Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;
За несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств банком, владелец счета имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф от суммы, несвоевременно зачисленной или неправомерно списанной за каждый день задержки.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии их стандартизированным требованиям, т.е они должны содержать следующие данные:
а) наименование и номер расчетного документа;
б) число, месяц, год его выписки;
в) полное наименование плательщика, расчетный счет и наименование и номер банка плательщика;
г) наименование получателя средств, номер его расчетного счета, наименование и номер банка получателя средств;
д) назначение платежа и сумма.
Расчетные документы передаются в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы выписываются, как правило, с использованием технических средств и определенных программ, таких как «Клиент-банк», «БИ-принт», «Интернет-банк». Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение 10 календарных дней с даты выпуска документа.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счет на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом иногороднем учреждении банка [42,С.24].
Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:
- за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
- при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
- по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для осуществления:
- платежей в бюджет;
- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств органам государственного и социального страхования;
- взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т. п.;
- приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д. [45,С.110].
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у предприятия права на ее получение. Схема движения платежного поручения представлена на рисунке 1.
1 – поставка товара
; 2 – передача платежного
Рисунок 1 - Расчеты платежными поручениями при последующей уплате [42,С.14]
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками, например энергоснабжающим и газоснабжающим предприятиями, предприятиями , предоставляющими услуги связи.
Расчеты плановыми платежами — прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско - кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот. На каждый плановый платеж банку представляется отдельное платежное поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указывает плановый платеж.
По сравнению с другими формами расчетов расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств:
- относительно простой и быстрый документооборот;
- ускорение движения денежных средств;
- возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг;
- возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.
Все это делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Платежное требование
Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.
Возможен прием требований и на инкассо. Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования в банк плательщика [42,С.52].
Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта:
- положительный и отрицательный;
- предварительный и последующий;
- полный и частичный [42,С.86].
Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату.
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
Последующий акцепт предусматривает
немедленную оплату расчетных документов
по мере их поступления в банк в течение
операционного дня банка.
При этом за плательщиком сохраняется
право заявления последующего отказа
от акцепта в течение трех рабочих дней.
Заявляемый плательщиком отказ может
быть полным или частичным и обязательно
должен быть мотивирован, например, товар
не заказан, товар ранее оплачен, отсутствует
согласованная цена, счет бестоварный,
отгрузка по ненадлежащему адресу и прочие
мотивы, связанные с нарушением договорных
обязательств со стороны поставщика. Мотив
отказа от акцепта должен быть подтвержден
ссылками на соответствующие пункты договора
между поставщиком и покупателем. Никаких
споров между поставщиком и плательщиком
по существу отказов от акцепта банк не
рассматривает. В то же время как согласие
на оплату, так и отказ от нее не лишает
предприятий права на заявление друг другу
претензий, которые рассматриваются судом
или арбитражем по иску одной из сторон.
Для акцептования платежного требования
плательщику дается три рабочих дня. При
согласии оплатить полностью или частично
платежное требование плательщик оформляет
его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться
счетом в банке, и оттиском печати на всех
трех экземплярах и сдает их в обслуживающий
банк, из которых:
- 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
- 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
- 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.
При частичном отказе от оплаты в платежном требовании в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить расчетный счет поставщика. В случае отказа полностью оплатить платежное требование плательщик оформляет сопроводительное письмо с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием для пересылки его вместе с последним в банк поставщика. В случае полного отказа от акцепта платежное требование вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.
Данный вид расчетов отвечает финансовым и хозяйственным интересам как поставщиков, так и покупателей, а также укрепляет договорные отношения в хозяйстве, а именно:
а) ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа;
б) платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика с целью проверки выполнения последним условий хозяйственного договора;
в) поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факторинговый
кредит [52,C,224].
Следующей формой денежных расчетов является чек.
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю [52,С.232]. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Схема движения чека представлена на рисунке 2.
Оплата чека производится за счет средств чекодателя в пользу чекополучателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Также кредитные организации могут выпускать чеки, которые применяются для осуществления безналичных расчетов. Такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.
1 – покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки; 2 –банк выдает ему чековую книжку, или разовый чек; 3 – отгрузка товара или оказание услуг; 3а – оплата товара чеком; 4 – поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика.
Рисунок 2- Расчеты чеками [52,С.234]
В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки - применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д. Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.