Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:30, дипломная работа
Актуальность работы состоит в необходимостью выявления причин, условий и факторов, приводящих к изменению валютной политики в стране, и выработки на этой основе предложений по созданию комплексной системы валютного контроля, адекватной происходящим переменам в экономической ситуации в России. Валютный контроль является инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста1 .
Происходящая в настоящее время либерализация валютного законодательства в целом соответствует ситуации, сложившейся в экономике страны. Однако меры валютного контроля, принятые в законодательном порядке государством, ещё недостаточно проработаны как в институциональном, так и в организационно-методическом плане.
Введение.............................................................................................3
Глава 1.Теоритические аспекты валютного контроля....................6
1.1.Понятие валюты и валютных ценностей...................................6
1.2. Валютное регулирование в РФ.................................................11
1.3. Валютный контроль..................................................................18
Выводы по 1 главе............................................................................27
Глава 2. Исследование предприятия...............................................29
2.1. Краткая характеристика компании..........................................29
2.2. Исследование процесса ведения валютного контроля в
ООО «А ГРУПП».......................................................................................45
Выводы по 2 главе............................................................................56
Глава 3. Организация валютного контроля уполномоченным
банком.........................................................................................................58
3.1.Органамы валютного контроля в Российской Федерации.....58
3.2. Права и обязанности сторон ватного регулирования............60
3.3. Осуществление валютного контроля в уполномоченных
банках..........................................................................................................69
3.4.Отвественность сторон..............................................................81
3.5.Проблемы осуществления валютного контроля
уполномоченными банками.......................................................................88
Вывод по 3 главе................................................................................93
Заключение.........................................................................................95
Список используемой литературы..................................................101
Во избежание ситуаций неоднозначного прочтения нормативных документов по валютному контролю, необходимо четко определить перечень лиц, на которых распространяется действие Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…»58 В соответствии с п.3.2 Инструкции ее действие не распространяется на сделки физических лиц-резидентов, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в тоже время п. 3.7 содержит условие подписания ПС физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.
Вывод по 3 главе
В данной главе был рассмотрен процесс организации и ведения валютного контроля уполномоченным банком, в данном случае Сбербанком России, а так виды валютных нарушений и размер штрафных санкций, применяемых как к уполномоченному банку, так и к организации «А ГРУПП».
Деятельность подразделений валютного контроля банка направлена на обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ резидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Принятие 18.06.2004 г. Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) было направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики. В связи с этим, в настоящее время наметилась тенденция либерализации валютного законодательства, что постепенно уменьшает неоправданное вмешательство государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Система организации и ведения валютного контроля имеет много этапов. Каждая из сторон имеет свои права и обязанности, в рамках которых они обязаны действовать. Ненадлежащее выполнение своих обязанностей влечет за собой наложения штрафных санкций, размер которых зависит от вида и суммы нарушения. В данной главе предоставлен список нарушений и размер штрафных санкций применяемых к уполномоченному банку, в данном случае к Сбербанку России и к резиденту - «А ГРУПП».
В процессе ведения валютного контроля уполномоченные органов банка сталкиваются с рядом проблем, которые возникают из-за несовершенства Законодательства Российской Федерации. В данной главе приведены примеру проблем возникающих в процессе организации и ведения валютного контроля, а также приведены возможные пути решения данных проблем.
Заключение
В
данной дипломной работе был рассмотрен
процес посторения и ведения валютного
контроля на предприятии, в частности
в
ООО "А ГРУПП", и в банке, в частности
Сбербанк России.
А ГРУПП» более трёх лет осуществляет экспортно-импортные операции. Основной объём экспортных операций приходится на страны Таможенного союза — Республика Белоруссия и Казахстан. Импорт товара приходится на Украину.
В компании ООО «А ГРУПП» разработана система ведения валютного контроля, базирующаяся на соблюдении всех норм ведения валютного контроля в Российской Федерации. Основный документом координирующий деятельность в этой области является «Регламент по внешнеэкономической деятельности ООО «А ГРУПП»», который был утверждён 31 мая 2011г.
Целью данного документа является регламентация процесса своевременного предоставления в банк всех документов по валютному контролю Организации и всех её структурных единиц (юридических лиц, филиалов, представительств), включающих оформление, передачу внутри Организации, проверку правильности оформления, обработку и хранение документов, а также закрепление функциональных обязанностей за структурными подразделениями Организации, участвующих в данной процессе.
Организация и ведения валютного контроля в банке строится на чётком соблюдении Законодательства Российский Федерации. Весь процесс организации валютного контроля чётко регламентирован. Несоблюдение банком законодательства в области валютного контроля влечет наложение штрафных санкций на банк, вплоть до лишения лицензии.
В настоящее время единственной в стране системой сплошного
автоматизированного контроля является система валютного контроля в отношении экспорта, импорта товаров и бартерных сделок, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ею охвачено до 80 % экспортных операций и большинство импортных и бартерных операций.
Учитывая значительные изменения в валютном законодательстве в последние четыре года: распространение валютного контроля на расчеты в валюте РФ, сокращение сроков проверок по предполагаемым фактам нарушения валютного законодательства, одновременно являющимися нарушениями таможенных правил, можно сделать вывод об улучшении эффективности системы валютного контроля.
Процессе организации и ведения валютного контроля в уполномоченных органов банк, а также юредических лиц сталкиваются с рядом проблемами, которые возникают из-за несовершенства Законодательства Российской Федерации. Среди которых можно выделить следующие:
1) В первую очередь это связано с упразднением понятия «текущих» валютных операций (90 дней) и введением привлечения недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности за невозврат валютной выручки в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые участник ВЭД может в любой момент изменить.
2) Недостатком существующей системы валютного контроля в РФ на сегодняшний день является слабое взаимодействие таможенных органов с уполномоченными банками. Несмотря на то, что первые играют важную роль в системе валютного контроля, без уполномоченных банков данный контроль не смог бы существовать.
3) Другая проблема - это отсутствие согласованного и утверждённого порядка взаимодействия между уполномоченными банками и таможенными органами при осуществлении валютного контроля, как в целом, так и за обоснованностью оплаты резидентами и нерезидентами импортируемых товаров.
4) Ещё одна проблема обеспечения соблюдения валютного законодательства связана с передачей в Росфиннадзор протоколов об административных правонарушениях без подписи лиц, привлекаемых к ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки признаны неуважительными. Штрафы по таким делам, как правило, остаются не взысканными.
Таким образом рассмортем приведенные выше проблемы возникающие в процессе осуществеления валютного контроля, млжно предложить ряд вариантов, которые могли бы утранить данные проблемы и повысить эффективность сущесьвующей системы валютного контроля:
1) Для упорядочивания осуществления контроля уполномоченными банками и таможенными органами, необходимо разработать порядок осуществления валютного контроля при таможенном оформлении экспортируемых или импортируемых товаров и порядок предоставления резидентом подтверждающих документов и информации в банк. Ранее такой порядок тоже был предусмотрен Инструкцией ЦБ РФ от 13.10.1999 г. № 86-И, а также от 04.10.2000 г. № 91-И. В настоящее время вызывает большое затруднение предоставление участниками ВЭД документов, подтверждающих вывоз/ввоз товаров и получение подтверждения с пограничных таможен.
2) В целях обеспечения регулярности получения информации из Росфиннадзора о суммах взысканных штрафах, а также определения объема информации предоставляемой таможенными органами, необходимо подписать дополнительное соглашение об информационном обмене на Федеральном уровне.
3) Чтобы повысить результативность проводимых проверок участников ВЭД и избежать их уклонение от ответственности, целесообразно ввести в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…» в форму паспорта сделки графу «Срок поступления
валютной выручки» и обязать участников ВЭД в определенные сроки предоставлять в уполномоченные банки дополнительные соглашения к внешнеэкономическому договору, изменяющие сроки поступления валютной выручки.
4) В целях сокращения сроков проведения целевых проверок необходимо разработать и утвердить порядок взаимодействия отделов валютного контроля на внутренних и пограничных таможнях, получение информации о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, например, посредством электронной почты или иным способом.
5) Во избежание ситуаций неоднозначного прочтения нормативных документов по валютному контролю, необходимо четко определить перечень лиц, на которых распространяется действие Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…» В соответствии с п.3.2 Инструкции ее действие не распространяется на сделки физических лиц-резидентов, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в тоже время п. 3.7 содержит условие подписания ПС физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.
6) Учитывая то, что в настоящее время в Федеральном законе № 173-ФЗ определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, представляется целесообразным в новую схему ТБВК включить и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и, поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок.
7) Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм
взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.
8) Среди других путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» путем ужесточения разрешительной процедуры деятельности фирм, получения лицензии и усиления государственного контроля за ними. Положительную роль здесь может сыграть использование таможенными органами информационных баз ЦБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Росфиннадзора, МВД России, Минэкономразвития РФ и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. Заслуживает внимания также создание в стране единого информационно-аналитического центра по данному вопросу.
Таким образом рассмотрев валютный контроль необходимо отметить, что одной из важнейших задач, решаемых Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенным Кодексом РФ, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены значительные полномочия за органами государственной власти, уполномоченными осуществлять контроль в области валютных операций.
Список используемой литературы
1.Гражданский кодекс:
Закон Российской Федерации № 51–ФЗ от
30.11.1994 // Собрание законодательства Российской
Федерации. -1994. −
№ 32. – Ст. 3301.
2. Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"
3.Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30.12.2001
№ 195-ФЗ (ред. От 25.10.2004).
4.Конституция Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 12.12.1993.
5.Положение ЦБ № 258–П от 01.06.2004 г. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».
6.Приказ ФТС № 1647 от 28 декабря 2007 г. «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности».
7.Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. От 20.08.2004).
8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 26.07.2010), ст. 193.
9.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004, с изм. от 23.12.2004) «О Центральном Банке РФ (Банке России)».
10.Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.
11.Федеральным законом от 05.07.2007 N 127-ФЗ п. 13.
12.Федеральный закон № 164–ФЗ от 08 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности .
13.Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».
14.Федерального Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ пп.1 п.2 ст.3
15. Абдулвагапов Р. Правовое регулирование валютно-финансовых отношений. //Финансовый бизнес - М.: Юстицинформ – 2009. – С. 461.
16.Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. - М.: Гардарика, Эксперное бюро, 2007. С 608.
17.Белоусова В. А. Коммерческий словарь. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 784.
18.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону "О валютном регулировании и валютном контроле": Постатейный. – М.: Юстицинформ, 2010. – С 355.
19.Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2009, С 374.
20.Григорьев А. Б. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: Паимс, 2011, С 511.
21.Иванов В.В. Валютный контроль // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – М.: Экономист, 2009. - № 2, С 531.
Информация о работе Организация валютного контроля уполномоченным банком