Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.
Юридические и физические лица могут открывать различные виды счетов, которые подробно описаны в приложении.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:
- заявление об открытии
- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копия учредительного договора предприятия (заверенная нотариально);
- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
- справка от налоговой
- справка о постановке
- регистрационная карточка
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком Договора о расчетно-кассовом обслуживании.
Совершение операций по счету начинается с момента получения банком уведомления из налогового органа о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).
В договоре на расчетно-кассовое
обслуживание предусматривается
В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.
При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, Центральный банк России должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достижениям. Дело упирается в техническую оснащенность данной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через Центральный банк России могут существовать различного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.
Рассматриваемое предприятие – «Индивидуальный предприниматель Цекот Владимир Михайлович» – является промышленным предприятием, производящим товары народного потребления. Главной экономической целью этого предприятия является получение прибыли. Свою деятельность «ИП Цекот В.М.» осуществляет по всей территории России. Ежегодно объем реализуемой продукции растет, что видно из таблицы 2, составленной автором.
Если за базу для расчетов принять данные 2008 года, то можно проследить увеличение реализации готовой продукции в динамике за три года. Из данных таблицы можно увидеть, что объем выпускаемой продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 5482 единицы готовой продукции, что составляет 26,11 %. А если сравнивать 2010 и 2008 года, то прирост составляет уже 46,08 % или 9675 единиц готовой продукции.
Таблица 2- Реализация продукции «ИП Цекот В.М.», 2008 -2010 гг.
Год |
Наименование продукции |
Ко-во, шт. |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Прирост | ||
Единицы продукции |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
% | ||||
2008 |
Всего продукции |
20997 |
10498,345 |
- |
- |
- |
В т. ч.: столы стулья табуреты вешалки |
4199 8399 5249 3150 |
2099,669 4199,338 2624,586 1574,752 |
- - - - |
- - - - |
- - - - | |
2009 |
Всего продукции |
26479 |
13239,628 |
5482 |
2741,283 |
26,11 |
В т. ч.: столы стулья табуреты вешалки |
5296 10592 6620 3971 |
2647,926 5295,851 3309,907 1985,944 |
1096 2193 1371 822 |
548,257 1096,513 685,321 411,192 |
5,22 10,44 6,53 3,92 | |
2010 |
Всего продукции |
30672 |
15336,238 |
9675 |
4837,893 |
46,08 |
В т. ч.: столы стулья табуреты вешалки |
6134 12269 7668 4601 |
3067,248 6134,495 3834,059 2300,436 |
1935 3870 2419 1451 |
967,579 1935,157 1209,473 725,684 |
9,61 19,22 11,52 5,73 |
Это говорит о том,
что предприятие из года в год
наращивает объемы производства, т.е. предприятие
стремится к дальнейшему
Рост объемов выручки от реализации готовой продукции графически показаны на рисунке 5, составленном автором.
Рисунок 5 – Выручка от реализации готовой продукции
«ИП Цекот В.М.» за 2008-2010 гг.
Важным моментом является то, что товары, выпускаемые предприятием «ИП Цекот В.М.», обладают разным уровнем рентабельности, следовательно и разным уровнем дохода. Если рассматривать 20010 год, то структуру выпускаемой предприятием готовой продукции можно представить в виде круговой диаграммы – рисунок 6.
Рисунок 6 – Структура выпускаемой готовой продукции
«ИП Цекот В.М.» за 2008-2010 гг.
В последние годы основным видом расчетов на предприятии «ИП Цекот В.М.» является безналичная форма расчетов. Предприятие имеет расчетный счет в Сухоложском отделении Сберегательного банка России, с которым заключен договор о банковском обслуживании. Операции по расчетному счету осуществляются на основании распорядительных документов как со стороны получателя, так и со стороны плательщика. Основными расчетными документами, используемыми «ИП Цекот В.М.» являются платежные поручения, но также в редких случаях используются объявления на взнос наличными, чеки, инкассовые поручения. Все перечисленные документы содержат обязательные к заполнению реквизиты:
а) наименование и номер расчетного платежа, число, месяц и год его выписки;
б) вид платежа;
в) наименование, номер расчетного счета и идентификационный номер плательщика;
г) наименование и место нахождения банка плательщика, номер корреспондентского счета или субсчета;
д) назначение платежа с выделением отдельной строки налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается;
ж) сумма платежа.
Платежным поручением является документ, который оформляет поручение организации своему банку перевести определенную сумму на счет получателя. Предприятие «ИП Цекот В.М.» использует платежные поручения в следующих случаях:
а) при перечислении денежных средств в оплату товаров, работ, услуг, полученных от другой организации;
б) при перечисление налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
в) при погашении кредитов и займов, а также процентов по ним;
г) при прочих платежах.
Бухгалтерия предприятия «ИП Цекот В.М.» использует специальную программу для печати платежных поручений – «БИ-принт». Платежные поручения заполняются электронным способом на специальном бланке со штрих-кодом и предъявляются в банк для исполнения в течение 10 дней со дня выписки. В бухгалтерской программе для учета и контроля за своевременной оплатой автоматически формируется «Журнал регистраций платежных поручений», в котором, на основании выписок банка отмечаются проведенные платежные поручения. Для подшивки к бухгалтерским документам по итогам месяца распечатывается реестр платежных поручений.
Для того, чтобы внести на расчетный счет сумму наличных денежных средств, оформляется объявление на взнос наличными. Оно состоит из трех частей: верхняя часть – остается в банке, средняя часть – квитанция - передается кассиру после приема денежных средств, нижняя часть – ордер – возвращается после проведения операции по счету вместе с банковской выпиской.
Чтобы снять наличные денежные средства с расчетного счета предприятие «ИП Цекот В.М.» использует чеки. Чековая книжка на получение наличных денег выдается учреждением банка, с которым заключен договор на банковское обслуживание. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности, они пронумерованы, а также должен строго соблюдаться порядок их заполнения и содержать росписи руководителя и главного бухгалтера. Корешок чека также заполняется и остается в бухгалтерии для кассового отчета. Снятые с расчетного счета средства расходуются на различные нужды предприятия: выплату заработной платы и прочие выплаты сотрудникам организации, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды предприятия. Чековая книжка выдается по заявлению организации и хранится у главного бухгалтера в сейфе.
С некоторыми организациями у «ИП Цекот В.М.» заключены договоры, расчеты по которым осуществляются с предварительным акцептом. Так, ежемесячно на расчетный счет предприятия поступают платежные инкассовые требования, которые оплачиваются на следующий день после истечения срока акцепта.
Для отражения операций, происходящих на расчетном счете, бухгалтерия использует выписки банка с приложенными к ним платежными документами. Выписки выдаются банком ежедневно, даже если нет оборотов за операционный день, так называемые «нулевые выписки». В выписке отражается входящий остаток средств на счете, обороты – поступление или списание, исходящий остаток. К выпискам банка ежемесячно подшивается реестр выписок за текущий месяц и Журнал-ордер счета 51 «Расчетный счет». В журнале-ордере указываются остаток денежных средств на расчетном счете предприятия на начало месяца, дебетовые и кредитовые обороты с отнесением по бухгалтерским счетам и исходящий остаток.