Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:24, дипломная работа
Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях …………………………………………………………………………………..6
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации…. ……………6
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов……………………………..11
1.3 Исполнение местных бюджетов……………………………………………… ……17
2. Анализ формирования и исполнения бюджета Кунашакского муниципального района Челябинской области за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………………... 25
2.1 Социально-экономическое положение Кунашакского муниципального района. Тенденции развития……………………………………………………………………..25
2.2 Формирование и исполнение бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………..........35
3. Проблемы и пути совершенствования современной системы исполнения местных бюджетов ……………………………………………………..56
3.1 Покрытие бюджетного дефицита…………………………………………………...56
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов… ………….58
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местных бюджетов…….61
3.4 Направления совершенствования межбюджетных отношений…………………..63
Заключение……………………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………………..76
Приложения
Таким образом, бюджет Кунашакского района на протяжении 2006-2007гг. являлся сбалансированным, но оставались остатки денежных средств на счетах к концу года, связано это со строительством объектов на ст. Муслюмово (реализация адресной Федеральной инвестиционной программы), целевые денежные средства к концу года не осваиваивались и переносились на следующий финансовый год .[ 44. 45]
Результат исполнения бюджета за 2008 год дефицит в сумме 109 202,5 тыс. рублей.[ 46]
3. Проблемы и пути совершенствования системы исполнения местного бюджета
3.1 Покрытие бюджетного дефицита
Анализ бюджета Кунашакского района показал, что в 2008 году он является дефицитным. Причина дефицита – перевыполнение плана исполнения бюджета по расходам, то есть расходы бюджета Кунашакского района в рассматриваемом периоде превышают его доходы. Связано это с международным финансовым кризисом, запланированные субсидии и субвенции по адресным целевым программам были сокращены. Поэтому, прежде всего, для устранения причин возникновения дефицита необходимо разработать более совершенную методику планирования расходов бюджета. Также необходимо усилить контроль исполнения бюджета по расходам в течение отчетного периода.
Для покрытия возникающего дефицита администрация района использует в основном бюджетную ссуду или кредит.
Необходимо практиковать и другие методы и источники, которые приведут к покрытию бюджетного дефицита, помимо запланированных в бюджете районной администрацией:
§ рациональное использование средств бюджета;
§ сокращение потерь в области жилищно-коммунального хозяйства;
§ профилактические мероприятия в области здравоохранения;
§ создание благоприятных условий для предпринимательства;
§ оказание платных услуг муниципальными предприятиями.
Первые два направления особенно актуальны для Кунашакского района.
Изменения, связанные с проводимой в стране налоговой реформой, ведут к сокращению доходной базы бюджета района. Безусловно, от органов местного самоуправления потребуется максимум усилий, чтобы обеспечить исполнение бюджета. В связи с этим, без привлечения заемных средств невозможно обеспечить в полном объеме финансирование расходов, необходимых для стабильной работы бюджетных учреждений и предприятий.
Использовать деньги надо не по мере поступления в бюджет, а когда это выгодно.
Источниками покрытия дефицита районного бюджета должны стать такие известные методы как снижение расходных частей бюджета на коммунальные услуги, но не за счет увеличения бремени плательщиков по их оплате, а за счет сокращении потерь.
Как источник снижения расходов на коммунальные услуги можно рассматривать энергосберегающие технологии при отоплении, освещении; предварительной подготовке муниципальных помещений к зимнему периоду; снижения потерь на передачу теплоэнергии за счет улучшения качества теплосетей; приближения источника тепла к потребителю; улучшения теплоотдачи конечных источников за счет применения новых технологичных материалов и конструкций; применение современных теплоизоляционных материалов - это приведет к исключению необходимости использования нештатных локальных электрических источников тепла, приводящих к повышенному расходу электроэнергии и нагрузке на электросети.
Переход от практики латания дыр к практике поэтапного планового финансирования – есть нематериальный подход к получению материальных активов в местном бюджете.
Исходя из структуры поступлений в доходную часть бюджета, принимая во внимание значительную часть при его формировании налоговых поступлений, администрации района необходимо эффективнее заниматься обеспечением благоприятного климата для предпринимательства, созданием экономических и правовых условий для развития малого бизнеса, предоставлением малым предприятиям финансово-имущественной и организационно-методической поддержки. Приведенные примеры мероприятий позволят рассчитывать на увеличение статей налоговых поступлений местного бюджета.
Также можно рассматривать для покрытия бюджетного дефицита и следующие методы [14]:
· мобилизация доходов за счет улучшения работы производственной сферы и собираемости налогов;
· сокращение расходов за счет совершенствования расходов ведомственной структуры сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений и усиления режима экономии;
· создания резервного фонда на покрытие непредвиденных, чрезвычайных ситуаций, катастроф, стихийных бедствий.
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов
Рассмотрев в предыдущей главе процесс исполнения местного бюджета Кунашакского района, выясним, какие проблемы возникают при его исполнении.
Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов, других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Главной проблемой налоговых взаимоотношений налогоплательщиков и бюджетов является крайняя нестабильность налоговой политики, проводимой государством, неопределенность изначальных “правил игры” предприятий с государством, внесение изменений и дополнений в законы о налогах и инструкции задним числом или в течение финансового года, что с точки зрения общих принципов рыночной экономики недопустимо. Постоянное “латание дыр” налогового законодательства усложняет производственное планирование и развитие, делает непредсказуемым инвестирование, и, в конечном счете, дезорганизует предпринимательство .
Как мы выяснили в процессе анализа, в данной области основная часть доходов приходится на налоговые поступления. Несвоевременное поступление налогов и платежей в доход местного бюджета затрудняет бесперебойное финансирование государственных и местных программ.
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности трудовой и инвестиционной инициативы, а так же массовое стремление предприятий, предпринимателей и населения к скрытию доходов, усиление социальной направленности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит федерального бюджета, а так же дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требуют постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений.
Для улучшения исполнения доходной части местного бюджета необходимо создать такие условия налогообложения, которые привели бы к увеличению собираемости и к усилению налоговой дисциплины.
Другой проблемой, как в Кунашакском районе, так и на территории всей Российской Федерации является ярко выраженный и достаточно затянувшийся кризис неплатежей. Кризис неплатежей – это в свою очередь, прежде всего, результат пассивного отношения государства к экономике предприятий. Из сферы государственного регулирования совершенно неоправданно практически выпали проблемы мотивации хозяйственной деятельности предприятий, их собственности и управляющих, что фактически и привело к регулированию финансов реального сектора экономики, выразившейся в кризисе ликвидности и как следствие – втягиванию в «круг неплатежей» государственных финансовых ресурсов.
Причины, породившие кризис неплатежей обусловлены преимущественно непродуманной налогово-бюджетной политикой. К их числу можно отнести: слабую ориентацию налогово-бюджетной политики на стимулирование хозяйственной деятельности, что проявилось в чрезмерном налоговом бремени и в отсутствии целенаправленной единой системы льгот, стимулирующих деловую активность; кругооборот долгов между бюджетами и предприятиями вследствие сугубо фискальной налоговой политики, результатом которой является стремление уклонения от налогов; бюджетное финансирование до сих пор настроено, главным образом, на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики; уравнительное распределение бюджетных ресурсов, которое не только порождает иждивенчество (ведь льготы даются более слабому, а не сильному), но и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств; отсутствие нормальной амортизационной политики, приводящей к тому, что предприятия, не имея базы для собственного накопления, вынуждены «проедать» свои оборотные средства, или наращивать долги поставщикам; уход производственных инвестиций на финансовый и валютный рынки.
В условиях падения промышленного и сельскохозяйственного производства, дестабилизации ситуации на финансовом рынке, преобладания бартера в межхозяйственных отношениях крайне напряженным остается положение с поступлением налоговых платежей и сборов в бюджет района. Поэтому вопросы формирования и укрепления доходной части бюджета района, и экономии бюджетных расходов являются для администрации района сегодня наиважнейшими.
Особое значение имеет налоговое стимулирование увеличения налогооблагаемой базы, являющейся основой роста налоговых поступлений в бюджет, а также налоговое регулирование, являющееся одной из форм управления рыночной экономикой.
Администрация района принимает меры, направленные на поддержку и стабилизацию финансового состояния предприятий и организаций сферы материального производства, сельского хозяйства. Предприятиям, внедряющим перспективные проекты, предоставляется льготный налоговый режим. Такое целевое предоставление налоговых льгот вполне оправдывает себя, так как от таких предприятий в будущем можно ожидать больших и своевременных поступлений в бюджет.
Таким образом, важнейшими задачами, стоящими перед районной администрацией остаются пути улучшения собираемости налогов, сокращение неплатежей, упорядочение и дальнейшая экономия государственных расходов, снижение бюджетных издержек. Для улучшения исполнения доходной части местного бюджета необходимо создать такие условия налогообложения, которые привели бы к увеличению собираемости и к усилению налоговой дисциплины.
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местного бюджета.
Для усовершенствования процесса исполнения бюджета в 2006 году в финансовую систему Кунашакского муниципального района был внедрен программный комплекс АЦК (Автоматизированный центр контроля за исполнением бюджета).
Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе района – одна из наиболее актуальных. Финансовая ситуация в стране требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета района.
АЦК – программный комплекс, позволяющий автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, районе области, так и во всей финансовой системе области [20, с.36-43].
АЦК предназначена для ведения учета исполнения бюджета района и в рамках казначейской модели, которая предусматривает возможность:
- пообъектного учета доходов бюджета района;
- ведения росписи расходов собственного бюджета в разрезе всех бюджетных учреждений;
- ежедневный учет пообъектного и постатейного финансирования бюджетных учреждений.
В отличие от аналогичных программных продуктов АЦК планировался как комплекс для всего финансового органа, а не как набор автоматизированных рабочих мест. Он автоматизирует не только ежедневную работу специалистов района, но позволяет оперативно анализировать исполнение бюджета района на основании информации, которая хранится в базе данных. Также предоставляет возможность осуществлять информационный обмен с другими приложениями, что позволяет включить его в общую систему информатизации района.
В основу функционирования АЦК положено использование традиционной технологии финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, основанной на применении системы показателей бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета.
Программный комплекс автоматизирует основные функции финорганов по составлению и исполнению бюджета и, в свою очередь, состоит их трех подсистем:
1. Подсистема «Сводно-группировочные расчеты по бюджету района» объединяет следующие задачи:
- свод плановой информации по сети, штатам и учреждениям;
- свод отчетов об исполнении бюджета и отчетной информации по сети, штатам и учреждениям;
- учет изменений и составление уточненного плана доходов и расходов бюджета.
2. Подсистема «Составление и исполнение бюджета» состоит из следующих задач:
- составление росписи доходов и расходов;
- ведение оперативного бухгалтерского учета по исполнению собственного бюджета;
- формирование отчетности об исполнении бюджета.
Задача по исполнению бюджета основана на ежедневном вводе (с возможностью автоматического считывания с выписки банка) операций по доходам, расходам и взаимным расчетам. Программа содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные выходные формы для более детального анализа исполнения бюджета.
Кроме того, предусмотрена возможность:
§ работы со многими бюджетными расчетными счетами и неденежными (векселя, взаиморасчеты) ресурсами;
§ ежедневного отслеживания остатков ассигнований, в том числе с учетом защищенных статей;
§ учета поступления доходов с любым уровнем детализации (по плательщикам).
В программе предусмотрены режимы ввода и контроля месячных, квартальных и годовых отчетов распорядителей кредитов с последующим сводом их по схеме месячной отчетности или кодам бюджетной классификации.
3. Подсистема «Аналитические расчеты» включает комплекс задач по анализу исполнения бюджета района в разрезе показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков.
Информация о работе Основы формирования и исполннения местных бюджетов