Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. | |
Дебиторская задолженность всего, |
487,209 |
100,00 |
315,771 |
100,00 |
189,216 |
100,00 |
-с покупателями |
293,103 |
60,16 |
218,956 |
69,34 |
112,271 |
59,33 |
-с поставщиками |
194,106 |
39,84 |
96,815 |
30,66 |
76,948 |
40,67 |
На основе данных, представленных в таблице, для большей наглядности можно построить график изменения дебиторской задолженности (см. рисунок 8, составленный автором).
Эти данные показывают, что дебиторская задолженность в 2008 году составляла 487,209 тыс.руб., а в уже в 2009 году – 315,771 тыс.руб., т.е снизилась на 171,438 тыс.руб. или на 35,19 %. А уже в 2010 году задолженность составляет лишь 189,216 тыс.руб., если сравнивать с 2008 годом , то наблюдается снижение на 61,16% (297,993 тыс.руб.).
Рисунок 8 – Дебиторская задолженность «ИП Цекот В.М.» за 2008- 2010 гг.
Что касается кредиторской задолженности, то она, напротив, на протяжении нескольких лет растет, это показано в таблице 8, составленной автором. Причиной этого является то, что предприятие «ИП Цекот В.М.» практически всех своих клиентов перевело на 100 % предоплату. Что касается поставщиков, то кредиторской задолженности перед ними предприятие не имеет, потому что и поставщики осуществляют отгрузку материалов и товарно-материальных ценностей только после их полной оплаты. Займов и кредитов в банках и кредитных учреждениях «ИП Цекот В.М.» не имеет.
Проанализировав данные таблицы 8 можно сделать о том, что на протяжении всех анализируемых лет объем кредиторской задолженности предприятия «ИП Цекот В.М.» неуклонно растет.
Из таблицы видно, что объем кредиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 132,610 тыс.руб. или на 61,19 %. В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличение объема кредиторской задолженности достигает 40,3 % или 140,777 тыс.руб. Если сравнивать 2010 и 2008 года, увеличение наблюдается уже на 126,15 % или на 273,387 тыс.руб. На рисунке 10 это наглядно показано.
Таблица 8 - Кредиторская задолженность «ИП Цекот В.М.» за 2008– 2010 гг.
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, %. | |
Кредиторская задолженность всего, |
216,715 |
100,00 |
349,325 |
100,00 |
490,102 |
100,00 |
-с покупателями |
216,715 |
100,00 |
349,325 |
100,00 |
490,102 |
100,00 |
-с поставщиками |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проанализировав организацию безналичных денежных расчетов на предприятии «ИП Цекот В.М.», можно сделать вывод, что положение довольно стабильно. Несмотря на царящий в эти годы кризис в стране, пропорционально наращиванию объемов производства и продаж растут и поступления от покупателей. Такого положения предприятие добилось благодаря тому, что оно не повышает цены на свою продукцию, а снижает ее себестоимость за счет автоматизации и механизации ручного труда, а также за счет более выгодного сотрудничества с поставщиками материалов, используемых при изготовлении продукции. При ведении ценовой политики предприятие отказывается от тотального повышения цен, так как оно ориентируется на потребителей среднего и ниже среднего слоев населения, выпускаемая мебель – это мебель эконом-класса, но не смотря на это хорошего качества. За счет низкой цены (по сравнению с ценами конкурентов) спрос покупателей на выпускаемую продукцию очень высок.
В условиях современной экономики большинство предприятий перешли на безналичный расчет, так как это более удобно, и в связи с тем, что предприятия находятся в разных городах, это более быстро, нежели за наличный расчет.
Рисунок 9 – Кредиторская задолженность «ИП Цекот В.М.» за 2008- 2010 гг.
Экономическая целесообразность безналичных расчетов бесспорна и проявляется в следующем:
- в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя;
- участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
- перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
2.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный
Решением совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. № 40, строго регламентирует расчеты наличными денежными средствами всех предприятий и организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
Положение Центрального Банка РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» № 14-П вступило в силу в январе 1998 года. Данное положение строго регулирует правила ведения кассовых операций. Это делается для обеспечения сохранности денежных средств, предотвращения их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах предприятия, способствует ускорению денежного оборота в народном хозяйстве, сдерживанию инфляции и упорядочению платежей. Положением предусматривается:
Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что оприходование наличных денег при осуществлении расчетов с населением должно производиться с использованием контрольно-кассовых машин. За нарушение требований данного Закона и «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 14 п. 5 Кодекса РФ об административных нарушениях РФ (КоАП РФ).
Лимитирование остатков наличных денежных средств в кассе подразумевает, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимита, установленного банком по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в обслуживающий его банк расчет по установленной форме.
Предприятию «ИП Цекот В.М.» установлен лимит кассы в размере 12000 руб. Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в банк. Для этого кассиром предприятия выписывается объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств - выручка за товары, работы и услуги, невыданная заработная плата. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающим банком каждому предприятию по согласованию с руководителем исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Согласно действующему порядку, все операции по приему и выдаче наличных средств отражаются в кассовой книге и отчете кассира, который является копией листа кассовой книги. Записи в кассовую книгу вносятся за каждый день, в котором были произведены операции с наличными средствами, на основании первичных кассовых документов: приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей.
Расчеты между юридическими лицами наличными денежными средствами строго ограничены. Указанием ЦБ РФ № 1050-У от 14 ноября 2001 года установлен предельный размер расчета наличными деньгами по одной сделке – сумма составляет 100 тыс. руб. Это означает, что по одному договору можно расплатиться наличными денежными средствами только в сумме 100 тыс. руб., независимо от того, в течение какого времени будут уплачиваться деньги. В случае если сумма договора превышает указанную сумму, то разницу необходимо уплатить по безналичному расчету. Контроль за выполнением этих всех требований осуществляют обслуживающие банки. В случае выявления нарушений банк направляет в налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщика соответствующее уведомление. На основании сведений банка органами Государственной налоговой службы РФ принимаются решения о наложении на предприятие штрафных санкций. Размеры таких санкций определены в Административном Кодексе РФ.
Касса предприятия «ИП Цекот В.М.» представляет собой специально оборудованное, изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств. Для хранения важной документации, печатей, штампов и наличности предусмотрен металлический шкаф – сейф, от которого имеется несколько дубликатов ключей (у руководителя и у главного бухгалтера). Ведением кассовых операций занимается бухгалтер-кассир, принятый на основании приказа. После подписания приказа на прием, кассир под роспись знакомится с «Положением о ведении кассовых операций в Российской Федерации», затем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. В соответствии с этим договором кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Предприятием «ИП Цекот В.М.» разработано положение о документах и документообороте, которым регламентирован порядок создания, принятия к учету и отражению в бухгалтерском учете первичных кассовых документов. Все записи о совершенных хозяйственных операциях производится в реестрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.
Первичными учетными регистрами по кассовым операциям являются приходные и расходные кассовые ордера. На их основе этих учетных бухгалтерских регистров осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием денежных средств организации.
Движение наличных денежных средств в кассе предприятия «ИП Цекот В.М.» оформляется первичными учетными документами унифицированной формы, утвержденными Роскомстатом Российской Федерации по согласованию с ЦБ РФ и Минфином РФ. В кассовых документах все реквизиты заполнены четко, помарок или исправлений не допускается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. При получении приходных и расходных кассовых ордеров кассир обязательно проверяет наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере - подпись руководителя организации; правильность оформления документов. В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления.
Приходные и расходные кассовые документы после получения или выдачи денег подписываются кассиром, а прилагаемые к ним документы погашаются штампом; приходные ордера - «Получено», расходные - «Оплачено», с указанием числа, месяца, года.