Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
Однако в результате «экспериментов» Н.С. Хрущева, не всегда продуманных реорганизаций и шумных кампаний экономическое положение внутри страны на рубеже 1950-1960 годов оставалось достаточно напряженным. Стала более заметна инфляция. Была проведена денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение вводились новые купюры, обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы. Но покупательная стоимость новых денег при этом продолжала снижаться.
После того как Л.И. Брежнев сменил Н.С. Хрущева на посту руководителя КПСС и фактически руководителя СССР, в 1965 году по инициативе тогдашнего главы правительства А.Н. Косыгина была предпринята попытка придать импульс социалистической экономике путем расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и введения отдельных элементов рыночного механизма. Новая система планирования и экономического стимулирования получила название хозрасчет предприятий.
Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Все остальные показатели хозяйственной деятельности предприятиям и организациям предстояло устанавливать самостоятельно, без утверждения в министерствах и ведомствах. В связи с этим усиливалось значение таких инструментов, как цена, прибыль, премия, кредит, которым возвращали их исходное значение.
Хозрасчет был попыткой дополнить централизованное государственное планирование инициативой и некоторой самостоятельностью предприятий. Предприятие было выделено в относительно самостоятельную производственно-хозяйственную единицу, получившую в оперативное управление производственные фонды. Было снижено число плановых заданий, и многие из них приобрели стоимостную форму. Это повысило роль цен в экономике, потому что теперь государство с помощью надбавок к ценам получило возможность стимулировать предприятия к выпуску высококачественной и технически прогрессивной продукции. Но на практике этот механизм не работал. Предприятия стремились к выполнению плана в стоимостном выражении за счет использования более дорогого сырья и материалов или за счет повышения материалоемкости продукции. Большее значение сыграла возможность оставлять часть выручки предприятия для премирования работников. Кроме того, предприятия получили разрешение на самостоятельную реализацию сверхплановой продукции, выручка от которой также оставалась в их распоряжении.
Хозяйственная реформа Косыгина ускорила рост производства, заработной платы, повысила качество и расширила ассортимент продукции (например, потребительских товаров). Некоторый положительный эффект от реформы проявился достаточно быстро, хотя и оказался весьма кратковременным. Истинная причина в следующем: в период возврата от совнархозов к министерствам предприятия получили некоторую свободу маневра и какое-то время не были скованы жесткой регламентацией. Рубеж 60-х – 70-х годов ознаменовался возвратом к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса. Прирост объемов производства в промышленности и в сельском хозяйстве снижался с каждой последующей пятилеткой.
Для выполнения установленной нормы прибыли руководители предприятий вынуждены были начать постепенный, нигде не афишируемый рост оптовых цен, за которым не мог уследить даже Госплан. За счет снижения производительных затрат повысить прибыль было невозможно, так как это требовало бы от руководителей постоянного занятия совершенствованием отсталой техники и внедрением наукоемких технологий (информатики, вычислительной техники, радиоэлектроники и др.), требующих времени на их освоение и обучение рабочих. А ведь при этом могло произойти временное сокращение выпуска продукции, чего не могли допустить управленцы, чтобы не сорвать плановые показатели. Поэтому структура советской экономики становилась все более нерациональной, однобокой, ориентированной на тяжелую индустрию и не учитывающей потребности людей.
Все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль в виде «свободного остатка» приходилось перечислять в госбюджет. Вскоре под контроль попал и фонд развития производства, который стал включаться в централизованный план распределения капитальных вложений. Тем самым полномочия предприятий жестко ограничивались. Взаимоотношения между самостоятельными предприятиями и управленческими структурами стали уязвимыми.
Реформа А.Н. Косыгина была с самого начала обречена на провал, так как она оставляла без изменений глубинные отношения производства – отношения собственности. В реформе были заложены несовместимые принципы: расширение прав предприятий и усиление централизации.
Итак, экономическая реформа 1965 года ознаменовала собой наиболее масштабную попытку усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования, но эта попытка оказалась половинчатой и не дала заметных и устойчивых результатов. Партийное руководство страны, сделав несколько шагов к рынку, не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, так как это неизбежно привело бы к необходимости и политической либерализации.
В это время в стране на ниве ловкого манипулирования дефицитом процветала теневая экономика. Ситуация дефицитности была абсурдной на фоне невероятных излишков различных видов сырья и материалов. Теневой бизнес, сращиваясь с представителями партийно-государственного аппарата в центре и на местах, контролировал обороты миллиардных средств, не облагаемых налогами.
Сокращались бюджетные ассигнования на нужды народного хозяйства, на социально-культурные программы. Расходы на здравоохранение составляли 4% от национального дохода (в развитых странах – 10-12%). При этом огромные капиталовложения направлялись в нефте- и газодобывающие районы Западной Сибири: Уренгой, Сургут, Самотлор и др. С затратами не считались. И вот в 1974-1984 годах в страну хлынул поток нефтедолларов от продажи нефти на Запад. Но затратный механизм перемалывал эти деньги, вкладываемые в дорогостоящие, бесперспективные и экологически вредные долгострои, в импортное оборудование, которое потом оседало на складах (на 1989г. – 4,6 млрд. руб.)
Огромные средства уходили на содержание быстрорастущего бюрократического аппарата, на покупку за рубежом продуктов питания (в основном зерна), товаров народного потребления, на поддержание экономики дружественных социалистических стран (в виде заниженных цен на сырьевые и энергетические ресурсы, безвозмездной передачи научно-технических разработок, строительства новых предприятий). Такого рода помощь составила в 1954 – 1987годах – 144 млрд. долл. Колоссальные средства уходили на поддержание коммунистических партий и просоветских режимов в разных странах мира, на пропаганду так называемых преимуществ социализма и т.д.
Военный бюджет возрастал ежегодно в 1965-1977 годах не менее чем на 4,5%, составляя примерно 11-13% валового национального продукта.
Однако к середине 1980-х годов спрос на нефть снизился, цены на мировом рынке начали падать, что не замедлило отрицательно сказаться на развитии советской экономики. Бюджетные «дыры» затыкались средствами сберегательных касс, т.е. за счет населения, а также международными кредитами. На сессии Верховного Совета СССР ежегодно принимался закон о государственном бюджете и утверждался отчет о его исполнении. Причем каждый раз министр финансов докладывал о превышении доходов над расходами. И только в разгар гласности все узнали о том, что в стране уже длительное время существовали крупный бюджетный дефицит, инфляция, денежная эмиссия и прочие негативные финансовые явления. Впоследствии это время было названо «эпохой застоя».
В стране усиливалась массовая миграция людей из деревни в город. Если в 1959г. население городов составляло 47,9%, то в 1981 году уже 63,4%.
В то время в советском Союзе существовало несколько курсов рубля по отношению к другим валютам, в том числе и к доллару США. Рубль, не обеспеченный нужными потребительскими товарами и продовольствием, превращался в иллюзорную денежную единицу.
С 1975 года началось погашение облигаций государственных займов, приостановленное в предыдущих пятилетках. Но постепенно к началу 1980-х годов этот процесс стал замедляться, заметно сократились объемы жилищного строительства.
Вторую половину 1960-х годов считают «золотым веком» советской экономики. Тогда СССР имел реальную возможность плавно, без потрясений перейти к «рыночному социализму». Впоследствии на путь «рыночного социализма» вступил Китай, успешно реализуя стратегию сочетания плановых и рыночных начал. В нашей же стране из-за сопротивления партийно-бюрократического аппарата и командно-административной системы, опасавшихся утраты контроля над экономикой, косыгинская реформа была свернута через несколько лет после начала.
К середине 1980-х годов советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов, а также с падением доходов от экспорта нефти и газа. Резко усилилось отставание от США и других развитых стран не только по эффективности и интенсивности производства, жизненному уровню, но и по другим важным народнохозяйственным показателям — валовой продукции и темпам роста. Особенно тревожным стало отставание от США в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второй экономической державы мира, уступив это место Японии. Необходимость глубоких реформ в СССР стала очевидной.
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985 года
Смена руководства страны в середине 1980-х годов открыла путь для назревших перемен. В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, который провозгласил политику «перестройки».
Новый экономический курс сложился не сразу, потому что верхушка советского общества не имела четкой концепции реформ. Получила распространение иллюзия о том, что будущие реформы можно провести быстро и без особых трудностей. В 1985—1986 гг. предпринимались хаотические, не увязанные друг с другом попытки придать импульс экономике путем более строгого контроля над качеством, наведения порядка на производстве, укрепления дисциплины поставок и финансовых расчетов, ускорения социально-экономического развития. Для этого проводились шумные кампании: введение «госприемки» (замена ведомственного контроля за качеством независимым общегосударственным контролем) и «ускорение» (увеличение темпов роста машиностроения в 1,5-2 раза за счет искусственного нагнетания инвестиций из других секторов экономики, борьба с пьянством (вырубка виноградников, сворачивание производства водки, пива, стеклянных бутылок). Все это должно было дать ежегодный прирост национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений. Эти кампании не давали ожидаемых результатов — импульсы и нововведения отторгались советской системой. Горбачев и его сподвижники также обращались к субъективным факторам (ставка на энтузиазм), стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы.
В 1986—1987 годах М.С. Горбачев выступил с инициативой более глубоких экономических и политических перемен. С принятия в 1987 году Закона о государственном предприятии и началась экономическая «перестройка». Был существенно ослаблен контроль государства за текущей хозяйственной деятельностью госпредприятий. Руководителям и коллективам были предоставлены широкие полномочия, в частности право самостоятельного выхода на внешний рынок. Им было предоставлено значительно больше прав в распоряжении своей прибылью, в определении объема, ассортимента продукции и цен на нее. Таким образом, госпредприятия должны были перейти на полный хозрасчет и реализовать то, что не было сделано в 1965 году. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалась незыблемость государственной собственности. По-прежнему в экономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне, а также формирования механизма установления равновесия между спросом и предложением.
Впервые официально заговорили о сверхмонополизации советской экономики и необходимости конкуренции. Впервые с 1920-х годов граждане получили право легально заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью и организацией кооперативов (разрешалось открывать частные предприятия – ЧП).
С целью передачи высоких технологий из ВПК в гражданское производство была провозглашена программа военной конверсии.
В 1988 году стало более заметным снижение производства в сельском хозяйстве,а в 1990–в промышленности. Продолжала разрушаться финансовая система. В 1989 году бюджетный дефицит составил 11% ВНП, а в 1991 – уже 16%. Внешний долг к концу 1991 года превышал 60 млрд. долл. Резко выросли темпы инфляции (1990г. – 10%, в конце 1991г. – 25% в неделю), что привело к расцвету «черного» рынка и всеобщего дефицита. Золотой запас в 1985-1991 годах сократился в 10 раз и составил в конце 1991 года всего лишь 240 т. Добыча нефти сократилась с 560 млн. т до 461 млн. т в 1991 году.
В 1990 году в стране был впервые зарегистрирован абсолютный спад производства. Прирост ВВП, еще в 1989 году составлявший 3 %, составил в 1990 году 2,3 %. В 1991 году СССР вплотную приблизился к экономической катастрофе: ВВП упал на 17 %. Дефицитность экономики, выражавшаяся в хронической нехватке сырья, оборудования и потребительских товаров, резко усилилась. Ярким проявлением кризиса явились нараставшая инфляция и полный развал государственных финансов. Прежде скрытая, «подавленная» инфляция, выражавшаяся в нехватке товаров при стабильном уровне административно устанавливаемых цен, в условиях либерализации ценообразования превратилась в открытую инфляцию. В 1990 году рост цен, в основном еще регулируемых государством, составил 6 %, а в 1991 году этот показатель подскочил до 152 %. Падение доходов государства из-за сокращения производства и резкого ослабления финансовой дисциплины привело к огромному дефициту бюджета — 8 % ВВП в 1990 г. В 1991 г. дефицит бюджета принял катастрофические размеры — 26 % ВВП. Государство практически не имело возможностей покрытия дефицита, кроме как за счет эмиссии денег.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов