Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, контрольная работа
В течение последних двухсот лет Россия много раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими.
1. Введение ……………………………………..….……………….………...3
2. Денежные реформы Екатерины II
2.1 Выпуск бумажных денег в 1769 году...........................................…..6
2.2 Манифест 1786 года об эмиссии ассигнаций................................….8
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения…...………………………………………….…………....10
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина……………………………...12
3.4. Н.Х. Бунге о важности кредита для экономического развития.….19
3.5. Денежная реформа С.Ю. Витте………………………………….…20
4. Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………23
5. Становление финансовой системы социалистического государства
5.1. Финансовая политика в годы «военного коммунизма»…………..25
5.2. Реформы Г.Я.Сокольникова в годы нэпа (1922-1924гг.)…….…...30
5.3. Формирование экономики и финансов власти в 1928-1940гг…....39
6. Послевоенная реформа 1947 года……………………………………..44
7. Особенности развития финансов СССР на этапе «развитого социализма»
7.1. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина 1965г…………..…46
7.2. Концепция «перестройки» хозяйственного механизма 1985года...52
8. Финансовый кризис при переходе к рыночной экономике
8.1. Первые шаги на пути к рынку (1991-1994гг)..……………………..56
8.2. Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Дефолт…..…63
9. Финансы в начале XXI века……………………………………...……68
10. Финансовый кризис 2008-2009 гг ……………………………………72
11. Заключение. Основные закономерности развития финансов…………84
12. Приложение ….…………………………………………………….…….86
13. Список использованных источников….………………………………..90
По сути, в России в 1786 году была проведена первая денежная реформа эпохи бумажных денег. В ее ходе в обращение были выпущены новые денежные знаки и принудительно изъяты старые. Кроме того, изменились эмиссионный орган и принципы эмиссии. Если ассигнации, выпускавшиеся на основании манифеста от 29 октября 1768 года, обращались наравне с ходячей монетой, то есть разменивались на серебро и медь, то новые ассигнации если и разменивались, то только на медь.
В 1786 году очередной выпуск ассигнаций должно было осуществлять эмиссионное банковское учреждение - Государственный Ассигнационный банк. Он создавался в соответствии с манифестом 1769 года на основе реорганизации двух ассигнационных банков – Москвы и Санкт-Петербурга. Государственный ассигнационный банк функционировал до 1843 года, когда в ходе денежной реформы государственные ассигнации были заменены государственными кредитными билетами.
Ассигнации печатались и штемпелевались по-прежнему при Сенате. Процесс изготовления бумажных денежных знаков стал завершаться проставлением на каждой облигации номера с помощью специальной машины. Готовые ассигнации подписывали от руки молодые чиновники (директора и советники директоров банка), у которых не было никаких других обязанностей, кроме проставления своей подписи на ассигнациях.
С 1818 года печатание и штемпелевание ассигнаций стала производить Экспедиция заготовления государственных бумаг в соответствии с предписаниями министра финансов, которые он давал Особенной канцелярии по кредитной части.
Несмотря на то, что введение ассигнаций более мелких номиналов (в 1790 году они составляли 36% от всей суммы ассигнаций) значительно расширило сферу обращения ассигнаций, увеличение их объема более чем в два раза привело к обесценению. Курс ассигнационного рубля к серебряному в 1788-1789 годах составлял соответственно 92,75 и 91,75 копейки. В 1795 году он снизился до 70,5 коп., в 1800 году до 66,25 коп., а в 1810 году составил только 46 копеек.
3. Финансовые реформы XIX века
3.1. М. М. Сперанский и его план по оздоровлению денежного обращения
В экономически и политически стабильных странах Западной Европы XIХ век был эпохой утверждения металлического стандарта золотого, серебряного или биметаллизма. В России в начале XIХ века была сделана попытка вернуться к серебряному монометаллизму. Инициатором денежной реформы был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Над планом ее проведения работали также профессор кафедры политической экономии Петербургского педагогического института, будущий первый ректор Петербургского университета М.А. Балугьянский и выдающийся русский политэконом, первый Председатель Департамента государственной экономии Государственного совета адмирал Н.С.Мордвинов. Концепция реформы была изложена в «Плане финансов» 1810 года. В соответствии с ним основой денежной системы страны должен был стать серебряный рубль. Предполагалось учредить новый эмиссионный банк, выпускающий в обращение кредитные билеты и производящий их размен на серебро. Ассигнации подлежали изъятию и уничтожению.
Новые принципы организации денежной системы России вводились рядом манифестов. Манифест от 2 февраля 1810 года объявлял выпущенные в обращение ассигнации долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, и заявлял о намерении погасить указанный долг. Для этого предполагалось выпустить внутренний заем, который должен был обеспечить поступление в казну ассигнаций, подлежавших в дальнейшем публичному сожжению.
Манифестом от 20 июня 1810 года в качестве всеобщей законной счетной денежной единицы устанавливался рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника и 21 доля (18 граммов). Согласно манифесту от 29 августа 1810 года медная монета становилась разменной.
К сожалению, после отставки М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова министр финансов Д.А. Гурьев прекратил проведение денежной реформы. Манифест от 9 апреля 1812 года объявил ассигнации законным платежным средством и узаконил их обращение на всей территории империи. Расчеты между частными лицами и платежи в казну должны были в дальнейшем совершаться ассигнациями, за исключением немногих сделок между частными лицами. Таким образом, за ассигнационным рублем сохранялась его прежняя функция счетной денежной единицы.
В то же время этот манифест не отменил действие манифеста от 20 июня 1810 года, и масштабом цен по-прежнему оставался серебряный рубль. Курс бумажных денежных знаков по отношению к серебру устанавливался на рыночной основе. При установлении цен товаров в серебряной монете официально признавались надбавки к ним. Поэтому курс ассигнаций постоянно колебался.
Сворачивание министром финансов Д.А. Гурьевым начатой М.М.Сперанским денежной реформы и возврат к бумажно-денежному обращению не позволили России перейти к более совершенной денежной системе. Стабилизация денежного обращения оказалась невозможной, поскольку реально это можно было сделать только после введения металлического стандарта.
Справедливости ради надо сказать, что в 1822 году, в конце срока пребывания на посту министра финансов, Д.А. Гурьев пришел к выводу о необходимости после постепенного извлечения из обращения ассигнаций заменить их билетами, основанными на серебре. Но осуществить это он уже не успел.
К металлическому стандарту Россия вернулась только в конце 30-х -начале 40-х годов XIХ века. До этого времени в стране параллельно обращались серебро, золото и ассигнации, имевшие податное обеспечение. С целью поддержания курса ассигнаций правительство (как и семьдесят лет назад) осуществляло их изъятие из обращения и одновременно требовало производить ими платежи в казну. В результате при наступлении срока платежей курс ассигнаций скачкообразно возрастал. В некоторых губерниях обмен серебряных рублей на ассигнации был крайне затруднен. Были даже случаи, когда сборщики податей, привезя из округа в город серебро и не найдя на него ассигнаций, уезжали в свои селения без платежа недоимок.
Колебания курса ассигнаций на внутренних рынках принимали форму так называемых простонародных лажей. Их сущность заключалась в том, что при общепринятой счетной единице ассигнационном рубле масштабом цен стало количество серебра, представленное на тот момент ассигнационным рублем. Стихийный поиск устойчивой счетной единицы и постоянного масштаба цен привел к практике счета на монету, что позволяло частным лицам быстро производить расчеты с государством и друг с другом.
Постоянное изменение простонародных лажей дезорганизовывало денежное обращение. В каждой губернии и даже уезде была своя оценка серебряного рубля на монету и своя счетная оценка ассигнаций. Лаж на ассигнации колебался от 7 до 30%. Фактически счетный рубль как представитель неизменного количества серебра в результате уменьшения его серебряного содержания перестал существовать.
3.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина
До 1837 года Министерство финансов не видело необходимости в восстановлении металлического обращения.
В связи с этим надо отметить, что назначение в 1823 году на пост министра финансов Егора Францевича Канкрина (1774-1845) в значительной степени изменило денежную политику. Деятельность своего предшественника Д.А. Гурьева, стремившегося поднять ценность ассигнационного рубля до уровня серебряного за счет изъятия из обращения и уничтожения ассигнаций, Е.Ф. Канкрин называл дикой и, находясь на посту министра финансов, занимался в основном упорядочением бюджета. Вплоть до 1834 года он не принимал никаких специальных мер для повышения курса ассигнаций, считая, что основная задача министра финансов должна заключаться не столько в стремлении восстановить металлическое обращение путем изъятия ассигнаций посредством заключения займов, так как трудно предполагать, чтобы результатом этого было восстановление металлического обращения (которое между тем нарушило бы интересы... населения), а в фиксации их курса.
Е.Ф. Канкрин был сторонником борьбы с простонародными лажами запретительными мерами. К выводу о целесообразности такого способа решения проблемы министр финансов пришел, сопоставив курсы ассигнаций на серебро и лажей на ассигнации в различных регионах страны. На основе этих вычислений Е.Ф. Канкрин сделал вывод, что если вычесть из цены серебра наддачу на ассигнации, то цена серебряного рубля повсеместно окажется близкой к биржевому (3,50 ассигнационного рубля) или податному (3,60 ассигнационного рубля) курсам. Но несмотря на то, что сами расчеты были верными, предпринятые по их результатам действия не дали положительного результата.
В 1834 году по инициативе Е.Ф. Канкрина правительство сделало попытку покончить с простонародными лажами, издав закон, запрещавший письменные сделки по счету на монету. Всем губернаторам были даны строгие указания наблюдать за невозвышением лажа. Однако административные меры не были и не могли быть эффективными, поскольку счет на монету был реакцией рынка на колеблющийся курс ассигнаций. Бороться с этим явлением можно было лишь путем реорганизации всей денежной системы.
Инициатором проведения денежной реформы опять (как и в начале XIХ века) выступил М.М. Сперанский. В то время как Е.Ф. Канкрин, чьим именем теперь называется эта реформа, очень долго считал, что денежное обращение в России можно стабилизировать при помощи административных мер, М.М. Сперанский написал Записку о монете, в которой доказывал, что добиться стабилизации денежного обращения можно только путем преобразования основ денежной системы. По сути, эта записка была проектом денежной реформы, проведенной в России в 1839-1843 годах. Будучи членом Государственного совета, М.М. Сперанский раздал Записку о монете для ознакомления другим членам совета. Его доводы убедили сомневающихся в необходимости проведения денежной реформы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин после прочтения этой записки также изменил свое мнение о методе стабилизации денежного обращения.
Суть проекта денежной реформы М.М. Сперанского заключалась в переходе от обращения неразменных и имевших лишь податное обеспечение ассигнаций к обращению разменных на звонкую монету кредитных билетов.
Реформу предлагалось осуществить в три этапа. На первом этапе планировался выпуск сохранных банковских кредитных билетов, обеспеченных вкладами серебра. На втором этапе должна была произойти фиксация курса ассигнаций на уровне податного курса (серебряный рубль = 3,60 рубля ассигнациями). На заключительном этапе предполагалась замена ассигнаций сохранными билетами, для чего ежегодно должны были объявляться серии ассигнаций, подлежавших замене.
Представления министра финансов о предстоящей реформе сформировались постепенно в ходе обсуждения этой проблемы в Государственном совете. Окончательный вариант проекта денежной реформы отличался от проекта М.М. Сперанского уровнем фиксации курса ассигнаций и тем, что сохранные билеты были названы депозитными билетами. Е.Ф. Канкрин считал, что фиксация курса ассигнаций должна произойти на уровне их биржевого курса (серебряный рубль = 3,50 рубля ассигнациями). Кроме того, согласно проекту Министерства финансов время осуществления реформы должно было быть более длительным, чем предполагалось в проекте М.М. Сперанского.
При обсуждении этих проблем в Государственном совете возникли разногласия. Все члены совета, за исключением Н.С. Мордвинова, были сторонниками девальвации, но относительно уровня фиксации курса ассигнаций и начала проведения реформы мнения разделились. Большинство поддерживало М.М. Сперанского. За немедленное начало денежной реформы также высказалось большая часть членов Государственного совета. Их оппоненты, в том числе Е.Ф. Канкрин, настаивали на фиксации курса на уровне биржевого и предлагали начать реформу с 1 января 1840 года.
Император Николай I наложил на меморию Общего собрания Государственного совета следующую резолюцию: «Желательно мне, чтобы принято было среднее между двух мнений и, полагаю, определив курс в 3,50, ныне же издать о сем манифест с нужными переменами, податной же курс в 3,60 оставить до 1 января 1840 года».
Экономическими и финансовыми предпосылками этой денежной реформы были рост производства, способствующий увеличению предложения товаров, бездефицитный бюджет и наличие достаточного количества серебра и золота для поддержания курса новых денег. В 30-40-х годах XIХ века в России начался промышленный переворот. В рыночные отношения начала интенсивно втягиваться деревня. Наряду с ярмарочной активно развивалась постоянная (магазинная) торговля.
Все большее значение для экономики России приобретало развитие внешнеторговых оборотов. Запретительная таможенная политика, проводившаяся в первой половине XIХ века (за исключением 1819-1822 годов), обеспечивала почти постоянное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Особенно значительный рост экспорта и увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса наблюдались в годы, непосредственно предшествовавшие денежной реформе.
Начался прилив звонкой монеты из-за границы. Ежегодный перевес ввоза золота и серебра над их вывозом в 1821-1830 годах составлял 7,1 млн. руб., а в 1831-1840 годах 11,7 млн. руб. золотом (по курсу 1 руб. = 1/15 империала). Кроме того, в России возросла добыча серебра и золота, и правительство увеличило чеканку монеты из них. Так, с 1811 по 1840 год было отчеканено 439 984 699 серебряных и 133 716 567 золотых рублей. Сильный платежный баланс обеспечивал повышение курса ассигнаций.
В связи с развитием товарно-денежных отношений в России происходила денатурализация доходов основного налогоплательщика - крестьянина и, соответственно, увеличивались налоговые поступления. Так, в 1826 году обыкновенные государственные доходы дали 320,2 млн. руб., а в 1839 году 599,7 млн. руб. ассигнациями.
Большое значение имели внешние займы. В 1815 году задолженность России по внешним займам составляла около 29 млн. руб. серебром, в 1823 году 106,8 млн. руб. серебром, в 1843 году она достигла 193,3 млн. руб. серебром.
К особенностям денежной реформы 1839-1843 годов следует отнести один из способов покрытия бюджетного дефицита, так называемые позаимствования - беспроцентные бессрочные ссуды, предоставляемые государственными банками правительству.
Интенсивный рост внутреннего государственного долга начался в России с 1817 года. Он увеличился с 259 млн. руб. ассигнациями в 1817 году (65 млн. руб. серебром по тогдашнему курсу) до 269 млн. руб. серебром в 1843 году. Этот рост в значительной мере происходил за счет позаимствований из казенных банков. В 1843 году они составили 174,5 млн. руб. серебром, то есть почти 2/3 всего внутреннего долга.
Информация о работе Основные закономерности развития финансов