Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
Формирование отечественного фондового рынка стало одновременно и следствием экономических реформ, и фактором усиления динамизма рыночных отношений. Вектор его развития свидетельствует о кардинальных изменениях в организации и регулировании фондовых процессов, обусловленных появлением различных форм собственности, увеличением числа и многообразия субъектов фондовых отношений, растущей конкуренцией на рынках капитала, изменением характера институциональной среды, формированием качественно нового статуса государства на рынке ценных бумаг, развертыванием глобализации.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования фондового рынка.
1. 1. Понятие фондового рынка, его назначение и виды.
1. 2. Функции фондового рынка.
1. 3. Структура фондового рынка. Объекты(ценные бумаги), субъекты(участники рынка).
1. 4. Государственное регулирование фондового рынка.
ГЛАВА 2. Анализ фондового рынка Российской Федерации.
2.1. Анализ истории создания и развития фондового рынка.
2.2. Анализ современного фондового рынка как инструмента инвестирования.
2.3. Определение роли фондового рынка в развитии межрегиональных экономических связей.
ГЛАВА 3. Основные направления по эффективному использованию средств местных бюджетов.
3.1. Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечение инвестиций в Россию.
3.2. Региональные перспективы развития.
Заключение.
Список литературы.
Имеющиеся расчеты показывают, что фондовый рынок России обладает потенциалом привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику, равным примерно от 5% до 6,5% суммарной капитализации рынка акций. Исследование параметров территориальной структуры корпоративного сегмента рынка проводилось по 230 эмитентам по состоянию на 3 января 2001 г. и 13 января 2002 г.
Фондовый рынок в России еще не сложился, показатели капитализации, т.е. стоимости компаний, носят конъюнктурный, неустойчивый характер, зависят от колебаний рынка. Самые мощные компании сосредоточены в Москве и в Западной Сибири, а колебания в доле продаж по регионам свидетельствуют о том, что акции одной и той же компании можно купить по более дешевой цене в одном регионе и продать по более дорогой цене в другом.
На российском фондовом рынке пока применяется ограниченный финансовый инструментарий. По-настоящему ликвидными могут считаться 5-7 акций и не более десяти выпусков государственных и корпоративных облигаций. В то время как в листинги крупнейших бирж США входят акции почти 8 тыс. эмитентов, в Великобритании - около 3 тыс.
Активно действует фондовый рынок в развивающихся странах. На биржах Южной Кореи обращается свыше 13 тыс. выпусков корпоративных облигаций почти 1500 эмитентов и свыше 700 ликвидных акций. На фондовом рынке Китая торгуется свыше 1100 ликвидных акций, причем их рыночная капитализация превосходит российский показатель более чем в 10 раз. В Индии в листинги фондовых бирж включено около 10 тыс. эмитентов. На рынке только одной из них - Национальной фондовой (National Stock Exchange of India) - обращается более тысячи акций и корпоративных облигаций.
Есть три главных обстоятельства, сдерживающие развитие фондового рынка России и требующие коренного пересмотра государственной политики на рынке корпоративных ценных бумаг.
Во-первых, проведение приватизации под лозунгом будущего повышения стоимости акций приватизированных предприятий предполагало осуществление уже с 1996-1997 гг. государственных мероприятий по массовому выходу новых акционерных обществ на фондовый рынок. Только в этом случае цели и задачи приватизации могли считаться выполненными. Однако этого не было сделано, в итоге десятки миллионов акционеров и многие тысячи акционерных обществ оказались обманутыми государством. Сами предприятия в одиночку, без поддержки государственных органов не в состоянии выйти на финансовый рынок. Отсутствие такой государственной поддержки затормозило расширение рынка корпоративных ценных бумаг и резко сузило возможности притока значительных инвестиций в экономику.
Во-вторых, создание фактически узкого внутреннего рынка для нескольких десятков акций, активно торгуемых АО, привело к тому, что фондовый рынок не имел значения для развития тысяч приватизированных АО. Рынок развивался как узко спекулятивный, нацеленный на интересы незначительного числа западных инвестиционных компаний с реальными расчетами за покупку акций через оффшорные счета. Западный спекулятивный инвестор стал главной фигурой на российском рынке, вытеснив реального инвестора, полностью отстранив физических лиц - российских граждан от рынка корпоративных ценных бумаг. Эта государственная политика потерпела крах, и ее приоритеты должны быть пересмотрены, в том числе в интересах открытости, прозрачности фондового рынка, противодействия утечке капиталов через оффшоры. Рынок в расчетах в рублях и в России должен стать основой для развития обращения корпоративных ценных бумаг.
В-третьих, мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны (например, Япония), где сильный фондовый рынок не дополняет и не балансирует валютный рынок и банковскую систему, периодически сталкиваются с проблемами и кризисами финансовой системы. В России отсутствие возможности оттока средств с валютного рынка (а в 1998 г. и с рынка государственных ценных бумаг) и их перетока на корпоративный фондовый рынок привели к сильнейшему кризису августа 1998 г.
В результате финансового кризиса 1998 г. выявились следующие недостатки отечественного рынка ценных бумаг:
-
слабая вовлеченность в работу
на рынке ценных бумаг
-
недостаточная
-
преобладание направленности
- неотработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка, отсутствие системы антикризисного регулирования рынка; неспособность государства оперативно и результативно воздействовать на текущие процессы; постоянно присутствующий конфликт интересов государственных органов, регулирующих рынки ценных бумаг;
-
отсутствие согласованной
Для
создания эффективных механизмов рынка
ценных бумаг, обеспечивающих перелив
инвестиций в реальный сектор экономики,
необходим комплекс мер нормативно-
Прежде всего, надлежит добиться повышения мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги. Особое внимание при этом следует обратить на "индивидуального инвестора". В руках населения как индивидуального инвестора сосредоточен громадный инвестиционный потенциал, составляющий в целом по России порядка 40-60 млрд. долл. США. Именно на привлечение этих средств нужно ориентировать предприятия-эмитенты. Положительный опыт работы в этом направлении накоплен, в частности, в Москве, где создан и успешно работает с индивидуальными инвесторами ряд фондовых центров. Следует учитывать, что в регионах население склонно приобретать ценные бумаги местных известных ему предприятий. Поэтому практически важным является развитие региональных рынков ценных бумаг с использованием существующих региональных биржевых структур для работы с юридическими лицами и фондовых центров для работы с населением. При этом первоначальная котировка предприятия-эмитента на местном организованном рынке может быть первым этапом перед котировкой во всероссийском масштабе. В связи с этим заслуживает поддержки инициатива Санкт-Петербурга по созданию биржевого сегмента для малых и средних растущих предприятий Северо-Западного региона.
Кроме
того, необходим комплекс мер, стимулирующих
интерес предприятий-эмитентов
-
работу с эмитентами в целях
создания благоприятных
-
совершенствование
- работу над совершенствованием законодательства в целях обеспечения предприятиям возможности привлекать средства инвесторов с использованием возможностей фондового рынка;
-
реструктуризацию предприятий,
-
работу с иностранными
Для
активизации российского
При
этом нужно максимально
К
числу таких перспективных
Развитие рынка операций РЕПО - кредитование под залог ценных бумаг с государственными и корпоративными ценными бумагами. В результате реализации этого проекта, во-первых, повысится надежность межбанковского кредитования, которое будет производиться под залог ценных бумаг, а во-вторых, на рынке появится новый эффективный инструмент для размещения "коротких денег" и точный индикатор краткосрочных процентных ставок. По имеющимся оценкам объем операций РЕПО по корпоративным ценным бумагам может достичь 15-20% от объема торговли акциями и облигациями, т.е. 10-15 млрд. руб. (около 3-5 млн. долл. США) в месяц. На рынке государственных ценных бумаг от реализации этого проекта можно ожидать по прогнозам оборот рынка примерно в 10 млрд. руб. в месяц.
Другим
инструментом повышения ликвидности
рынка государственных
Перспективным направлением развития фондового рынка является биржевая торговля инвестиционными паями ПИФов. По оценкам специалистов, активы ПИФов сегодня достигают 8 млрд. руб. Для развития рынка этих инструментов требуется принятие закона "Об инвестиционных фондах".
Огромные
потенциальные возможности
В России примерно 5-7% семей являются потенциальными ипотечными заемщиками, что означает спрос на новые бумаги на уровне 20-30 млрд.долл. Чтобы реализовать этот огромный потенциал, необходимо разработать ряд мер, в частности требуется принятие закона "Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах", а также внесение изменений в Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Гражданский кодекс. Кроме того, следует внести отдельные поправки в земельное законодательство.
Важное значение для развития межрегиональных экономических связей имеет создание в России рынка товарных фьючерсных и аукционных контрактов. В частности, предполагается организация рынка зерна, а в дальнейшем - сахара, нефти и нефтепродуктов. Создание таких финансовых инструментов может сыграть существенную роль в рыночном ценообразовании и страховании рисков, в том числе в банковском бизнесе.
В условиях глобализации и интеграции в странах СНГ одним из перспективных направлений развития фондового рынка видится организация в России международного сектора ценных бумаг. Таким международным центром может стать Москва, которая имеет все объективные предпосылки для этого: выгодное пространственное положение между американскими, европейскими и азиатскими финансовыми центрами, накопленный опыт проведения финансовых операций и т.п. Началась конкретная работа по созданию единого финансового пространства стран СНГ, о чем было заявлено на прошедшем в 2001 г. Форуме ведущих банков и валютных бирж стран Содружества. В России создана общенациональная торгово-расчетно-депозитарная инфраструктура, отвечающая мировым стандартам. В рамках Основных направлений экономического развития на 2002-2004 годы, одобренных Правительством в июле 2001 г., отмечается: "В перспективе необходимо законодательно закрепить возможность обращения иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок на российском фондовом рынке".
Создание международного сектора фондового рынка в Москве может обеспечить:
-
значительное увеличение
-
развитие фондового рынка,
-
возможность гражданам
Информация о работе Основные направления по эффективному использованию средств местных бюджетов