Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так был ликвидирован единый паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов.
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг.
Не смотря на бурное развитие рыночных отношений, в годы нэпа сохранялось жесткое государственное регулирование экономических процессов. С одной стороны, допускалось функционирование различных рыночных элементов (хозрасчета, свободной торговли, кредитно-денежных отношений), с другой, в руках государства сохранялись «командные высоты» в крупной и средней промышленности, на транспорте, в банках, внешней торговле. Считалось, что социалистический (обобществленный) сектор еще долгое время будет сосуществовать с несоциалистическими укладами (частнокапиталистическим в промышленности и торговле, мелкотоварным и патриархальным в сельском хозяйстве). При этом предполагалось, что социалистический сектор должен постепенно вытеснять остальные уклады из хозяйственной жизни страны.
Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны в дальнейшем. Разгорелись споры о способах проведения хлебозаготовок. Ещё на созванном в конце 1925 года XIV съезде РКП(б) был утвержден новый «Курс на индустриализацию». На съезде выступила «новая оппозиция» во главе с Г.Зиновьевым и Л.Каменевым, которая предлагала вернуться к принудительным методам изъятия сельхозпродукции, заменив известный лозунг «Лицом к деревне» на новый лозунг «Кулаком по деревне». Они предлагали резко повысить налоги на зажиточные слои крестьянства. Через год их поддержал Л.Д.Троцкий, считавший, что единственным источником пополнения государственного бюджета служит крестьянство, и его следует обложить ещё большим налогом, даже несмотря на то, что это приведет к разрыву «союза рабочего класса с крестьянством».
Со всей очевидностью вопрос о хлебозаготовках превращался из чисто хозяйственного в политический. От его решения зависела судьба нэпа и будущее «хозрасчетного социализма». Если бы правительство поддержало развитие рыночных отношений, то следовало бы повысить закупочные цены на продукцию сельхозпроизводства до равновесных и только после этого повысить налоги на крестьянство. На практике эти экономические стимулы использованы не были.
«Союз пролетариата и крестьянства» превратился в систему внеэкономической эксплуатации деревни, неэквивалентного обмена, выкачивания ресурсов из сельского хозяйства в пользу гипертрофированного развития промышленности. На практике это привело к глубоким диспропорциям, так называемым «ножницам цен». Если с 1913 по 1922 год цены на промышленные товары, по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства, выросли в 1,2 раза, то к концу 1923 года «раствор» ножниц цен достиг уже 300%. Поэтому крестьянство не стремилось расширять свое производство; промышленные товары становились все дороже, явственно ощущался их дефицит. В 1925/1926 финансовом году более 400 млн.т. хлеба не было вывезено на рынок и оставлено в крестьянских амбарах. В 1926/1927 году предназначенного на продажу хлеба оказалось ещё меньше, а его натуральные запасы в крестьянских хозяйствах приближались к 1 млрд. пуд.
С 1928 года наблюдается быстрый рост цен в розничной торговле на все промышленные и производственные товары. Разрыв в ценах государственных и частных заготовок хлеба достигает 100%. Заготовительный кризис, обусловленный этими обстоятельствами, заставляет государство возрождать чрезвычайные меры времен «военного коммунизма»: уже в конце 1927 года началась конфискация «хлебных излишков», установление постов на дорогах, обыск крестьянских амбаров. В итоге нэп, начатый со стимулирования сельского хозяйства, был и свернут, начиная с него.
Свертывание нэпа шло по всем направлениям экономики, что продемонстрировало полную победу интересов номенклатуры над экономическими интересами всех других слоев общества, победу политики над экономикой. Уже с 1927 года для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В 1929 году тресты потеряли свою хозяйственную самостоятельность и превратились в посредническое звено системы управления производством, а в годы первой пятилетки и вовсе прекратили свое существование. Синдикаты, наоборот, были облечены дополнительными полномочиями в сфере планового регулирования деятельности предприятий. В конце 1929 года они преобразованы в промышленные объединения (главки), которые составляли жесткую централизованную управленческую структуру. Прямые договорные поставки между предприятиями и потребителями, в 1929 году составлявшие 85% от общего объема реализуемой промышленной продукции, свелись к 5% в 1930 году.
В начале 1930-х годов происходит практически полное вытеснение частного капитала из разных секторов экономики. Доля частных предприятий в промышленности в 1928 году – 18%, в сельском хозяйстве – 97%, в розничной торговле – 24%, а уже к 1933 году – 0,5% , 20% и ноль соответственно. К этому времени были практически аннулированы все иностранные концессии.
В 1930 году произошла налоговая реформа. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено два основных вида: налог с оборота (отчислялся полностью) и отчисления от прибыли (для колхозников – подоходный налог). Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали. Налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны.
На протяжении 1930-1932 годов фактически покончено с рыночными мерами в кредитной системе страны. Кредит как таковой был заменен централизованным финансированием. Запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменено вексельное обращение. Ранее самостоятельные банки подчинены наркомату финансов и, по сути, больше не являются кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом. В итоге произошло сращивание банковской системы с государством. Банки превратились в составные элементы государственно-бюрократической структуры, окончательно утратив собственно коммерческий характер и роль самостоятельного регулятора денежного обращения. Деятельность банков подчинялась инструкциям и распоряжениям партийно-государственного аппарата. Монополизация банковского дела государством превратила банки в особый элемент политической надстройки над экономикой. Использование денег и кредита определялось идеологическими и политическими целями, а не задачей повышения экономической эффективности производства.
В связи с ликвидацией кооперативных банков все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку, который сосредоточил у себя до 97% всего объема краткосрочного кредитования. Для оставшихся к тому времени немногочисленных частных предприятий стали просто недоступны какие-либо формы кредитов.
Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.
Происходит расстройство денежной системы, созданной при Г.Я. Сокольникове в 1922-1924 годах. Уже с 1925 года происходит заметная инфляция. Денежная масса в обращении только с февраля по октябрь 1925 года увеличилась на 52%, что привело к резкому росту цен на свободном рынке, который государство не могло регулировать. В 1926 году приостановлен свободный размен червонцев на золото, наложен запрет на вывоз советской валюты за рубеж, а в 1928 году и на ввоз иностранной валюты в СССР. Ликвидирован частный валютный рынок. Госбанк начал широкомасштабную денежную эмиссию. Растет денежная масса, составлявшая в 1926/1927 году 1,3 - 1,4 млрд. рублей, в 1933 – 8,4 млрд. рублей. Цены свободного рынка отреагировали на эмиссию: в 1932 году, по сравнению с 1927/1928 годом они выросли почти в восемь раз, в том числе в пять раз на промышленные товары и в тринадцать – на продукцию сельского хозяйства.
Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на прежнем уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего в 1928 году вводится карточная система распределения. Первоначально карточки были введены в некоторых, а потом во всех городах страны; сначала на хлеб, потом – на основные продовольственные товары, а далее и на промышленные товары широкого потребления.
Индустриализация советской экономики в 20-30-х годах потребовала колоссального напряжения и мобилизации всех ресурсов страны. Переход к командной экономике сочетался с резким снижением темпов экономического роста (в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции). Очевидно, что замедление темпов явилось результатом разрыва с нэпом. Иначе говоря, если бы экономика продолжала развиваться на принципах хозрасчета, страна имела бы без надрыва и напряжения не меньше продукции во всех отраслях, включая те, что работали на нужды обороны, поскольку потенциал рыночной экономики в 1920-х годах достаточно эффективно использовался при помощи налогового регулирования. Но командные рычаги в короткий срок подавили и разрушили этот потенциал.
Таким образом, начиная с 1929 года, заменив собой новую экономическую политику, в экономике страны утверждается административная система управления, централизованная система ценообразования, распределения ресурсов и продукции; взят курс на коллективизацию в сельском хозяйстве, разработку перспективных планов – «пятилеток», соцсоревнование, монополию государства на средства массовой информации, единую официальную государственную идеологию, что приобрело ярко выраженный тоталитарный характер. К концу первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.
6. Послевоенная реформа 1947 года.
В июле 1944 года на конференции Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе (США) были подписаны соглашения о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В работе конференции участвовал и Советский Союз, но он не ратифицировал эти соглашения и оказался вне системы международных валютных и кредитных отношений. Таким образом, СССР была упущена возможность использования международного кредита и обратимости рубля в доллар США и другие мировые валюты.
Приглашение принять участие в работе Бреттон-Вудской валютной и финансовой конференции Объединенных Наций Правительство СССР получило в июне 1943 года. Это побудило И.В. Сталина задуматься о послевоенной денежной реформе. Спустя несколько месяцев он дал указание министру финансов А.Г. Звереву подготовить концепцию денежной реформы. Необходимость проведенной в 1947 году денежной реформы определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.
14 декабря 1947г. было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным.
Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 года – в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа позволила ликвидировать перекосы в ценах, обеспечить рентабельность производства и повысить покупательную способность населения, но в основном приобрела конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома. С начала 1950 года правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168г золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.
Так же как и в середине XIХ века, в середине XX века отсутствовала система коммерческих банков. Кроме того, одним из направлений экономической политики того времени было максимальное сжатие налично-денежного обращения. Происходило это за счет сохранения в деревне практически натурального хозяйства, низкой заработной платы рабочих и служащих и карточной системы в городах. Поэтому при проведении денежной реформы 1947г. требовался сравнительно небольшой объем наличных денег. Таким образом, говоря об особенностях проведения денежных реформ в России в 1839-1843 годах и в СССР в 1920-х годах, а также в 1947 году, необходимо отметить следующее. Эти реформы проводились в условиях, когда основная масса населения жила в деревне и вела натуральное хозяйство. Потребность рынка в наличных деньгах была ограниченной, поэтому затраты на проведение реформ в России были меньше, чем в индустриально развитых странах.
После войны СССР был отгорожен от всего мира «железным занавесом», не допуская «тлетворного влияния Запада» на советский народ. Поэтому внешнеэкономические отношения с западными странами и США были напряженными, а внешнеторговый оборот с 1945 по 1950 год сократился на 35%, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х годов Советский Союз оказался перед необходимостью внедрения достижений современной научно-технической революции, глубоких социально-экономических и политических перемен. Но советская директивная экономика, в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к таким шагам (кроме военно-промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной экономикой.
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г
В 1953 году советская экономика вступила в период «зрелого социализма» и относительной стабильности. Он продолжался до середины 1980-х годов. Для этого периода характерен отход советского руководства от наиболее одиозных проявлений сталинизма — массовых репрессий, жестокой эксплуатации всего населения, закрытости от внешнего мира и др. Стал постепенно повышаться уровень жизни населения благодаря снижению нормы производственного накопления до 20—23 % и выделению больших ресурсов на развитие потребительского сектора и жилищное строительство. Ускорилось научно-техническое развитие, причем не только в сфере ВПК и связанных с ним производств, но и в других секторах экономики (химии, атомной энергетике, авиакосмической промышленности и др.) Но уже в это время народное хозяйство столкнулось с исчерпанием ресурсной базы и потребностью в переходе к интенсивному типу развития.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов