3. Контроль и анализ выполнения
плановых показателей финансово-хозяйственной
деятельности Предприятия с предоставлением
соответст-вующего отчета в установленные
сроки.
4. Осуществления контроля за
использованием по назначению
и сохранно-стью имущества предприятия.
5. Принятия решений по другим
вопросам, отнесенным к его компентенции
нормативно-правовыми актами РК.
Организационная структура предприятия
наглядно представлена в Приложении
Г.
Органом Предприятия как юридического
лица является его руководитель, подотчетный
в государственный орган управление.
Государственный орган управления
назначает на должность и освобождает
от должности руководителя Предприятия
в соответствии с законодательством
Республики Казахстан о труде. Руководитель
Предприятия несет персональную
ответственность перед управлением
здравоохранения за состоянием дел
на Предприятии. Руководитель Предприятия
действует на принципах единоначалия
и самостоятельно решает все вопросы
деятельности Предприятия в соответствии
с его компетенцией, определяемым
Уставом и законодательством
Республики Казахстан. Руководитель Предприятия
без доверенности действует от имени
Предприятия, предоставляет его
интересы во всех органах, распоряжается
имуществом Предприятия в пределах,
установленным законодательством,
заключает договоры, выдает доверенности,
открывает банковские счета и
совершает иные сделки, издает приказы
и дает указания, обязательные для
всех работников. В пределах своей
компетенции и в соответствии
с трудовым законодательством руководитель
принимает на работу и увольняет
с работы работников предприятия, применяет
меры поощрения и налагает взыскания
на них.
Должностные обязанности руководителя
ЦРБ : руководит производственной, хозяйственной
и финансово-экономической деятельностью
организации здравоохранения, несет всю
полноту ответственности за принимаемые
решения, сохранность и эффективное использование
имущества, а также финансово-хозяйственные
результаты его деятельности. Определяет
политику, стратегию деятельности организации
и механизм ее реализации. Обеспечивает
внедрение новых и совершенствование
существующих организационных форм и
методов работы персонала, направленного
на дальнейшее повышение эффективности
и качества оказываемой диагностической,
лечебной и профилактической помощи, повышение
качества и конкурентоспособности оказываемых
услуг, их соответствие государственным
стандартам. Обеспечивает эффективное
взаимодействие структурных подразделений
организации, направляет их действия на
развитие и совершенствование оказываемых
медицинских услуг. Принимает меры по
обеспечению организации квалифицированными
кадрами, рациональному использованию
их профессиональных знаний и опыта, созданию
безопасных для жизни и здоровья условий
труда, формированию благоприятной психологической
атмосферы в коллективе. На основе анализа
деятельности организации и оценки показателей
его работы принимает необходимые меры
по улучшению форм и методов работы организации.
Обеспечивает на основе принципов социального
партнерства разработку, заключение и
выполнение коллективного договора, соблюдение
трудовой дисциплины, способствует развитию
трудовой мотивации, инициативы и активности
работников. Координирует работу по изучению
и оценке санитарно-эпидемиологических
ситуаций, определяет приоритетные факторы
неблагоприятного воздействия на здоровье
человека. Принимает действенные меры
по улучшению санитарно-эпидемиологической
ситуации. Организует оперативный и лабораторно-инструментальный
контроль и надзор за проведением гигиенических
и противоэпидемических мероприятий,
за соблюдением санитарных правил и норм
и гигиенических нормативов. Обеспечивает
соблюдение законности в деятельности
организации, в том числе в вопросах финансово-хозяйственного
управления, укрепления договорной и финансовой
дисциплины, регулирования социально-трудовых
отношений. Осуществляет прием и увольнение
работников. Заключает договора, совершает
сделки с физическими и юридическими лицами.
Издает по вопросам своей компетенции
распоряжения и приказы, обязательные
для всех работников. Представляет организацию
в государственных органах, организациях
и суде. Обеспечивает выполнение медицинской
этики, требований внутреннего трудового
распорядка, технической эксплуатации
приборов, оборудования и механизмов,
соблюдение нормативных правовых актов
Республики Казахстан в области безопасности
и охраны труда, пожарной безопасности.
Обеспечивает своевременную отчетность
организации.
Главный бухгалтер ЦРБ несет
ответственность за следующие аспекты
деятельности предприятия (в соответствии
с должностной инструкцией): обеспечение
контроля и отражение на счетах бухгалтерского
учёта всех осуществляемых хозяйственных
операций; предоставление необходимой
оперативной информации и сдача
бухгалтерской отчётности в установленные
сроки; распределение служебных
обязанностей между работниками
бухгалтерии; сохранность бухгалтерских
документов, оформление и передача
их в установленном порядке в
архив; контроль за соблюдением порядка
оформления и представления необходимых
документов и сведений вышестоящих организаций;
законность совершаемых операций; контроль
за правильным и эффективным расходованием
бюджетных средств и их целевым назначением,
согласно сметы расходов с учётом внесения
в установленном порядке изменений; контроль
за сохранностью денежных средств и материальных
ценностей; контроль за исполнением сметы
расходов; контроль за порядком начисления
и выплатой в срок заработной платы работникам
предприятия; своевременное проведение
расчётов, возникающих в процессе исполнения
сметы расходов с организациями и отдельными
лицами; проведение инвентаризации денежных
средств, расчётов и материальных ценностей,
своевременное и правильное определение
результатов инвентаризации и отражение
их в учёте; осуществление контроля за
сохранностью активов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и других материальных ценностей
в местах их хранения и эксплуатации; систематизированный
учёт положений, инструкций, методических
указаний по вопросам учёта и отчётности,
других нормативных документов, относящихся
к компетенции бухгалтерских служб; формирование
платёжных поручений для перечислений
средств с расчётного счёта заработной
платы работникам, взносов в пенсионные
фонды и фонды социального страхования,
налогов, а также средств за приобретённые
товары, выполненные работы, оказанные
услуги поставщикам, подрядчикам.
В обязанности экономиста ГККП "ЦРБ
" входит следуещее: планирование бюджета
предприятия; формирование сметы расходов
предприятия; обязательный учёт дебиторской
и кредиторской задолженности при планировании
бюджета на предстоящий финансовый год;
расчёт расходов по бюджетным программам;
контроль за своевременным внесением
изменений и дополнений в смету расходов;
составление штатного расписания предприятия
на основе действующих нормативов, контроль
за соблюдением штатной дисциплины; разработка
тарификационных списков работников предприятия,
установление должностных окладов, согласно
действующих инструкций, обоснованность
доплат и надбавок; правильный расчёт
и применение коэффициента баланса рабочего
времени; анализ использования фонда оплаты
труда работников предприятия; экономический
анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия (использование коечного
фонда, использование стационарозаменяющей
помощи, формирование и учёт затрат по
коммунальным услугам с учётом дебиторской
и кредиторской задолженности и пр.); своевременное
и достоверное составление отчётности
(отчёт по труду, налоговые декларации
и расчёты и пр.); составление плана проведения
государственных закупок
Все остальные службы и отделы предприятия
работают согласно должностной инструкции,
разработанной ЦРБ, четко знают
свои функциональные обязанности, специализируются
в работе.
Персонал больницы состоит из врачей,
подчиняющегося им среднего и младшего
медицинского персонала, а так же
прочих работников (вспомогательный
персонал, работники администрации,
бухгалтерии и т.д.).
Рассмотрим динамику численности
персонала больницы с 2008 по 2010 гг.
Таблица 2.4 Динамика численности персонала
ЦРБ за 2008-2010 гг.
|
Наименование категории персонала |
Численность за 2008 г. |
Численность за 2009 г. |
Численность за 2010 г. |
Отклонение 2010г. к 2008 г., % |
|
Врачи |
27 |
28 |
32 |
118,5 |
|
Средний медперсонал |
127 |
129 |
136 |
107,1 |
|
Младший медперсонал |
43 |
45 |
52 |
120,9 |
|
Прочий персонал |
69 |
71 |
71 |
102,9 |
|
Итого |
266 |
273 |
289 |
108,6 |
|
|
|
|
|
|
|
Как мы видим из данных таблицы 2.4,
численность персонала в больнице
увеличилась в течение последних
трех лет на 8,6%. Заметнее всего численность
увеличилась с 2009 по 2010 гг. (18 человек,
в то время как с 2008 г. по 2009 г. всего
на 7 человек) в связи с переездом
в новое здание и расширением
больницы (увеличилось количество коек,
а соответственно и количество штатных
единиц, необходимых для их обслуживания).
Но если рассматривать отдельные категории
персонала, можно сказать, что за три года
численность их увеличилась незначительно:
численность врачей увеличилась на 5 человек
(18,5%), среднего медперсонала - на 9 человек
(7,1%), младшего медперсонала - на 9 человек
(20,9%), прочего персонала на 2 человека (2,9%).
Это объясняется нежеланием специалистов
работать в сельской местности, несмотря
на предоставляемые льготы.
Важным показателем эффективности
деятельности учреждения является анализ
использования трудовых ресурсов.
Как видно из приведенных данных,
предприятие использует имеющиеся
трудовые ресурсы недостаточно полно.
Самое большое отставание по численности
работников наблюдается в 2009 г. - 17 чел.
В 2008 г. отставание по числу рабочих
составляет- 4, в 2010 г. - 11. Отставание по
отработанным дням и часам составляет
в 2008 г. 9 и 72, в 2009 г. - 8 и 64, в 2010 г. - 4 и 32 соответственно.
В итоге отставание по общему фонду
рабочего времени составляет в 2008 г.
27024, в 2009 г. - 51200 и в 2010 г. - 30984.
Таблица 2.5 Анализ использования трудовых
ресурсов ЦРБ
|
Показатель |
2008 |
Изменение (+,-) |
2009 |
Изменение (+,-) |
2010 |
Изменение (+,-) |
|
|
Плановый фонд рабочего времени |
Фактический фонд рабочего времени |
|
Плановый фонд рабочего времени |
Фактический фонд рабочего времени |
|
Плановый фонд рабочего времени |
Фактический фонд рабочего времени |
|
|
Среднегодовая численность рабочих
(ЧР) |
270 |
266 |
-4 |
290 |
273 |
-17 |
300 |
289 |
-11 |
|
Отработано дней одним рабочим
за год (Д) |
246 |
237 |
-9 |
248 |
240 |
-8 |
247 |
243 |
-4 |
|
Отработано часов одним рабочим
за год (Ч) |
1968 |
1896 |
-72 |
1984 |
1920 |
-64 |
1976 |
1944 |
-32 |
|
Средняя продолжительность рабочего
дня (П), ч |
8 |
8 |
0 |
8 |
8 |
0 |
8 |
8 |
0 |
|
Общий фонд рабочего времени (ФРВ), Чел.-Ч. |
531360 |
504336 |
-27024 |
575360 |
524160 |
-51200 |
592800 |
561816 |
-30984 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самое значительное отставание общего
ФРВ наблюдается в 2009 г. (51200 чел.-ч.)
и связано оно с недоукомплектованностью
предприятия кадрами. Соответственно
при большой разнице между запланированным
количеством людей и фактическим количеством
работников запланированный ФРВ так же
значительно различается с фактическим.
Как мы видим, при кажущемся незначительном
отклонении фактически отработанных дней
одним рабочим к плановому, отклонение
по часам отработанным одним рабочим выглядит
более значительно, а принимая во внимание
отклонение по численности, мы получаем
большое отклонение по ФРВ в целом.
Для того чтобы определить насколько
население, обслуживаемое данным медицинским
учреждением, обеспечено медицинским
персоналом, а само учреждение штатами,
проведём анализ использования штатов
ЦРБ. Для проведения анализа используем
данные таблиц 2.6, 2.7 и 2.8, характеризующие
использование штатов больницы с 2008 по
2010 гг.
В таблицах используются следующие
понятия:
Обеспеченность населения штатами
- это количество должностей по штатному
расписанию на количество обслуживаемого
населения (шт. ед./10000 чел. нас.).
Обеспеченность штатами по штатным
нормативам - это количество должностей
по штатным нормативам на количество
человек обслуживаемого населения
(шт.ед./10000 чел. нас.).
Обеспеченность населения физическими
лицами - это действительное количество
медперсонала на количество обслуживаемого
населения (факт.мед.перс./10000 чел.нас.)
Укомплектованность штатами - это
количество занятых штатных должностей
к количеству должностей в штатном
расписании
Внешнее совместительство - это количество
штатных должностей, занятых работниками
со стороны
Число физических лиц - это действительное
количество медперсонала, работающих
на занятых штатных должностях.
Таблица 2.6 Анализ использования штатов
ЦРБ в 2008 г.
|
Категории персонала |
Количество штатных должностей |
Занято штатных должностей |
Число физических лиц |
Численность обслуживаемого населения |
Обеспеченность населения штатами |
Обеспеченность штатами по штатным
нормативам |
Обеспеченность населения физическими
лицами |
Укомплектованность штатами |
|
|
по штатным нормативам |
по штатному расписанию |
всего |
основной персонал |
внешнее совместительство |
всего |
основной персонал |
|
|
|
|
|
|
Врачи |
70,25 |
43,00 |
34,75 |
34,25 |
0,50 |
27 |
27 |
20654 |
2,08 |
3,40 |
1,31 |
80,81 |
|
Средний персонал |
182,50 |
133,75 |
123,75 |
123,75 |
- |
127 |
127 |
20654 |
6,48 |
8,84 |
6,15 |
92,52 |
|
Младший персонал |
87,00 |
48,50 |
45,00 |
45,00 |
- |
43 |
43 |
20654 |
2,35 |
4,21 |
2,08 |
92,78 |
|
Прочий персонал |
128,00 |
87,50 |
81,50 |
81,50 |
- |
69 |
69 |
20654 |
4,24 |
6,20 |
3,34 |
93,14 |
|
ИТОГО |
467,75 |
312,75 |
285,00 |
284,50 |
0,50 |
266 |
266 |
20654 |
15,14 |
22,65 |
12,88 |
91,13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|