Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
На этом первом этапе развития рыночной экономики зафиксировано масштабное сокращение инвестиций, обесценение денежных сбережений населения, потеря важнейших внешних рынков и т.д. Именно в эти годы страна имела огромный бюджетный дефицит (до 20% ВВП в год), который покрывался почти исключительно кредитами Центробанка, что на практике означало прямую эмиссию бумажных денег, а значит огромную инфляцию (в целом за 1990-1995годы рублевые цены увеличились примерно в 5000 раз).
Макроэкономическую нестабильность в этот период отражает динамика обменного курса рубля, который до 1993 года постоянно демонстрировал резкие скачки. Внезапное падение курса рубля по отношению к доллару было зафиксировано в сентябре 1994 года (20%), а 11 октября произошел обвал курса на 27% (с 3081 до 3926 руб. за доллар). Этот день тут же был назван «черным вторником». Через два дня курс поднялся до 2294 руб. за доллар, но постоянная девальвация рубля сохранялась, и к концу года обменный курс составил 3550 руб. за доллар.
В условиях высокой инфляции деньги на глазах теряли свою ценность и люди стремились поскорее пристроить их куда-нибудь, лишь бы они не пропали, как сбережения советских времен. Повсюду стали появляться всевозможные финансовые и инвестиционные компании (фонды, банки, «дома»), обещающие баснословные проценты на вклады. Учредители «финансовых пирамид» через несколько месяцев бесследно исчезали в различных уголках мира вместе с капиталами. Вкладчикам так и не удалось вернуть свои деньги.
Одновременно с этим в России стал заметным процесс полулегального и нелегального вывоза капитала за рубеж, в оффшорные зоны, где был установлен льготный режим налогообложения (или вообще существовала безналоговая система), где сквозь пальцы смотрели на происхождение этих капиталов. Многие операции экспорта и импорта в этих зонах были напрямую связаны с нарушением различных правовых норм.
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт
Осуществление преобразований в российской экономике вызвало коренные радикальные изменения экономических отношений в стране. Уже во второй половине 1990-х годов произошло окончательное разрушение плановых форм регулирования экономической жизни общества, системы рыночного распределения ресурсов. Были устранены ограничения в деятельности предприятий различных форм собственности, постоянно шел процесс создания комбинированных и смешанных форм собственности на базе ускоренной приватизации, становления различных форм капитала, осуществлена либерализация цен, внутренней и внешней торговли, созданы условия для более активного влияния цены на поведение производителей и потребителей, а также на структуру народного хозяйства. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковскую системы.
Все это свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще нельзя утверждать, что такая экономика уже создана. Формирование рыночных отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства. Еще не были созданы эффективные собственники. Банковская система находилась в стадии становления, был велик удельный вес теневой экономики и т. д.
В годы реформирования происходило ухудшение основных макроэкономических показателей. Таким образом, радикальные изменения экономической жизни российского общества в годы преобразований сочетались с явно неблагоприятными экономическими и социальными результатами преобразований. «Цена» преобразований оказалась очень высокой для общества.
С 1 января 1998 года в России была проведена деноминация рубля (в тысячу раз): с денежных купюр исчезли три нуля, но их внешний вид остался прежним, появились новые металлические монеты. Населению в очередной раз приходилось привыкать к новым ценам, прощаясь с миллионами рублей в повседневной жизни.
Актуальной в экономике стала проблема государственного долга. Дело в том, что в отличие от предыдущего периода дефицит бюджета в 1995-1997 годах, достигший в среднем 10% ВВП, стал покрываться менее инфляционным методом: покупкой Центральным банком и некоторыми другими банками, а также иностранными инвесторами краткосрочных государственных ценных бумаг, которые выпускались Министерством финансов.
Выпуск ценных бумаг во всем мире считается обычным делом, поскольку это в какой-то мере позволяет укрепить бюджет государства. Но пользоваться этим инструментом следует очень осторожно, поскольку в стране автоматически растет внутренний государственный долг. В России практически вся эмиссия Министерства финансов состояла из государственных казначейских обязательств (ГКО) со сроком погашения три и шесть месяцев и облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного до трех лет. На долю ГКО и ОФЗ приходилось 436 млрд. руб. из 506 млрд. руб. общей суммы внутреннего рублевого долга (на июнь 1998г).
Вся проблема заключалась в том, что краткосрочные ценные бумаги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, т.е. очень быстро, возрастала государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку.
К тому же осенью 1997 года разразился финансовый кризис, охвативший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Казалось бы, что России данный кризис реально не угрожает. Но все оказалось гораздо сложнее: иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах срочно продавать ГКО-ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государственного долга. Центральный банк, спасая валютные резервы, начал повышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 года достигла 150% годовых. Все это вело к общему росту процентных ставок и загоняло правительство и Центробанк в кризисную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 года приходилось тратить до 60% всех налоговых поступлений в бюджет. Страна стремительно двигалась к всеобщему обвалу, который произошел в августе 1998 года.
Большое влияние на российскую экономику в этот период стали оказывать огромные внешние долги, препятствуя преодолению кризиса переходного периода. Это были долги Советского Союза, которые приняла на себя Россия, а их следовало выплачивать (аннулировать их, как в 1917 году, было нельзя). Но в середине 1990-х годов у новой России не было средств для этого, поэтому выплаты по долгам откладывались, а тем временем на них начислялись проценты, и к концу XX века долги бывшего СССР составляли уже 95 млрд. долларов. И хотя у самой России много зарубежных заемщиков, вернуть долги в обозримом будущем вряд ли удастся, т.к. должники – это наиболее бедные страны мира.
За годы реформ у России накопились новые долги, прежде всего перед Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ) и другими международными организациями.
Ослабление покупательской способности рубля приводило к постоянному снижению его обменного курса. После «черного вторника» курс рубля к доллару был поставлен под довольно эффективный контроль со стороны Центрального банка. До августа 1998 года в стране поддерживался валютный коридор, в пределах которого мог колебаться обменный курс. Чтобы этот курс не выходил за пределы коридора, Центробанк осуществлял валютную интервенцию за счет продажи валюты из своих резервов (если курс доллара приближался к верхнему пределу) или ее покупки (если курс приближался к нижнему пределу).
Такая ситуация сохранялась в основном до середины 1997 года. Вскоре спрос на валюту стал заметно превышать ее предложение, и Центробанку приходилось лихорадочно выбрасывать на рынок новые и новые объемы долларов из своего резервного фонда. В итоге резервы ЦБ сократились с 20,4 млрд. (конец июня 1997г.) до 8,2 млрд. долл. (в августе 1998г.). В течение 1990-х годов российская экономика все больше и больше попадала в сети долларизации (американский доллар проникал во все сферы хозяйства страны).
Ситуацию усугубило падение цен на нефть на мировом рынке до невероятно низкого уровня (за 1 баррель нефти давали менее 10 долл.). Россия сразу же ощутила снижение доходов в госбюджет.
Продолжающееся противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти привело к множественным перестановкам в правительстве, что говорило о перманентном политическом кризисе. В марте 1998 года было отправлено в отставку правительство во главе с В.С. Черномырдиным. В результате нескольких туров голосования депутаты все-таки утвердили на пост председателя правительства совсем неизвестного до того времени С.В. Кириенко. Молодой премьер получил в наследство расползающийся на глазах госбюджет, огромный внутренний и внешний долг, взаимные неплатежи в экономике и т.д. В срочном порядке правительство представило в Думу план чрезвычайных мер по спасению положения, но депутаты не поддержали его, и страна стала стремительно приближаться к кризису.
Что же произошло 17 августа 1998 года, и почему эта дата стала в буквальном смысле слова рубежной для России? В этот день правительство объявило о введении следующих мер: отказ от поддержки ЦБ валютного коридора; отказ от договорных условий погашения краткосрочных государственных обязательств; установление трехмесячного моратория по частным долгам иностранным кредиторам. На практике это означало расширение и полную отмену валютного коридора, что привело к официальному снижению курса рубля на валютном рынке, или к его девальвации. В результате курс доллара вырос сразу в два-три раза, а не на 50%, как предполагало правительство, а потом до конца года – в четыре раза по сравнению с началом августа (с 6 до 24 рублей за доллар).
Отказ правительства от условий погашения ГКО-ОФЗ по существу означал дефолт, или банкротство государства-должника. Такая односторонняя мера привела к огромным потерям у многих внутренних держателей ценных бумаг –Центрального банка, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держателей, на долю которых приходилось около трети общего количества ГКО-ОФЗ. Это означало крах всей банковской системы: сотни мелких банков мгновенно разорились. Население страны было брошено на произвол судьбы, поскольку закон о страховании банковских вкладов так и не был принят. Вкладчикам коммерческих банков предложили перевести их вклады в Сбербанк на не очень выгодных условиях. При изъятии вкладов деньги выдавались по весьма низкому курсу, без начисления процентов и без учета инфляции.
Все это имело тяжелые социально-экономические последствия. Население страны разом потеряло доверие к правительству, политикам, банкирам, крупным предпринимателям. Вновь обострилась проблема безработицы, снижения жизненного уровня народа. Незнакомое слово «дефолт» стало означать для многих людей крушение всех надежд и компроментацию благих начинаний реформаторов. Решение о дефолте вызвало самые негативные последствия за рубежом, привело к нежеланию иностранных кредиторов вкладывать капиталы в российскую экономику.
Следствием дефолта стала отставка правительства во главе с С.В. Кириенко. Ельцину не удалось вернуть на пост главы правительства В.С. Черномырдина, и в сентябре 1998 года премьером был утвержден Е.М. Примаков. Этот кабинет министров нужен был для стабилизации ситуации в стране. Но к весне 1999 года стали появляться признаки «повеления» правительства, попытки затормозить реформы. Поэтому в мае 1999 года председателем правительства без особых трудностей был утвержден С.В. Степашин. В августе снова последовали перестановки. Затем в конце года председателем правительства стал секретарь Совета Безопасности России В.В. Путин. Именно его кандидатуру на досрочные президентские выборы предложил уходящий в отставку 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин. В марте 2000 года В.В. Путин был избран президентом РФ в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации.
В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. В течение 1999-2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля.
В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть – реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды.
Финансы в начале XXI века
Итак, начало XXI века оказалось для России весьма удачным.
По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 года) в Госдуме сформировалось центристское большинство, которое теперь дает исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволяет президенту осуществлять более решительные и обдуманные шаги по продвижению реформ, снижению политических и финансовых издержек принятия долгожданных законов.
Одним из первых начинаний В.В. Путина стало укрепление вертикали власти. Для формирования единого правового государства президент назначает сам в федеральных округах полномочных представителей, что означает конец провозглашенному Ельциным безграничному суверенитету. Это в свою очередь должно привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных льгот, усилению контроля за финансовой ситуацией в стране.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов