Основные направления по эффективному использованию средств местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Формирование отечественного фондового рынка стало одновременно и следствием экономических реформ, и фактором усиления динамизма рыночных отношений. Вектор его развития свидетельствует о кардинальных изменениях в организации и регулировании фондовых процессов, обусловленных появлением различных форм собственности, увеличением числа и многообразия субъектов фондовых отношений, растущей конкуренцией на рынках капитала, изменением характера институциональной среды, формированием качественно нового статуса государства на рынке ценных бумаг, развертыванием глобализации.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования фондового рынка.
1. 1. Понятие фондового рынка, его назначение и виды.
1. 2. Функции фондового рынка.
1. 3. Структура фондового рынка. Объекты(ценные бумаги), субъекты(участники рынка).
1. 4. Государственное регулирование фондового рынка.
ГЛАВА 2. Анализ фондового рынка Российской Федерации.
2.1. Анализ истории создания и развития фондового рынка.
2.2. Анализ современного фондового рынка как инструмента инвестирования.
2.3. Определение роли фондового рынка в развитии межрегиональных экономических связей.
ГЛАВА 3. Основные направления по эффективному использованию средств местных бюджетов.
3.1. Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечение инвестиций в Россию.
3.2. Региональные перспективы развития.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

фондовый рынок.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

    1.4. Государственное регулирование фондового рынка.  

    1). Система регулирования рынка ценных бумаг. 

               Общие задачи, методы и принципы регулирования. 

    В виду того, что рынок ценных бумаг  является важнейшим источником финансирования реконструкции и развития экономики, на сегодняшний день он рассматривается  как область интенсивного регулирования, т.е. расширяется сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики.

    Регулятивная  инфраструктура рынка - система регулирования  рынка ценных бумаг, включает:

    • регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);
    • регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);
    • законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);
    • этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);
    • традиции и обычаи.

    Регулятивная  инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

    Существуют  следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

    1. По критерию "субъект регулирования"  можно выделить следующие подходы:

        а) основная регулирующая роль на рынке  ценных бумаг принадлежит государству (Франция);

        б) регулирование разделено между  государством и саморегулируемыми  органами (добровольными объединениями  профессиональных участников рынка  ценных бумаг) (Великобритания).

    2. По критерию "жесткость регулирования"  возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

        а) основанные на жестких, детально расписанных  правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

        б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания). 

    В зависимости от выбора модели рынка  ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

    Задачи  регулирования рынка  ценных бумаг 

    Создаваемая государством система регулирования  рынка ценных бумаг является главным  инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской  экономики, и прежде всего, на приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита государственного (прежде всего федерального) бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института эффективного собственника, повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

    В стратегическом плане указанные  цели комплиментарны и должны реализоваться  через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками  рынка.

    Так как в основе функционирования рынка  лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг, главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

    Методы  регулирования 

    В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются  различные методы как функционального, так и институционального регулирования:

  • установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; правил совершения определенных операций и обеспечение их выполнения;
  • регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создание системы защиты прав владельцев и контроль за их соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
 

    Принципы  регулирования 

    К важнейшим принципам государственной  политики на рынке ценных бумаг относятся:

    а) принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

    б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования  рынка на всей территории Российской Федерации;

    в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

    г) принцип равных возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

    д) принцип преемственности государственной  политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

    е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, означающий создание цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг. 

      Саморегулируемые организации (СРО). 

    Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с правилами деловой этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов.

    Основой деятельности СРО является взаимная заинтересованность профессиональных участников рынка в том, чтобы все они выполняли некие общие правила поведения и стандарты. При этом выработка деталей этих правил и стандартов настолько тесно связана с повседневной практикой, что не может быть достаточно оперативно сделана государственными органами регулирования. Они в состоянии лишь установить общие правила работы, обеспечивающие устойчивость системы в целом; осуществлять контроль за формальными требованиями к участникам рынка; координировать и направлять его развитие.

    Таким образом, эффективная деятельность СРО строится на следующих предпосылках:

  • участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;
  • они обязаны финансировать контроль своей деятельности;
  • их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;
  • они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

    Согласно  Закону "О рынке ценных бумаг" саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных именуется  добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

    Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

    Важно учитывать при этом, что правила  и стандарты, разрабатываемые и  вводимые СРО, должны соответствовать требованиям регулирующего органа, т.е. фактически они могут только уточнять и усиливать их. 
 

    2). Государственное регулирование российского фондового рынка в условиях реструктуризации системы органов государственной власти.

      Фондовый рынок, пожалуй, как никакой другой рынок в системе рыночной

    экономики нуждается в жестком регулировании  со стороны государства. Это объясняется  сложностью возникающих на рынке  ценных бумаг отношений, его масштабностью, присущими рынку рисками, интересами безопасности его участников и др., а также необходимостью дальнейшего развития этого важнейшего сектора экономики любой страны, в том числе и России.

      Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это упорядочение  деятельности на нем всех его  участников и операций между ними со стороны уполномоченных на эти действия органов исполнительной власти. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг помимо органов государственной власти включает совокупность различного рода нормативно-правовых актов.

         К началу 2004 г. в России сложилась довольно сложная структура органов государственного регулирования фондового рынка. Так, начиная с середины 1996 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг в качестве основного регулятора российского фондового рынка выступала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Однако помимо ФКЦБ России полномочия по регулированию рынка ценных бумаг имели и другие органы государственной власти. К их числу, прежде всего, необходимо отнести Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруд (негосударственные пенсионные фонды, отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), МАП (антимонопольный надзор, срочный рынок) России и другие.

Информация о работе Основные направления по эффективному использованию средств местных бюджетов