Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:01, курсовая работа
Понятие «ипотеки» достаточно новое и неопределенное для большинства россиян. Ипотечное кредитование и эффективное жилищное инвестирование – актуальная задача для России в настоящий момент. Развитие системы ипотечного кредитования не только решает одновременно массу проблем – как социальных, так и экономических, но и рассматривается как важный инструмент воздействия на экономическую ситуацию в стране в целом. Целью развития ипотечного кредитования является, с одной стороны, улучшение жилищных условий населения, с другой стороны, стимулирование спроса на рынке недвижимости и строительства.
Таким образом, разделение ипотеки на виды имеет значение не только для кредитора, но и для заемщика – с точки зрения оптимизации размеров платежей по нотариальному удостоверению и государственной регистрации сделок с недвижимостью с использованием залога недвижимого имущества.
Виды ипотеки составляют единую ипотечную систему, под которой понимается создание соответствующих институтов и отработанных механизмов, обеспечивающих эффективное ипотечное кредитование, т.е. включает в себя законодательство, регулирующее оборот недвижимого имущества и организации, обслуживающие и осуществляющие регистрацию этого оборота [23, с. 204],[29. с. 32].
Важная особенность ипотечной системы проявляется в ее делении на первичный и вторичный рынки ипотечных кредитов. На первичном рынке выдаются и могут быть проданы ипотечные кредиты. Участниками первичного рынка выступают, с одной стороны, граждане, которым выдается этот кредит (заемщики), а с другой – коммерческие банки, ипотечные компании и другие учреждения, предоставляющие гражданам кредиты под залог недвижимости (кредиторы).
Процесс предоставления ипотечного кредита образует основу для существования вторичного рынка, на котором объектом купли-продажи становятся ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами.
Первичный и вторичный рынок закладных – это взаимоподчиненные и взаимообеспечивающие составляющие той среды, в которой происходит полный и одновременно полноценный жизненный цикл кредитных отношений.
Ипотечная система строится на следующих принципах: [23, с. 76]
Благодаря этим принципам на каждый данный момент имеется по – возможности полная и точная картина юридического положения недвижимости.
С учетом существования различий между объектом залога и объектом кредитования выделяются следующие варианты ипотечного кредитования:
- ссуда на приобретение
- ссуда на строительство
- ссуда на реконструкцию, модернизацию недвижимости под ее залог;
- ссуда на строительство
- ссуда на приобретение
- ссуда на приобретение земельного участка предоставляется под залог имеющейся земли;
- ссуда на освоение земельного участка предоставляется под залог имеющейся земли.
В целом представленная выше классификация отражает многообразие ипотечного кредитования, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации. В дальнейшем по тексту при рассмотрении вопроса ипотечного кредитования имеется в виду кредитование строительства и /или приобретения недвижимости под ее залог, а именно кредит на покупку/строительство жилья под залог этого же жилья, поскольку ипотечное кредитование в рамках банковских услуг нацелено непосредственно для улучшения жилищных условий граждан.
Таким образом, ипотека (залог недвижимости) означает форму обеспечения исполнения каких-либо обязательств должника недвижимым имуществом. Она является дополнительным соглашением к основному обязательству между кредитором и должником, т.е. ипотека возникает полностью только тогда, когда возникает основное обязательство, и заканчивается вместе с ним.
Разделение ипотеки на виды не только важно для соблюдения требований действующего законодательства, но и особенно важно при решении вопроса об обязательности нотариального удостоверения договоров.
К данному моменту заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. В настоящий момент субъекты ипотечного бизнеса руководствуются следующими основными нормативными актами, регулирующие гражданские правоотношения при ипотечном кредитовании и сделках с недвижимым имуществом:
Принятие части 1 (1995год) и части 2 (1996год) Гражданского кодекса РФ стало решающим шагом развития Российского федерального законодательства в части развития проблемы ипотечного жилищного кредитования. ГК РФ установил общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости, в том числе жилой; положения о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения; основания обращения взыскания на заложенное жилое помещение и др. Кроме того, кодексом было предусмотрено принятие в дальнейшем специальных Федеральных законов по регулированию вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также особенностей ипотеки (залога недвижимости).
2.1. Федеральный Закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 11.04.2004).
Закон стал нормативным актом, непосредственно связанным с осуществлением кредитования недвижимости. В соответствии с этим законом:
- право собственности на недвижимое имущество;
- сделки с недвижимостью;
- ограничения прав на
2.2. Федеральный Закон от 16.07.1998 №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в ред. от 05.02.2004 №1-ФЗ).
Он является первым в российской истории специальным законом, регулирующим залоговые операции с недвижимостью. Закон значительно расширяет возможность использования ипотеки в качестве средства обеспечения кредита:
2.3. Федеральный Закон от 29.07.1998 №135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (в ред. от 27.02.2005).
Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки (отдельные материальные объекты (вещи); движимое или недвижимое имущество; право собственности; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав), принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
2.4. Федеральный Закон от 11.11.2005 №152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам.
Кроме вышеперечисленных законов субъекты ипотечных схем руководствуются Налоговым кодексом и Жилищным кодексом.
На сегодняшний день уже сформировалась основа для развития системы ипотеки. Сдерживающими факторами являются противоречия в российском законодательстве, остается много спорных и дискуссионных вопросов. В будущем предстоит большая работа по совершенствованию законодательства. Для завершения строительства нормативно-правовой базы, необходимо не только внесение поправок в уже существующие законы, но и принятие новых законопроектов, таких как:
5.1. Проект федерального закона № 246390-3 "О строительных сберегательных кассах" (внесен в Госдуму 09.10.2004).
Настоящий закон регулирует и регламентирует процесс предварительного накопления гражданами средств на строительство и приобретение жилья. Законопроектом регулируются вопросы создания и деятельности строительных сберегательных касс – кредитных организаций, специализирующихся на привлечении денежных средств физических лиц в строительные сберегательные вклады и предоставлении их вкладчикам кредитов для улучшения жилищных условий. Законопроектом определяется перечень банковских операций, которые могут осуществлять указанные кредитные организации, правила их деятельности, устанавливаются требования к договорам накопления сбережений для улучшения жилищных условий, определяются условия предоставления кредита для улучшения жилищных условий в соответствии с данными договорами, а также другие особенности деятельности стройсберкасс.
5.2. "Об оптимизации условий
совершения сделок жилищной ипотеки"
(внесен в Госдуму 19.05.2005).
В данном законопроекте ставится вопрос об исключении в законодательстве об ипотеке и государственной регистрации ипотеки обязательности нотариального удостоверения ипотечного договора. Поскольку сегодня наличие данного требования приводит не только к неоправданным затратам времени и средств при оформлении договора сторонами (государственная пошлина за удостоверение составляет 1,5% от суммы сделки, т.е. от стоимости жилья, при 50% кредите это составит уже 3% от величины кредита), но и вызывает дополнительные затруднения в работе ипотечных кредиторов.
5.3."О Федеральном бюро
(внесен в Госдуму 30.05.2005).
Закон устанавливает порядок комплектования, хранения, учета и использования документов, содержащих кредитную историю физических лиц – заемщиков кредитных организаций. В рамках представленного законопроекта предлагается создание Бюро кредитных историй - специализированного учреждения при Банке России (далее – Бюро), в рамках которого будет осуществляться хранение кредитных историй частных лиц, но хранение это предложено организовать таким образом, что само Бюро не будет иметь физической возможности ознакомиться с содержанием хранящихся у него кредитных историй. Данный Закон позволит снизить риски банков при выдаче ипотечных кредитов.
5.4. "О бюро кредитных историй" (внесен в Госдуму 19.09.2005).
Представленным законопроектом предлагается
определить понятие и состав кредитной
истории, порядок ее формирования, регулирование
Бюро и принципы их взаимодействия с кредиторами,
заемщиками и органами по надзору за Бюро
кредитных историй. Законопроектом предусмотрено
обеспечение прав субъекта кредитной
истории. Предполагается, что на договорной
основе Бюро и кредиторы будут определять
стоимости услуг Бюро кредитных историй
по накоплению и предоставлению информации.
Правительство РФ в целом поддерживает
создание бюро кредитных историй.
Включая вышеперечисленные законопроекты в Госдуму на рассмотрение в целом было внесено около 30 новых жилищных законопроектов, направленных на модернизацию ипотеки. Как было отмечено на парламентских слушаниях в апреле месяце текущего года «О законодательном обеспечении формирования рынка доступного жилья» все документы должны быть приняты в пакете, поскольку построение рынка жилья - это важная макроэкономическая задача, и только комплексное решение может привести к качественным изменениям на рынке жилья. В случае принятия представленных законопроектов в России проблема жилья к 2010 году решится для многих граждан.
Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога недвижимости основным источником права является Закон об ипотеке, которым в отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем в ГК РФ применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями Гражданского кодекса о залоге.
Принятие вышеуказанных нормативных актов действительно можно считать решающим шагом в направлении развития вопросов ипотечного кредитования, однако надо отметить, что на сегодняшний день наше законодательство еще достаточно противоречиво и страдает слабостью юридической проработки принимаемых законов.
Информация о работе Общая характеристика и основы организации ипотечного кредитования