Основы формирования и исполннения местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях …………………………………………………………………………………..6
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации…. ……………6
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов……………………………..11
1.3 Исполнение местных бюджетов……………………………………………… ……17
2. Анализ формирования и исполнения бюджета Кунашакского муниципального района Челябинской области за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………………... 25
2.1 Социально-экономическое положение Кунашакского муниципального района. Тенденции развития……………………………………………………………………..25
2.2 Формирование и исполнение бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………..........35
3. Проблемы и пути совершенствования современной системы исполнения местных бюджетов ……………………………………………………..56
3.1 Покрытие бюджетного дефицита…………………………………………………...56
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов… ………….58
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местных бюджетов…….61
3.4 Направления совершенствования межбюджетных отношений…………………..63
Заключение……………………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………………..76
Приложения

Файлы: 1 файл

2 версия диплома.doc

— 810.00 Кб (Скачать файл)

В то же время используемый метод регулирования бюджетов имеет ряд недостатков. Основной из них – наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т.д. [35, с.76].

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Изучая перспективы становления развитых рыночных отношений, крайне важным представляется проанализировать способность органов местного самоуправления самостоятельно формировать бюджет, а, значит, и степень их финансовой независимости [37, с.142].

Итак, всего существуют три источника формирования местных бюджетов. Во-первых, часть налоговых поступлений, а также поступлений от штрафных санкций, плата за лицензии и т.д.; во-вторых, доходы от государственной собственности; в-третьих, межбюджетные трансферты. Из этих источников первые два можно назвать относительно самостоятельными, третий зависит от тех, кто эти трансферты передает, т.е. от вышестоящих органов власти.

Если проанализировать структуру совокупного дохода местных бюджетов за 2008 и предыдущие годы, можно увидеть, что более половины из них составляют налоговые поступления, из них более двух третей - налог на доходы граждан.

Налог на доходы граждан, согласно Бюджетному кодексу, распределяется между бюджетами различного уровня неравномерно. Для бюджетов населенных пунктов наблюдается закономерность: чем выше статус, тем выше и доля при распределении налога на доходы граждан. Если учесть, что в больших городах доходы граждан выше, здесь более развито предпринимательство, больше подается заявок на патенты и лицензии, соответственно выше будет и поступление как от налога на доходы, так и от других налоговых и неналоговых поступлений.

Таким образом, бюджетная система приводит к тому, что у большинства населенных пунктов не остается средств для того, чтобы обеспечить себе существование без вливаний извне.

Недостаток собственных средств восполняется трансфертами, предоставляемыми преимущественно из государственного бюджета. В совокупности трансферты из государственного бюджета составляют около трети всех поступлений - официальные трансферты. Из них значительную группу составляют субвенции на социальные нужды. Первое же место среди официальных трансфертов принадлежит дотациям выравнивания - это около половины всех трансфертов, что составляет около 17 % совокупного дохода всех местных бюджетов. Но идут они только в бюджеты территориальных единиц и населенных пунктов, которые являются дотационными. Здесь они могут составлять около четверти или даже трети поступлений. Всего же доля дотаций и субвенций из госбюджета может превышать 50 %. В этих условиях органы местного самоуправления далеко не являются финансово независимыми.

Несовершенной является и система перераспределения ресурсов. Существующие механизмы указывают на то, что в результате межбюджетных трансфертов возникает "уравниловка". Создается ситуация, когда местные органы самоуправления лишены возможности самостоятельно решать собственные проблемы: одни из-за зависимости от дотаций, другие из-за того, что "лишние" средства у них изымают. Таким образом, единицы местного самоуправления лишаются стимулов для более эффективного развития инфраструктуры - проще оставаться реципиентом, чем переходить в разряд доноров. С другой стороны, они прямо оказываются зависимыми от центральных органов власти.

 

 

1.3 Исполнение местного бюджета

Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физически лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств [13, с.178].

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись – документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для ведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы [18, с.84].

Роспись доходов и расходов составляется по каждому распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета – документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежи за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета (для местных бюджетов).

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов .

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

-составление и утверждение бюджетной росписи;

-утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

-утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

-принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

-подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через уполномоченный банк (для местных бюджетов).

Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство – это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

Расходы и платежи по реализованным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство [20, с.36-43].

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движения средств федерального бюджета.

На уровне органов местного самоуправления функции Федерального казначейства выполняет уполномоченный им банк, в котором открыт счет местного бюджета. В частности, он выполняет функции:

- организации исполнения местного бюджета;

- контроля за его исполнением;

- управления бюджетными доходами и расходами;

- финансового исполнения внебюджетных фондов;

- осуществления учета и отчетности по движения средств местного бюджета.

На него возлагаются также регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей.

Исполнение местного бюджета осуществляется на основе:

- отражения банком всех операций и средств местного бюджета в системе балансовых счетов;

- накопления в уполномоченном банке всех поступлений в местный бюджет и платежей из местного бюджета;

- совершения банком всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

         Кассовое исполнение местного бюджета возлагается на уполномоченный Федеральным казначейством банк.

          Этому банку принадлежит право открытия и закрытия счетов местного бюджета, а также определения их режима.

Таким образом, исполнение местного бюджета по доходам включает:

- перечисление и зачисление доходов местного бюджета на единый счет уполномоченного банка;

- учет доходов местного бюджета и отчетность о доходах местного бюджета.

Исполнение расходов местного бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов местного бюджета включает в себя:

- утверждение и доведение бюджетных ассигнований из местного бюджета;

- утверждение и доведение лимитов обязательств местного бюджета;

- принятие обязательств местного бюджета;

- подтверждение платежных обязательств местного бюджета.

Финансирование расходов местного бюджета осуществляется уполномоченным банком. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа [37, с.49].

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетный ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиями для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджета средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований – невыполнение плана по доходам.

Информация о работе Основы формирования и исполннения местных бюджетов