Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;
Под безналичными расчетами понимают денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются с банковского счета плательщика и зачисляются на банковский расчетный счет получателя. Под системой безналичных расчетов понимается совокупность принципов организации и ведения безналичных расчетов, предъявляемых требований к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота [20,С.14]. Принципы и формы организации безналичных расчетов, платежные инструменты, способы платежей и возникающие при их проведении риски представляют собой отдельные элементы платежной системы. Преимущество той или иной платежной системы заключается прежде всего, в том, насколько быстро, надежно и экономично осуществляются расчеты и платежи.
В настоящее время в России основной формой расчетов являются кредитовые переводы с использованием платежных поручений и платежных требований. Они используются при расчете как по товарным, так и по нетоварным операциям.
Расчеты чеками, аккредитивами и расчеты по инкассо относятся к средствам, обусловливающим развитие системы денежных расчетов предприятий. В большинстве случаев они более эффективны по сравнению с предварительной оплатой.
Благодаря развитию и совершенствованию новых технологий появляются новые программы с целью облегчить обмен информацией между заинтересованными пользователями. Это такие программы как «Клиент – банк», «БИ - принт», «Контур-Экстерн» и прочие.
Появление программы
«БИ – принт» позволило работникам
банка более быстро обрабатывать
и исполнять платежные
Сейчас же появилась более современная программа для осуществления безналичных платежей по электронным каналам связи - «Клиент – банк». Работа с такой программой осуществляется следующим способом: сформированные в бухгалтерской программе с «1С: Бухгалтерия» платежные документы выгружаются в отдельно установленную базу программы «Клиент – банк». Уже в программе на платежные документы ставится электронная подпись и через интернет они отправляются в обслуживающее отделение банка. У программы появился ряд возможностей:
1) возможность осуществлять платежи более быстро;
2) платежи осуществляются
без непосредственного
3) возможность контролировать движение денежных средств на расчетном счете в любое время;
4) в случае ненадлежащего оформления платежных документов, программа оповещает об этом, возвращает их обратно и указывает ошибки;
5) клиент может отследить
какие действия банк
6) также возможен обмен сообщениями между отделением банка и клиентом;
7) существует возможность
сохранять платежные документы
как «шаблоны», с целью
8) плата за ведение счета гораздо ниже, чем при использовании других банковских тарифов и др. [22,С.14].
Обмен данными между банком и предприятием можно представить в виде схемы, на которой показана последовательность осуществления операций (см. рисунок 13, составленный автором).
1 - формирование и выгрузка платежных документов из 1С: Бухгалтерия в «Клиент – Банк»; 2 – отправка полученных платежных документов в банк через интернет; 3 – принятие к исполнению полученной информации и отправка через интернет отчета о движении средств на расчетном счете; 4 – выгрузка информации по расчетному счету в программу 1С: Бухгалтерия.
Рисунок 13 – Обмен информацией при использовании
программы «Клиент – банк»
Каждое предприятие
стремится все более
Основным платежным инструментом являются платежные поручении. Но в дальнейшем имеется перспектива распространить и укоренить расчеты векселями, что по мнению многих экономистов может еще более упростить ведение расчетов.
Что касается расчетов с персоналом на предприятиях, то очень многие организации перешли и продолжают переходить на пластиковые карты:
- во-первых, это значительно упрощает работу бухгалтерии;
- во-вторых, это более удобно для самих сотрудников.
На каждого сотрудника
предприятия обслуживающим
Также очень полезной услугой, появившейся в последнее время, является то, что можно осуществлять погашение ссуд и кредитов безналичным способом. То есть при оформлении кредита в банке, держателем зарплатной карты которого является клиент, фиксированная в договоре сумма ежемесячного платежа по кредиту списывается автоматически при поступлении средств на расчетный счет. Оформление такого кредита занимает значительно меньше времени, так как банк может отследить необходимую информацию (размер начисленной заработной платы, стаж сотрудника на одном месте, прочие личные данные сотрудника, используемые при открытии на него расчетного счета), анализируя расчетный счет своего клиента.
Каждое предприятие, независимо от организационно-правовой формы, осуществляет расчеты не только с поставщиками и различными дебиторами и кредиторами, но и с бюджетом и внебюджетными фондами по выплате налогов и сборов. Разработанная программа «Контур – Экстерн» значительно упрощает этот процесс. С помощью этой программы предприятия могут отправить как годовую, так и квартальные отчетности в местное отделение пенсионного фонда России, налоговую службу, фонд социального страхования и отдел статистики. Обмен информацией осуществляется также через электронные каналы связи (интернет). Благодаря этой программе можно осуществлять сверки расчетов по тем или иным налогам и сборам, обмениваться письмами и различной информацией в двустороннем порядке. Использование данной программы очень экономит время бухгалтера, ведь уже не нужно сидеть в очереди, чтобы сдать каждый отчет. При отправке каждого отчета можно отследить действие которое с ним происходит: «Отчет отправлен», «Отчет доставлен», «Отчет принят», «Отчет не принят». В случае непринятия отчета указываются причина и ошибки, которые необходимо исправить.
Существует еще множество возможностей усовершенствовать систему развития безналичных расчетов. Ведь благодаря развитию и росту Российской экономики, постоянно возникает потребность в реформировании платежной системы путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования уже существующие формы безналичных платежей. В связи с этим появляются новые программы и технологии.
Проанализировав производственную и торговую деятельность предприятия «ИП Цекот В.М.», а также его бухгалтерскую и финансовую документацию, можно сделать вывод о том, что она не совершенна.
Во-первых, работой как с поставщиками так и с заказчиками, отслеживанием их задолженностей и выплат занимается один отдел предприятия – отдел сбыта и снабжения. Объем производства постоянно растут: в связи с освоением все новых рынков сбыта появляются новые покупатели и заказчики и спрос на выпускаемую продукцию растет, следовательно, и потребность в материалах, используемых при изготовлении мебели, также увеличивается. Это вынуждает искать все новых поставщиков материалов, которые могли бы предложить более выгодные условия поставки материалов.
Исходя из выше сказанного предприятию «ИП Цекот В.М.» было бы целесообразно разграничить обязанности и сформировать отдельные структурные подразделения – отдел сбыта готовой продукции и отдел снабжения. Отдел сбыта готовой продукции работал бы только с покупателями и заказчиками: принимал и обрабатывал заявки от покупателей, передавал их для изготовления в производство и отслеживал состояние задолженности (как дебиторской, так и кредиторской). В свою очередь, отдел снабжения работал бы непосредственно с поставщиками расходных и комплектующих материалов, искал бы более выгодные условия для себя, как производителя, чтобы снизить затратность и себестоимость выпускаемой продукции.
Также предприятию в
перспективе развития можно предложить
заключить с обслуживающим
- значительная экономия средств на издержки обращения (сумма ежемесячной комиссии, взимаемой банком за предоставление такой услуги, значительно ниже нежели единовременная комиссия, которая взимается банком при обналичивании денежных средств с расчетного счета);
- значительно упрощается
работа бухгалтерии,
- в связи с тем, что предприятие «ИП Цекот В.М.» уже использует в своей деятельности программу «Клиент – Банк», которая была описана выше, то бухгалтерия может обмениваться с банком информацией не покидая своего рабочего места.
2) для сотрудников:
- сотрудник предприятия
может обналичивать свои
- у сотрудника появляется возможность рассчитываться за приобретенные им товары и оказанные услуги пластиковой картой, не имея при себе наличных денежных средств;
- пластиковая карта
содержит зашифрованную
- держателям зарплатных
пластиковых карт, как правило,
при выдаче кредита
Если принять к реализации
предложенные автором идеи, то можно
значительно упростить и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе ведения своей
экономической деятельности все
организации и предприятия
Существует множество нормативных документов, которыми организации должны руководствоваться при осуществлении своих расчетов. Например, Федеральный закон от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» регламентирует правила и порядок ведения кассовых операций и операций с наличными денежными средствами. Формы и порядок безналичных расчетов определяются Положением “О безналичных расчетах в Российской Федерации”.