественное направление развития мотивации на субъективно-личностном уровне, при этом следует отметить, что в этой последовательности возможны и возвратные движения, обусловленные внутренними сомнениями человека относительно правильности сделанного выбора.
Основным результатом функционирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне в отличие от субъективно-личностного уровня является не формирование мотивов, а регулирование мотивационной структуры в зависимости от тех целей, которые ставит руководство организации перед персоналом.
Одним из эффективных
Все это диктует необходимость адекватной оценки результативности управления системой мотивации персонала предприятия, которая должна быть:
- объективной - вне зависимости
от частных мнений или
- надежной - относительно
свободно от влияния
- достоверной в отношении
деятельности - оцениваться должен
реальный уровень владения
- прогнозно-аналитической - оценка должна давать представление о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях