Основные закономерности развития финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………..….……………….………...3

2. Денежные реформы Екатерины II

2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6

2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8



3. Финансовые реформы XIX века

3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10

3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12

3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19

3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20



4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23



5. Становление финансовой системы социалистического государства

5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25

5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30

5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39



6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44



7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»

7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46

7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52



8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике

8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56

8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63



9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68



10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72



11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84



12. Приложение ….…………………………………………………….…….86



13. Список использованных источников….………………………………..90

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран-членов ОПЕК (Организация стран-экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries – OPEC), выступавших консолидировано за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть марки Urals поднялись выше 30 долл. за баррель, но затем постепенно стабилизировались в пределах 26 долл. за баррель. Это как нельзя кстати было для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу.

В это время Федеральный центр приступил к разработке новых программ социально-экономического развития страны: своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и пр.; проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на бизнес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные структуры; защита института частной собственности при сохранении эффективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем. Россия стояла на пороге глубоких преобразований системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, реформирования армии, ВПК.

Знаменательный 1999 год оказался довольно успешным для российской экономики: рост ВВП составил 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу), инфляция не превысила допустимых на этот год размеров. Стали оживать предприятия, не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции, хотя и в недостаточном пока объеме. Россия начала своевременно выплачивать долги по внешним займам. Стала сходить социальная напряженность, характерная для страны еще несколько лет назад.

Таким образом, после долгих лет господства абсурдной системы в России страна поднимается, преодолевая многочисленные препятствия на пути реформирования общества. Определенные успехи России на этом пути начинают получать признание в мире. Наша страна уже принята в Совет Европы, Парижский и Лондонский клубы кредиторов, на очереди вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другие международные организации.

В 2008г. на выборах в президенты главой страны стал Д.А. Медведев, который продолжил ранее начатый курс рыночных реформ.

В силу особенностей конституционного строя современной России, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит именно Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.[1]

К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на данном этапе можно отнести следующее:

- устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

- снижение государственного долга;

- стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенст-вования законодательной базы функционирования банковской системы;

- переход к среднесрочному планированию;

- продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ (основан  01.01.2004г по инициативе министра финансов А.Л. Кудрина), с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Urals). Фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 27 долларов за баррель.

Можно отметить, что финансовая политика России является целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета с 2000 по 2008 год (или его сбалансированности), рост ВВП. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, что способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.

В то же время остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно-целевые методы[2]; нет стабильности налогового законодательства, а это – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий, завершение налоговой реформы потребует немало времени.

Несомненно одно - рыночная экономика привела к усилению роли финансов:

      с возникновением новых хозяйствующих субъектов возникают новые группы финансовых отношений, и взаимосвязь между ними усложняется;

      финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, происходят изменения в организации государственных финансов;

      был образован пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонды по развитию НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и др.

 

10. Финансовый кризис 2008-2009 гг.

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики.

Если говорить о причинах финансово-экономического кризиса в России, то можно назвать несколько основных причин.

Первой причиной кризиса можно назвать финансовый крах в США. Ипотечный кризис в США прежде всего связан с неразумным поведением инвесторов, которые брали огромные финансовые кредиты, надеясь на ипотеке заработать огромные деньги, и жажда наживы отдельных недобросовестных, но стоящих у финансового руля людей, и, по сути, никем не регулируемая на высшем уровне экономика.

Наиболее сильно по экономике России ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции.

Второй причиной финансового кризиса является обвал мировых цен на нефть марки Urals. Падение цен было молниеносным и значительным – со 150 до 40 долларов за 1 баррель. А, как известно, энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.

Третьей причиной современного финансового кризиса являются военно-политические действия руководства страны в начале августа 2008г., в частности – вооружённый конфликт России с Южной Осетией и Грузией, породивший противостояние России и стран Запада, и повлекший за собой отток иностранного капитала из страны. Именно после этого конфликта причины экономического кризиса стали особенно сильно ощущаться, так как произошло самое существенное падение котировок на фондовых биржах.

Днем начала финансового кризиса в России можно с уверенностью считать тот день, когда биржевые индексы РТС и ММВБ России стали катастрофически падать. Произошло это 19 мая 2008 года. А уже к концу июля месяца их падение стало равносильно полному обвалу (на 70%). Можно сказать, что это послужило первой причиной современного финансового кризиса в России. Но дело не только в фондовом индексе.

Российские аналитики первостепенной причиной финансового кризиса в России считают отток капитала, а также кризис ликвидности.

В сущности, ликвидность представляет собой соотношение между активами  и пассивами банка за определенный период времени. При этом под активами подразумевается лишь то, что может быть реализовано или истребовано в течение 30 дней. Кризис ликвидности отдельно взятого банка имеет место в том случае, когда пассивы ощутимо превышают активы, то есть обязательства банка превышают потенциальную возможность их покрытия. Разумеется, такое определение сильно утрировано, однако общее представление оно дает. По большому счету кризис ликвидности – это ситуация, когда банк не имеет свободных средств для размещения на устраивающих банк условиях.

После прихода к власти Дмитрия Медведева в Россию потекли рекой инвестиции. Такая динамика инвестиционного импорта отчасти сформировалась вследствие решений государства об обнулении таможенных пошлин на широкий круг импортируемого оборудования. Это решение должно было стимулировать максимально быстрое обновление производственного аппарата российских компаний, причем на современной технологической базе. Кроме того, оно стимулировало развертывание в России инвестиционных проектов, организуемых иностранными компаниями (включая проекты по промышленной сборке автомобилей и др.).

Но «нападение» на британскую сторону в совместном предприятии ТНК-BP (слова Владимира Путина в адрес директора компании "Мечел"), когда западные и российские менеджеры разошлись во взглядах на управление, посеяло в рядах инвесторов панику. И хотя большая часть этих конфликтов уже урегулирована, отношение Запада к нашей стране во многом изменилось, а фондовый рынок потерпел немало убытков.

И все это наложилось на нестабильность рынка и происходило на фоне продолжающегося падения цен на "черное золото". А.Л. Кудрин 16 сентября 2008г. уже открыто говорил о том, что если нефть будет стоить меньше, чем 70 долларов за баррель, то образуется дефицит планируемого федерального бюджета России на 2009 финансовый год. А 16 октября 2008 года цена на нефть опустилась ниже отметки в 70 долларов…

Нельзя не вспомнить еще об одной причине кризиса в России: это большой объём внешних корпоративных долгов российских компаний (на октябрь 2008г. – 527 млрд. долларов) при незначительном государственном долге (только в четвертом квартале 2008г. российские компании должны были рассчитаться с зарубежными инвесторами, выплатив последним по кредитам 47,5 млрд. долларов).

Владимир Путин, говоря о причинах современного экономического кризиса, ответственность за него полностью возлагает на политику США. По его мнению, причиной мирового кризиса является безответственность всей системы правления, которая претендовала на лидерство в целом мире. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны были преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики  относительно "небрежной американской финансовой системы".

Однако оценки независимых экономических экспертов были более реалистичны. Они предупреждали: до конца 2009 финансовое состояние россиян может значительно ухудшиться – кризис уже начинал влиять на заработные платы граждан по всей России. Начиналось массовое сокращение работников (Магнитогорский металлургический комбинат, Евросеть). Компании увольняли людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь оказались офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей".

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры. Первым шагом Правительства и ЦБ РФ в борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса стало принятие мер для поддержания стабильности банковской системы и финансового рынка. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

Антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008году:

        субординированные кредиты — 450 млрд. рублей;

        рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд. рублей;

        рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд. рублей;

        рекапитализация банков — 75 млрд. рублей;

        рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд. рублей.

Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

        меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд. рублей;

        снижение налогового бремени — 220 млрд. рублей;

        поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;

        меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;

        приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд. рублей.

На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора направлялось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей.

Информация о работе Основные закономерности развития финансов