Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
Непомерные военные расходы стали одним из важных факторов, повлиявших на ухудшение экономической ситуации. Прямые и косвенные расходы на гонку вооружений составляли до 50% госбюджета. Многомиллиардные капиталовложения последовали и в агропромышленный комплекс (1990г. – около 100 млрд. руб.), хотя при этом даже не обсуждался вопрос о коренном пересмотре форм хозяйствования в этом секторе экономики. Но продовольственная проблема все обострялась, и с 1989 года стал нарастать дефицит самых необходимых продуктов питания. Были введены талоны на мясо, масла, сахар, табак, муку, крупы, винно-водочные изделия.
Ослабление государственного контроля над экономикой, не компенсированное дисциплиной рынка, привело к «вымыванию» дешевой продукции, особенно с потребительского рынка, и к стремительному нарастанию несоответствий между объемами производства отраслей, между массой товаров и денег.
В январе 1991 года была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения (в течение всего несколько дней) денежных купюр номиналом 50 и 100 рублей и их обмене на соответствующие новые купюры, что привело к огромной панике среди населения. Следом за обменом денег последовало еще одно крайне непопулярное решение о пересмотре розничных цен (а точнее – о повышении цен в несколько раз). Правда, одновременно происходила и компенсация роста цен путем денежных выплат населению, но размеры компенсации явно отставали от роста цен, а в экономику буквально хлынул поток необеспеченных денег, образовав огромный «денежный навес» в виде накоплений в сберкассах и на руках населения, которые нечем было «отоваривать». Все эти мероприятия вели к окончательной потере доверия к национальной валюте, а, в конечном счете, и к руководству страны.
Участь провала постигла и другие «перестроичные» программы: жилищную, развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.
В эти годы Советский Союз стал проявлять интерес к ведущим международным экономическим организациям – Международному валютному фонду, Мировому банку и др. Можно сказать, что М. Горбачев, отказавшись от конфронтации во внешней политике, в значительной мере способствовал краху командно-административной системы.
В связи с возрастающими трудностями в экономике руководство страны решилось (не без колебаний) на реформирование политической системы СССР. Чтобы нейтрализовать влияние консервативного большинства в высшем партийном руководстве, М. Горбачев инициировал процессы демократизации общества в форме гласности, что усилило процесс формирования новых общественных движений и политических партий либерального, центристского, радикального направлений, занимавших в основном антикоммунистические позиции и критиковавшие КПСС за неспособность осуществлять руководство страной. В стране стали формироваться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов. Центр уже не мог эффективно обеспечивать их интересы. Практически вся республиканская номенклатура в ходе проведения референдумов в 1990-1991 годах заявила о стремлении выйти из Советского Союза, чтобы получить статус суверенных государств, полноправных субъектов международного права. Все республики начали формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Руководящие органы потеряли политический авторитет и административные рычаги управления, властные функции и возможности, в т. ч. и по планированию народного хозяйства. Территориальное единство страны дрогнуло, начался распад единого экономического пространства.
Летом 1991 года Верховный Совет СССР не поддержал требование главы правительства В.С. Павлова предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизационного курса в экономике (без приватизации и либерализации). Более того, законодатели ускорили разработку ряда правовых актов, закрепляющих процесс создания и функционирования рыночной экономики (законопроекты о приватизации, о предпринимательстве и т.д.).
Неудачные попытки консервативной стабилизации привели часть руководителей к созданию 19 августа 1991 года ГКЧП, что было по существу попыткой государственного переворота. 21 августа путч провалился. Именно с этого момента начался процесс фактического распада СССР как единого государства, ликвидации союзных органов власти. 8 декабря 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства, а вместе с ним прекратила существование и советская экономическая система.
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)
Практика стран, входящих некогда в мировую социалистическую систему, демонстрирует два основных варианта трансформации плановой системы в рыночную. Первый — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай). Второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в большинстве стран Восточной Европы и в России.
Выбор эволюционного или «шокового» пути зависит не столько от воли политического руководства страны, сколько от политических, экономических, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы и др. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. Этот вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Он делал политиков, осуществляющих его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить в совершенно новую форму, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса», и с исчезновением иллюзии о всесильном и популярном правительстве.
После некоторого колебания российское правительство во главе с Президентом Б.Н. Ельциным сделало выбор в пользу быстрого проведения рыночных реформ. В ноябре 1991 года было сформировано новое не только по форме, но и по существу правительство, состоящее из ученых-экономистов (Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, П. Авен, В. Лопухин и др.).
Новое правительство не пыталось внедрять отдельные рыночные элементы в чужую среду, а стремилось к созданию настоящего рынка товаров и факторов производства на основе механизма конкуренции. Основная задача правительства заключалась в макроэкономической и финансовой стабилизации одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики (либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множественности курса рубля, структурная перестройка и т.п.).
В январе 1992 года был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике – либерализация цен, приведшая к небывалому их росту (к концу 1992г. примерно в 100-150 раз). Возник кризис неплатежей. Эти мероприятия вызвали резко отрицательную политическую реакцию. Опасаясь начала банкротства предприятий вследствие либерализации цен на энергоносители и неплатежей, промышленники и лидеры профсоюзов были готовы поддержать инфляцию, являющуюся для трудящихся меньшим злом, чем безработица. Их поддержал съезд народных депутатов и многие средства массовой информации. Поэтому правительству Е. Гайдара пришлось считаться с этим и пойти на компромиссы и лавирование. Весной 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, а это означало некоторое отступление от провозглашенного курса на стабилизацию, снижение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита, что ослабило ранее жесткую кредитно-денежную политику. В результате этого осенью 1992 года резко ускорился рост цен и произошло обвальное падение курса рубля (в три раза за два месяца). Руководители предприятий, профсоюзы ценой тяжелого социального опыта наконец осознали правоту предостережений Е. Гайдара о том, что «мягкая бюджетная политика» неизбежно приведет к катастрофическим последствиям в экономике.
К тому же, назначенный в июле 1992 года председателем Центрального банка России В. Геращенко, был сторонником увеличения денежной массы в экономике, что нанесло заметный ущерб макроэкономической стабилизации. А после того как с занимаемой должности был снят Е. Гайдар, а вместо него был назначен В. Черномырдин, казалось, что с реформой покончено, и Россия находится на пороге гиперинфляции. Но назначение вице-премьером и министром финансов молодого экономиста Б. Федорова, который всеми возможными методами пытался воплотить в жизнь программу макроэкономической стабильности, позволило удержать страну от падения в пропасть.
На рубеже 1992-1993 годов в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов, поддерживающими два альтернативных варианта экономического развития. Причиной разногласий был вопрос о роли инфляции и путях ее преодоления. Борьба между ними в течение 1993 года привела к неустойчивому экономическому положению, что выразилось в колебании уровня инфляции от 12% до 35% в месяц. В этот период усилилось сращивание некоторой части предпринимателей (бизнесменов) с государством, в чем были заинтересованы обе стороны.
В результате решительной позиции Е. Гайдара борьба вокруг «дешевых денег» уступила место борьбе вокруг защиты отечественного предпри-нимательства от иностранной конкуренции. На смену явной денежной эмиссии пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в выборочной поддержке национальных предприятий. Устанавливая протекционистские преграды во внешней торговле, государство фактически подавляло конкуренцию. Все это, в конечном счете, также усиливало инфляционность экономики, поскольку бизнес, защищенный от конкуренции и тесно связанный с государством, мог получать исключительно благоприятные условия как для доступа к бюджетному финансированию, так и для проведения монополистической по сути политики ценообразования.
Весной 1993 года консервативные силы поставили ребром вопрос о доверии президенту и его социально-экономической политике, о досрочных перевыборах. Но при голосовании всего несколько голосов не хватило для отрешения Б. Ельцина от власти. Большинство населения тоже высказалось за доверие президенту, что дало дополнительные силы правительству для дальнейшего проведения приватизации и либерализации экономики.
Распад рублевой зоны в 1991-1993 годах повлек за собой потрясение в денежной системе. Образовавшиеся на территории Советского Союза новые центральные банки, выпуская рублевые кредиты, увеличивали денежную массу. Они стремились перегнать друг друга в выпуске таких кредитов, что вело к нестабильности денежной системы, к возрастающей инфляции. Распад денежной системы прошел быстро, но многие страны были абсолютно не готовы к денежным реформам, время было упущено, и практически все из них пережили гиперинфляцию. Внешнеторговые отношения с большинством стран также осуществлялись с большими трудностями, сопряженными с таможенными тарифами и квотами.
Летом 1993 года по инициативе В. Геращенко Центральным банком России, без согласия с министерством финансов, внезапно был проведен обмен денежных купюр, выпущенных в СССР и России до 1993 года, на новые деньги. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзных республиках. Но обмен денег проводился в такие короткие сроки, что среди населения поднялась паника, в сберкассах образовались огромные очереди. После вмешательства президента сроки обмена были продлены. Тем не менее, все это заметно подрывало доверие к правительству.
Противоречия между ветвями власти продолжали обостряться. В результате президент 21 сентября 1993 года издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Непосредственной причиной появления данного указа можно считать несогласие президента с принятым государственным бюджетом с 25%-ным дефицитом. Более глубокая причина заключалась в том, что законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствующие экономическим реформам, вмешивающиеся в оперативную деятельность правительства (несовершенство Конституции это позволяло).
После роспуска парламента еще более усложнилась политическая обстановка в стране. Депутаты отказывались покидать здание парламента, вследствие чего последовал штурм «Белого дома». Все это ознаменовало начало нового этапа в экономической и политической жизни России.
Наступило очень важное для реформ время. В правительство вернулся Е. Гайдар в качестве вице-премьера и министра экономики, были продолжены радикальные преобразования (либерализация сельско-хозяйственного сектора, приватизация жилья, земли, малая приватизация). Была отменена практика выдачи льготных кредитов, т.е. закончился период «дешевых денег». Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив с ноября 1993 года позитивную реальную процентную ставку. В эти месяцы заметно начали снижаться темпы инфляции, что, казалось, означало некоторую макроэкономическую стабилизацию.
В декабре 1993 года в России прошли выборы в Госдуму в соответствии с новым избирательным законом, был сформирован Совет Федерации. В ходе референдума была принята новая Конституция РФ, которая ознаменовала коренные изменения в социально-политическом устройстве страны, и, прежде всего, установление незыблемого принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Было покончено как с радикальным либерализмом, так и с господством коммунистического режима.
Но в ходе этих выборов партии демократической ориентации не сумели набрать достаточного количества голосов и оказались в Думе в меньшинстве. Е. Гайдар и Б. Федоров предпочли уйти в отставку, а в правительстве усилились позиции промышленных центристов во главе с В.Черномырдиным. Но многие их шаги были направлены на продолжение экономической реформы. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что с этого времени процесс становления рыночной экономики стал необратимым: Россия вступила на путь проведения нормальной экономической политики.
Одним из ранних проявлений реформы было создание товарных бирж, которые были универсальными и занимались продажей самых разнообразных товаров (нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь продавались на одной из специализированных бирж). Но после либерализации цен в январе 1992 года их число стало сокращаться (из 150 оставшихся только 40 функционировали постоянно). Некоторые из них быстро сменили свою направленность и превратились в настоящие фондовые биржи (биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами в 1992 году составлял 3% их общего оборота, в 1993 году возрос до 46%). Торговые биржи сыграли заметную роль в становлении рыночных отношений, послужили фундаментом для возникновения более цивилизованных биржевых структур, существующих в настоящее время.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов