Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
Алексей Кудрин в это время заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..." По оценкам министра финансов, бороться с последствиями кризиса Россия должна будет как минимум два года.
Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».
Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре - декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Согласно данным Росстата, по сравнению с январем 2008 года промышленное производство в январе 2009 года упало на 16 % — самое глубокое падение с 1994 года. Наиболее сильный спад произошёл в обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %. А по итогам 2009 года индекс промышленного производства России уменьшился на 10,8 %.
Но уже в I квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года индекс промышленного производства России увеличился на 5,8 %. К апрелю 2010 года в российской обрабатывающей промышленности практически не осталось отраслей, находящихся в рецессии.
По заявлению министра финансов Алексея Кудрина 27 декабря 2008 года, госбюджет-2009 ожидал дефицит в 1,5-2 трлн. рублей, который был покрыт из резервных фондов. Золотовалютные резервы России только за первый квартал 2009г. снизились примерно на 10 %. А дефицит бюджета-2010 составил 1,795 трлн. рублей, или 3,9% ВВП, сообщал Минфин. Доходы составили 8,2 трлн. рублей, что на 5,4% больше объема, предусмотренного в бюджете на 2010 год. Расходы превысили 10 трлн. рублей, не добрав 2% до уточненной росписи.
30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе, что совпадало с оценкой Всемирного банка, сделавшего доклад об экономической ситуации В России в марте 2010 года.
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.
20 апреля 2010 года на выступлении в Госдуме с отчётом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала своё восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».
В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».
Последствия финансового кризиса были самыми разными, кризис вызвал как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Теперь уже ясно, что было снижение доходов населения, снижение курса рубля по отношению к другим валютам, то есть девальвация рубля (плавная), сокращение правительством государственных проектов в области инфраструктуры и строительства, сокращение крупнейшими компаниями своих инвестиционных программ, повышение банками ставки по кредитам и свертывание ими ипотечных программ. Вследствие программ рефинансирования постепенно происходит замещение частного капитала государственным.
Из положительных моментов последствий финансового кризиса в России можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России вызвал снижение цен на недвижимость и землю, сдувание многих пузырей на разных рынках.
Что будет дальше, могут сказать эксперты по финансовому кризису.
Прогноз на 2011-2012гг.
С 13 октября 2010г. российский рубль стал более свободным, т.к. Центробанк официально отменил фиксированные границы коридора для его курса к бивалютной корзине, установленные в кризис. А выходить на рынок с покупками или продажами валюты ЦБ будет теперь реже. Таким образом, Центробанк все больше движется в сторону давно объявленной цели отпустить рубль в свободное плавание и делает ставку на сдерживание (таргетирование) инфляции.
На форуме, проводимом «Тройкой диалог» 2 февраля 2011г, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что ввиду высокой цены на нефть (около $100 за баррель против запланированных в бюджете $75) дефицит федерального бюджета в 2011г. будет ниже 3% от ВВП (против 3,6 % по закону о бюджете на 2011г.). Он также сообщил, что в ближайшие полгода министерства и ведомства утвердят программы повышения эффективности государственных расходов. Ожидания Минфина по достижению в 2011 году величины дефицита федерального бюджета менее 3% ВВП кажутся экспертам реалистичными.
Растущие цены на нефть — это своеобразный подарок властям, которые стоят перед непростой задачей консолидации бюджета в среднесрочной перспективе. Дорогая нефть, к сожалению, не отменяет либо отменяет на время необходимость существенного увеличения налоговой нагрузки или сокращения госрасходов.
Сокращение таких госрасходов означало бы существенное сжатие инвестиционных возможностей и чревато притормаживанием экономического роста. Следуя этой логике, можно считать перспективы эффективного снижения и администрирования расходов трудно-достижимыми. А между тем вероятность роста госрасходов если не в 2011 году, то, начиная с 2012 года, будет только расти ввиду необходимости финансирования саммита АТЭС, Олимпиады «Сочи-2014», иннограда «Сколково», реформы милиции, модернизации армии и ЧМФ-2018.
Низкая вероятность эффективного снижения госрасходов неизбежно приводит к сценарию роста госдоходов, а именно — к повышению долговой нагрузки. Сокращение фискальных стимулов за счет принятого на 2011-2013 гг. пакета налоговых решений (повышение НДПИ и пошлин, без учета роста страховых взносов) и так в значительной мере сужает инвестиционные ресурсы бизнеса — на 1 трлн. руб., по оценкам Минфина. Далее суммарное увеличение налоговой нагрузки только в 2011 году составит 2% ВВП. Одно лишь повышение ставки по страховым взносам с 26% до 34% будет стоить компаниям и банкам в 2011 году порядка 800 млрд. руб.
К тому же большая часть Резервного фонда израсходована к концу 2010 года. Так что в последующие два года бюджетный дефицит придется финансировать за счет внутренних и внешних заимствований, причем в объемах, превышающих запланированные.
По предположению руководства НБ «ТРАСТ» рост расходов бюджета в предвыборном 2011 году будет сверхплановым, то есть выше 5,6% — цифры, полученной как плановые расходы 2011 года, деленной на фактические расходы 2010 года. Однако если исключить сверхплановую составляющую, то в 2011 году при цене на нефть в $85-90 за баррель дефицит федерального бюджета составит около 1,7-2,1% ВВП, а при цене в районе $95 за баррель — порядка 1% ВВП.
Важно отметить, что высокие риски пересмотра расходов бюджета-2011 в сторону повышения не позволяют бюджету стать бездефицитным даже при достижении $100 за баррель.
Объем инвестиций должен увеличиваться на 7-10% в год, чтобы рост ВВП России превышал 4%, отметил Кудрин. Министр финансов напомнил, что правительство работает над увеличением стимулов для привлечения инвестиций в страну. По данным Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал в России в 2010 году выросли на 6%. ВВП России увеличился на 4% в 2010 году, как свидетельствуют предварительные данные Росстата.
По оценке ЦБ, инфляция в 2010г.должна была составить примерно 8 %, т.е. ниже, чем в 2009 году (составила 8,8%). Еще одна отмеченная главой ЦБ Игнатьевым тенденция - быстрый рост импорта товаров, что свидетельствует о возобновившемся экономическом росте, повышении доходов населения, а также повышении валютного курса рубля. "В 2010 году также возобновился рост кредитования банками реального сектора экономики и населения, - сообщил председатель ЦБ,- за десять месяцев портфель кредитов нефинансовым организациям и населению увеличился на 9,4 процента". По его словам, в этом году прекратилось "падение вниз" и начался "достаточно устойчивый рост".
24 декабря 2010года президент Д. Медведев сказал: "Мы выходим где-то на 4% роста ВВП. При этом это рост не просто стандартный для нас, но все-таки в этом росте есть элементы модернизации нашей экономики".
Несмотря на то, что Россия, в целом, положительно перенесла кризис 2008-2009 годов, 2010 год для России принес новые глобальные проблемы. Засуха и пожары оказали очень сильное влияние на экономику страны. И международные, и отечественные эксперты стали активно пересматривать свои прогнозы по российской экономике в худшую сторону с конца августа.
Всемирный банк, представив очередной доклад, посвященный экономике России, снизил прогноз по росту ВВП, одновременно повысив прогноз по инфляции. Эксперты банка предупреждают: на нефть особо полагаться не стоит, а вот на потребительские цены надо обратить повышенное внимание. Перспективы развития российской экономики не столь радужны, как считали эксперты еще этим летом. ВБ снизил прогноз роста ВВП России в 2010 году с 4,5% до 4,2% (4,5% в 2011 году и 3,5% в 2012 году). Свое решение он объясняет «более медленным, чем ожидалось, восстановлением экономики в первом квартале 2010 года и сохраняющимися рисками дальнейшего замедления роста мировой экономики».
В числе других рисков ВБ называет чрезмерную зависимость от цен на нефть, волатильные потоки капитала и растущее инфляционное давление. По оценкам Всемирного банка, по итогам года рост потребительских цен в России составит 8-9%. В 2011 году инфляция вряд ли будет ниже 8%, а в 2012 году составит не менее 7%.
Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский отмечал: «Резкое падение из-за засухи объемов производства в сельском хозяйстве и более слабый, чем ожидался, рост ВВП в первом полугодии привели к тому, что консенсус-прогноз на 2010 год по российскому ВВП предполагает подъем в районе 3,5%-4%, более ранние оценки предполагали рост почти на 5%». Поэтому оценки Всемирного банка экспертов не удивляют.
«Летние климатические условия сыграли «злую шутку», спровоцировав в последние месяцы ускорение роста цен. В итоге, уже практически наверняка по итогам 2010 года инфляция в стране превысит 8%», – говорил Вязовский. По его словам, с учетом набирающего темпа роста денежной массы вряд ли в 2011году мы увидим существенное снижение инфляции.
«Замедление темпов роста вместе с ухудшением перспектив роста мировой экономики означают, что восстановление экономики России будет медленным», – считает эксперт Экономической экспертной группы Алексей Балаев. По оценкам Балаева, с учетом риска слабого роста внутренних инвестиций темпы роста российской экономики могут составить 3,9-4,0% в 2010 году и 4,1% в 2011 году.
Прогноз инфляции на 2011 год от правительства РФ (данная цифра заложена в федеральный бюджет) - 6,5%. Примерно ту же цифру назвал и премьер-министр РФ Владимир Путин - 5-6%. Чуть выше прогнозирует Минэкономразвития - 7%.
Отвечая на вопрос: «А что будет дальше?» - эксперты единодушны в одном: все зависит от того, когда закончится кризис. Если скоро - а побеждает эта точка зрения, - то ответ простой: все будет почти как раньше…
Заключение
Основные закономерности развития финансов
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX века был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX-XX век понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно быстрое развитие России в XIX веке – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов